НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Съедина А.Ю., Давыдова Т.А. Интеллектуальное развитие детей старшего дошкольного возраста посредством использования в образовательном процессе дидактических игр

Библиографическое описание:

Съедина А.Ю., Давыдова Т.А. Интеллектуальное развитие детей старшего дошкольного возраста посредством использования в образовательном процессе дидактических игр // Образовательный альманах. 2023. № 6 (68). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/68-1.pdf.

Игры в детстве являются ведущим видом деятельности человека и имеют для него огромное значение. Различные виды дидактических игр являются «золотым запасом» взрослых, которые грамотно руководя игрой, помогают детям обучаться незаметно и естественно для своего возраста.

Интеллектуальное развитие является одним из важнейших направлений развития детей в возрасте 5-7 лет. Эффективным средством такого развития является дидактическая игра, которая представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление; она является и игровым методом обучения детей, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством формирования у детей различных качеств, умений, навыков.

В старшем дошкольном возрасте ребёнок должен быть подготовлен к ведущей в младшем школьном возрасте деятельности - учебной. Важное значение при этом будет иметь развитие интеллектуальных способностей и формирование соответствующих умений у детей.

В работе дошкольных учреждений большое место занимают дидактические игры. Они используются в организованной образовательной деятельности и в самостоятельной деятельности детей. Выполняя функцию средства обучения, дидактическая игра может служить составной частью образовательной деятельности. Она помогает усваиванию, закреплению знаний, овладению способами познавательной деятельности. Дети осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать. Использование дидактической игры как метода обучения повышает интерес детей к образовательной деятельности, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение программного материала.

Вопрос полноценного развития интеллектуальных и познавательных способностей детей дошкольного возраста по-прежнему остается актуальным на сегодняшний день. В дошкольном возрасте быстрым темпом идет накопление знаний, формируется речь, совершенствуются познавательные процессы, ребенок овладевает простейшими способами умственной деятельности.

Одним из эффективных средств развития интеллектуальных способностей является дидактическая игра – это незаменимое средство обучения детей преодолению различных затруднений в умственной деятельности. В дидактической игре происходит формирование восприятия, мышления, памяти, речи - тех фундаментальных психических процессов, без достаточного развития которых нельзя говорить о развитии интеллекта ребёнка. При помощи дидактических игр развиваются необходимые каждому ребёнку интеллектуальные способности, уровень развития которых, 4 безусловно, сказывается в процессе школьного обучения и имеет большое значение для последующего развития личности.

В игре происходит формирование восприятия, мышления, памяти, речи - тех фундаментальных психических процессов, без достаточного развития которых нельзя говорить о развитии интеллекта ребёнка. При помощи дидактических игр развиваются необходимые каждому ребёнку интеллектуальные способности, уровень развития которых, безусловно, сказывается в процессе школьного обучения и имеет большое значение для последующего развития личности. Поэтому проблема интеллектуального развития старших дошкольников через дидактическую игру на сегодняшний день имеет особую актуальность.

Игра для ребенка - не просто интересное времяпрепровождение, но способ моделирования внешнего, взрослого мира, способ моделирования его взаимоотношений, в процессе которого, ребенок вырабатывает схему взаимоотношений со сверстниками. Дети с удовольствием сами придумывают игры, с помощью которых самые банальные, бытовые вещи переносятся в особый интересный мир приключений.

Игра будет являться средством воспитания и обучения, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, педагог воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на формирование интеллектуальных способностей.

Таким образом, основными аспектами развития интеллектуальных способностей старших дошкольников можно назвать следующие: - в игре развивается мотивационно-потребностная сфера: возникает иерархия мотивов, где особое значение для ребенка приобретают социальные мотивы, нежели личные; - преодолевается познавательный и эмоциональный эгоцентризм: ребенок, принимая роль какого-либо персонажа, героя и учитывает особенности его поведения, его позицию; - развивается произвольность поведения: разыгрывая роль, ребенок стремится приблизить ее к эталону. Воспроизводя типичные ситуации взаимоотношения людей в социальном мире, ребенок подчиняет свои собственные желания, импульсы и действует в соответствии с социальными образцами; - развиваются умственные действия: формируется план представлений, развиваются интеллектуальные способности и творческие возможности ребенка.

Огромный интерес для старших дошкольников представляют игры в процессе обучения - дидактические игры. Эти игры заставляют думать, предоставляют возможность учащемуся проверить и развить свои способности. Они являются одним из средств развития интеллектуальных способностей. Дидактические игры (развивающие, познавательные) способствуют развитию у детей мышления, памяти, внимания, творческого воображения, способности к анализу и синтезу, восприятию пространственных отношений, развитию конструктивных умений и творчества, воспитанию у учащихся наблюдательности, обоснованности суждений, привычки к самопроверке, учат детей подчинять свои действия поставленной задаче, доводить начатую работу до конца.

Таким образом, дидактическая игра очень важна для развития интеллектуальных способностей старших дошкольников. Дидактические игры помогают усвоению, закреплению знаний, овладению способами познавательной деятельности.

Существуют разнообразные виды дидактических игр. Часто они интегрируются с сюжетно-ролевыми, подвижными, театрализованными играми. При этом дидактическая игра тесно переплетена с процессом обучения и активно способствует развитию интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста.

Единая классификация в российской педагогике отсутствует, так как ученые разделяют дидактические игры по различным критериям. Есть несколько видов объединения обучающих игр. 1) По использованию материала: - настольно-печатные – «ходилки», разрезные картинки, лото, домино; - игры с предметами – природным материалом, мозаикой, народной игрушкой; - словесные – «Краски», «Загадки» и т. д. 2) По содержанию обучения и воспитания: - по формированию математических представлений; - сенсорные; - словесные; - по ознакомлению с природой; - другие игры, которые несут в себе определенные воспитательные и образовательные задачи, направлены на развитие интеллектуальных способностей. 3) По виду деятельности: - беседы; - путешествия; - загадки; - поручения; - предположения.

Дидактическая игра как форма обучения содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Процесс обучения приобретает эмоционально-познавательный характер. Обучение происходит в процессе активной и интенсивной для детей игровой деятельности. А. П. Усова, оценивая дидактическую игру и ее роль в системе обучения, писала о том, что дидактические игры, игровые задания и приемы позволяют повысить восприимчивость детей, разнообразят учебную деятельность ребенка, вносят занимательность. Дидактические игры для старших дошкольников от детей других возрастов отличаются по сложности, но имеют единую структуру. Структура дидактической игры вмещает: - дидактическую задачу; - игровую задачу; - игровые действия; - игровые правила; - результат игры.

В целом, сущность дидактической игры заключается в решении познавательных задач, поставленных в занимательной форме. Само решение познавательной задачи связано с умственным напряжением, с преодолением трудностей, что приучает ребенка к умственному труду, развивает у него интеллектуальные способности. В старшем дошкольном возрасте начинает развиваться логическое мышление, но словесно-образное ещё остаётся доминирующим видом мышления в данном возрасте. Усваивая или уточняя в дидактической игре тот или иной материал, дети учатся наблюдать, сравнивать, классифицировать предметы по тем или иным признакам, развивают память, внимание, связно рассказывать, описывать предметы, они проявляют сообразительность и находчивость. В дидактических играх учащиеся познают цвет, форму, величину, числовые и пространственные отношения предметов. Таким образом, дидактическая игра способствует развитию интеллектуальных способностей у детей старшего дошкольного возраста.

Большую ценность в интеллектуальном развитии детей представляют словесные игры. Правильно используемые дидактические игры помогают формировать у детей усидчивость, умение тормозить свои чувства и желания, подчиняться правилам. В играх ребёнок вынужден проявлять умственную активность и настойчивость в овладении окружающим, в осуществлении задуманного, умение ставить цель и добиваться её решения.

Во время организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений, с детьми можно организовать следующие игры: «Отгадай фигуру», «Собери фигуру», «Превращения», «Чудесный лес», «Четвёртая картинка». Цель данных игр учить детей некоторым способам обозначения: три свойства разных геометрических фигур (форма, величина, цвет) обозначаются различными предметами, учить детей обозначать каждую фигуру, называть её признаки, пользуясь условным изображением, учить детей описывать (называть) геометрические фигуры с помощью принятых условных обозначений.

Играя в такие дидактические игры как «Какой цифры не стало?», «Сколько?», «Путаница?», «Исправь ошибку», «Убираем цифры», «Назови соседей», дети учатся свободно оперировать числами в пределах 10 - 20 и сопровождать словами свои действия.

Организуя игры с заданиями на создание новых образов «Чудесные превращения», дети старшего дошкольного возраста учатся создавать в воображении различные образы и ситуации на основе наглядных моделей.

Проводимые игры и упражнения способствуют интеллектуальному развитию детей, развивают внимание, память, речь, воображение, логическое мышление. При отборе содержания необходимо, чтобы учебный материал был эмоционально насыщен, запоминался. Выбор игры в первую очередь зависит от того, какие воспитательные задачи требуют своего разрешения. Если игра коллективная, необходимо хорошо знать, каков состав играющих, их интеллектуальное развитие, физическая подготовленность, особенности возраста, интересы, уровни общения.

Таким образом, интеллектуальное развитие дошкольников – многогранный процесс, связанный с развитием всех сторон личности ребёнка, оно является важнейшей составной частью общего психического развития, подготовки к школе и ко всей будущей жизни. В возрасте 5-7 лет, дети отличаются достаточно высоким уровнем интеллектуального развития: появляется расчлененное восприятие, интенсивно развивается воображение, вырабатываются обобщенные нормы мышления.

Библиографический список

1. Азаров Ю.П. Игра в дошкольном возрасте. М.: Мысль, 2000. - 48 с.

2. Богусловская З.М. Психологические особенности познавательной деятельности детей-дошкольников в условиях дидактической игры. М.: Просвещение, 1996. - 254 с. - 268 с.

3. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду - / А.К. Бондаренко – М., 2005. - 133 с.

4. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Дорофеев Э.М. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования. - Издание пятое (инновационное), исп. и доп. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. - 336 c.

5. Запорожец А.В., Эльконин Д.Б., Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов. - М.: Просвещение, 1998.

6. Сорокина А.И. Игры и игровые упражнения для развития речи. / А.И. Сорокина – М., 2003. - 228 с.

7. Усова А.П. Роль игры в воспитании детей. - / А.П. Усова – М., 2001. - 345 с.
2023