НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Бушева Ю.В. Использование логопедических игр в работе с детьми старшего возраста

Библиографическое описание:
Бушева Ю.В. Использование логопедических игр в работе с детьми старшего возраста // Образовательный альманах. 2023. № 8 (70). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/70-2.pdf.

Логопедическая игра включает в себя игровые задания, которые помогают развивать речь, память, внимание, мышление, а также когнитивные функции. Игра может быть использована как в индивидуальных, так и в групповых занятиях с детьми и взрослыми. Предлагаю несколько примеров логопедических игр:

1. "Назови слова" - попросите ребенка назвать как можно больше слов, связанных с определенной темой. Например, "Какие слова относятся к теме транспорт?".

2. "Придумщик историй" - предложите ребенку рассказать историю, используя картинки или предметы. Это развивает его речь и воображение.

3. "Разложи правильно" – предложить ребенку набор предметов и попросить его разложить их на группы по определенному признаку. Например, цвета, формы или размеры.

4. "Нарисуй, что попрошу" - попросите ребенка нарисовать картинку на заданную тему. Это упражнение поможет развивать его творческие способности и мелкую моторику.

5. "Отгадай загадку" - предложить ребенку отгадать загадки на различные темы. Это упражнение развивает логическое мышление и способность к анализу.

6. "Перескажи историю". Попросите ребенка пересказать рассказ или историю. Это помогает понять и улучшить понимание услышанного и развить речь.

7.«Пройди по дорожке». Спокойное дыхание. Разложить на полу из кусочков цветной бумаги придуманную дорожку. предложить ребенку пройти по ней, смотреть прямо и проговорить знакомый стишок.

8. Игра «Клубок ниток»

Это упражнение помогает развить мелкую моторику рук, умение рисовать закругленные линии. Для выполнения задания нужны цветные карандаши или фломастеры, лист бумаги, на котором нарисованы клубочки ниток в виде круглой спирали. Рядом пунктирной линией или точками нарисовать клубочки. Можно нарисовать стрелки и показать направление линий.

Также можно использовать лепку из пластилина для развития мелкой моторики рук. Такие упражнения как:

9. «Вылепим вишенку» - разминаем пластилин, лепим листик и круглую вишенку, можно нанести на листик стекой жилочки.

10. «Вылепи пирамидку» - в этом упражнении лепим пирамидку из цилиндров разного цвета, развиваем мелкую моторику рук ребенка, внимание, координацию движений.

Также можно использовать артикуляционную гимнастику в игровой форме. Эти упражнения развивают речевой аппарат и способствуют правильной постановке звуков. Занятия по несколько раз в день в течении 3 -5минут.

«Дудочка»

Дети вытягивают губы вперед длинной трубочкой. Упражнение вырабатывает движение губ вперед, укрепляет мышцы, способствует подвижности губ.

«Киска лакает молоко»

Дети открывают рот, губы в улыбке, и широким кончиком языка гладят небо, делая движение назад – вперед. Гимнастика развивает подвижность языка.

«Пыхтелка»

На щетку колючую очень похож

В клубочек свернувшийся маленький… (еж).

Дети произносят на активном выдохе слог «пых». Упражнение способствует укреплению губ и закрепляется равномерный выдох.

«Зверек»

Словно рыженькая стрелка,

По деревьям скачет… (белка).

Поднимают верхнюю губу и опускают нижнюю, обнажая сомкнутые зубы, опускают губы обратно. Упражнение развивает подвижность и укрепляет мышцы губ.

«Мишка вытягивает губы».

Не умеет песни петь,

Любит мед. Кто он? (Медведь).

Вытягивают вперед сомкнутые губы, удерживают их в таком положении 5-10 секунд и возвращают обратно. Упражнение вырабатывает движение губ вперед, укрепляет мышцы губ вперед, укрепляет мышцы губ, развивает их подвижность.

Игра «Хлоп-шлеп».

Показывайте на картинке или называйте одушевлённые и неодушевлённые предметы: петух, курица, будка, забор, щенок, солнце и т. д. Хлопаем в ладоши, если «живое», шлёпаем по коленям, если «неживое». Не торопитесь называть слова — дайте ребёнку подумать. Постепенно вы сможете сократить интервал между словами.

Игра «Кто чей сосед?»

Задание направлено на развитие словаря и способности пространственной ориентации, закрепление понятий «центр (середина) », «верх — низ», «право — лево», определение объектов по углам листа.

«Мой весёлый мяч»

Играем с массажным мячиком. Чем интенсивнее массаж пальчиков — тем активнее двигательно-речевая координация и тем лучше развивается речь малыша. В эту игру можно играть, вспоминая любую считалочку, стихотворение или скороговорку.

Занимаясь с детьми используя логопедические игры, можно развить основы грамотной речи и письма. Это очень важная часть подготовки к школе.

Библиографический список литературы:

1. Шашкина Г. Р. Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи. — М.: Юрайт, 2020. — 216 с.

2. Ворошнина Л. В. Методика развития речи и общения детей, не посещающих ДОУ: практ. пособие для СПО / Л. В. Ворошнина. — 2-е изд. — М.: Юрайт, 2017. — 158 с.

3. Граб Л.М. Тематическое планирование коррекционной работы в логопедической группе для детей 5-6 лет с ОНР. М.: Издательство «Гном и Д», 2005.

4. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. М.: «Айрис Пресс», 2004.

5. Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР. СПб.: издательство «Детство-Пресс», 2008.
2023