НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Козлова М. Н. Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста «Мини-музей игрушки»

Оригинал материала размещен в выпуске № 11 (37) https://f.almanah.su/37.pdf


Цель: формирование у детей представлений об игрушке как носителе истории, народных и семейных традиций.
Программное содержание:
Развивающие:
·          Развивать у детей интерес к изучению истории возникновения предметов.
Обучающие:
·          Рассказать детям о русских народных игрушках.
·          Обогащать знания детей о многообразии игрушек, материалах из которых они изготовлены.
Воспитательные:
·          Воспитывать интерес к окружающему миру.
Материал и оборудование: полки и столы для музейных экспонатов, фотографии первобытных игрушек, различные куклы (тряпичные, соломенные, пластмассовые, резиновые, фарфоровые; разных размеров), народные игрушки и музыкальные инструменты, игрушки для малышей, резиновые игрушки, мягкие игрушки, пластмассовые игрушки.

Ход занятия:

Накануне организации в группе мини-музея, между педагогом и детьми возникает ситуативная беседа «Как много игрушек у нас дома». По результатам беседы, воспитатель предлагает детям принести в детский сад свою самую любимую игрушку.
Когда дети принесут в детский сад свои любимые игрушки, необходимо отвести для них особое место (например, оформить выставку «Моя любимая игрушка»).
Воспитатель: Ребята, какие разные игрушки вы сегодня принесли! А хотите побывать в музее игрушек и узнать о них побольше?
Выслушивает ответы детей.
Воспитатель: Я приглашаю Вас в музей!
Воспитатель: Мои маленькие любознайки, как вы думаете, какая игрушка появилась самой первой и считается самой древней?
Выслушивает предположения детей.
Воспитатель: Я могу сделать вам подсказку. Отгадайте загадку:
Я хорошая игрушка –
Каждой девочке подружка.
Я могу сидеть в коляске,
Закрывать умею глазки.
Дети: Кукла!
Воспитатель: Правильно, ребята! Самой первой игрушкой принято считать куклу. Но это были совсем не такие куклы, которые у нас сейчас.
Воспитатель подводит детей к первому экспонату – фотографиям первобытных кукол.
Воспитатель: Самыми древними куклами являются статуэтки, которые, делали из кости животных (как правило, мамонта или слона) или мягких пород камня (известняка, кальцита, стеатита, мергеля). На Руси первая кукла была сделана из ткани, сплетена из ниток. Эта куколка охраняла людей от злых духов и, конечно же, с ней играли дети.
Воспитатель: Позже стали делать коллекционных кукол из фарфора. Фарфор – это очень хрупкий материал, он очень легко разбивается. Поэтому, с этими куклами не играют дети, их покупают и украшают ими дом, коллекционируют.
Рассматривают фарфоровых кукол.
Воспитатель: Современных кукол делают из пластика. Это прочный и долговечный материал. Полюбуйтесь на наших куколок!
Педагог предлагает 1-2 детям описать одну из кукол, находящихся в мини-музее. Возможно использование схемы для описания.
Воспитатель: Следующими экспонатами музея стали народные игрушки. Ребята, в какой стране мы живем?
Выслушивает ответы детей.
Воспитатель: Издавна, русские люди славились своими умениями и мастерством. Еще когда не было игрушечных фабрик и магазинов, русские умельцы изготавливали детские игрушки своими руками. Как Вы думаете, из какого материала мастера на Руси изготавливали игрушки?
Воспитатель выслушивает предположения детей. Каждое предположение обсуждается.
Воспитатель: На Руси игрушки делали из материалов, которые были под рукой: лепили из глины, вырезали из дерева, выпиливали из костей животных, вязали из ниток, делали из соломы.
Педагог с детьми рассматривают народные игрушки, представленные в мини-музее.
Воспитатель: Самая известная русская народная игрушка – матрешка. Эта игрушка выточена из дерева. Она состоит из двух половин. Когда матрешку раскрываешь, внутри нее находится еще одна матрешка меньшего размера. А если открыть вторую (меньшую) матрешку, то обнаружишь внутри нее еще одну. И так до 10-12 матрешек.
Воспитатель: Кто хочет разобрать и собрать матрешку?
Воспитатель выбирает двоих детей, и они на скорость разбирают и собирают обратно матрешек.
Воспитатель: В нашу страну часто приезжают путешественники, туристы. И все они в качестве сувенира привозят из России матрешку.
Дети рассматривают и другие народные игрушки.
Воспитатель: Русские умельцы любили вырезать из дерева фигуры различных животных: медведя, лисички, зайца, котика, собачек и т.д.
Воспитатель: А еще русские люди всегда любили петь и веселиться. Поэтому из дерева делали различные музыкальные инструменты: свистульки, дудочки, ложки, балалайки, трещотки.
Педагог предлагает детям по очереди сыграть на любом из русских народных инструментах.
Затем играют в д/и «Угадай по звуку». Педагог или ребенок за ширмой играет на том или ином инструменте, а все дети должны по звуку угадать инструмент.
Воспитатель: Так же, в нашем мини-музее представлено много современных игрушек. Например, игрушки для малышей. Такие игрушки обычно очень яркие, состоящие из крупных деталей, звучащие и со световыми эффектами.
Педагог с детьми подходят к столу, на котором лежит много совершенно разных игрушек для детей разного возраста.
Воспитатель: Давайте немного поиграем?
Дети делятся на 2 команды. Одна команда выбирает игрушки для малышей, а другая команда – те игрушки, которые малышам не подойдут.
Затем, воспитатель с детьми обсуждают, какие игрушки отобрали первая и вторая команда и почему.
Воспитатель: Ребята, давайте еще раз назовем игрушки, предназначенные для малышей.
Дети называют погремушку, мягкие кубики, пирамидку и др. игрушки в соответствии с наполнением мини-музея.
Педагог обращает внимание детей на резиновые игрушки.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, из какого материала сделаны эти игрушки?
Воспитатель выслушивает предположения детей.
Воспитатель: Следующий экспонат - резиновые игрушки. Материал, из которого сделаны игрушки достаточно прочен и безопасен для детей. Чаще всего резиновые игрушки используют для игр с водой в детском саду и дома (при купании в ванной).
Переходят к следующему экспонату музея.
Воспитатель: Еще в нашем музее представлены мягкие игрушки. Их еще называют «плюшевые». Как вы думаете, почему их так называют?
Воспитатель выслушивает предположения детей.
Воспитатель: Чаще всего мягкие игрушки шьют из плюша – мягкого и пушистого материала. Мягкие игрушки бывают совершенно разных размеров: от очень маленьких, до огромных, выше человеческого роста. Эти игрушки очень мягкие и их очень любят дети. Думаю, что и у каждого из вас дома есть мягкая (плюшевая) игрушка. Верно?
Выслушивает ответы и рассказы детей.
Воспитатель: Самыми распространенными сейчас являются игрушки из пластмассы. Ребята, назовите, пожалуйста, игрушки, которые делают из пластмассы.
Выслушивает ответы детей.
Воспитатель с детьми рассматривают представленные в мини-музее пластмассовые игрушки: машины, куклы, кубики, различные конструкторы, атрибуты к сюжетно-ролевым играм и др.
Воспитатель: Мои маленькие всезнайки, а из каких еще материалов изготавливают игрушки?
Воспитатель выслушивает предположения детей.
Воспитатель: Еще игрушки делают из металла, бумаги, картона.
Рассматривают экспонаты мини-музея.
Воспитатель: Вот и подошла наша экскурсия к концу! Какие игрушки были представлены сегодня в музее, который мы посетили? Какая игрушка запомнилась вам?
Выслушивает ответы детей.
Воспитатель: Сегодня каждый из вас принес в детский сад свою любимую игрушку. Расскажите о ней.
Дети по очереди рассказывают о своих любимых игрушках. Для того, чтобы детям было легче составить рассказ, возможно использование алгоритма описания игрушки.
Далее, в свободной игровой деятельности, можно предложить детям поиграть в дидактическую игру «Из какого материала сделана игрушка?».
2020