Актуальные вопросы преподавания предметов гуманитарного цикла

Пилипенко Т.Б. Классный час, посвященный 3 сентября 1945 г. – Дню окончания Второй мировой войны «Чтобы помнили поколения…»

Оригинaл материала размещен в выпуске № 9 (59) https://f.almanah.su/59.pdf


Цель мероприятия: Воспитание исторической грамотности и чувства патриотизма у подрастающего поколения, формирование чувства сопричастности с происходившими историческими событиями в годы войны; расширить представление детей о Великой Отечественной войне; развивать интерес к изучению истории войны; воспитывать чувство ответственности за свои поступки, уважение к людям старшего поколения; способствовать воспитанию патриотизма, гордости за свою страну и народ; воспитание уважения к пожилым людям: ветеранам войны, труженикам тыла – участникам Великой Победы, чувство гордости за народ победитель.
Задачи:
Воспитательные:
- Воспитание сознательной любви к Родине, чувство патриотизма, уважения к историческому прошлому своего народа.
Развивающие:
- Развивать умение анализировать, выделять главное, обобщать, доказывать и опровергать, определять и объяснять понятия, касающиеся мероприятия.
Образовательные:
- Обеспечить высокий интерес к теме, углубить знания обучающихся по теме, сопоставить имеющиеся знания с новой информацией, обеспечить высокий уровень мыслительной деятельности, эмоциональный и творческий подъем для изучения темы: «Вторая мировая война – самая крупная трагедия в истории человечества».
План классного часа
1. Вступительная беседа.
2. Рассказ об участнике ВОВ.
3. Информационный блок. Игра «Города - герои» (презентация).
4. Выступление агитбригады «Песня в солдатской шинели» (инсценировка песни к фильму «А зори здесь тихие»).
5. Викторина.
6. Заключительная беседа «Как чтить память?».
7. Подведение итогов (рефлексия).

Ход классного часа

1. Вступительная беседа
Классный руководитель:
  Близится День окончания Второй мировой войны – 3 сентября - это своего рода второй День победы — победы над Японией, которой как раз и закончилась Вторая мировая война… На уликах, в транспорте все чаще встречаешь людей, у которых на груди черно-оранжевыми ленточка - символ памяти, знак преемственности поколений.
  Это значит, что в очередной раз стартовала акция «Георгиевская ленточка». Георгиевская лента — это элемент многих боевых орденов России, СССР, Российской Федерации. Свое название эта черно-оранжевая лента получила от ордена Святого Георгия Победоносца. Георгиевская лента присутствовала на всех четырех степенях этого боевого ордена, на других наградах императорской России.
  В годы Великой Отечественной войны, 8 сентября 1943 г., в продолжение боевых традиций русской армии был учрежден орден Славы трех степеней.
Классный руководитель:
  Каждый год в мае наша страна празднует День Победы. Долгих, мучительных 4 года длилась эта война на территории нашей страны. Весь народ поднялся на защиту своего отечества, поэтому война называлась отечественной. Все от мала до велика, шли сражаться с врагом, который пришел на нашу землю с войной: захватывать, уничтожать, стирать с лица земли, сжигать деревни и села, эшелонами угонять в плен и убивать русский народ.
Чтец:
Помните!
Через века, через года.
Помните!
О тех, кто уже не придет никогда, -
Помните!
Классный руководитель:
  2 июня 1941 года без объявления войны, вероломно нарушив договор о ненападении между Германией и СССР, немецко-фашистские войска внезапно вторглись на территорию нашей Родины. Так началась Великая Отечественная война.
  “Внимание! Говорит Москва! Передаем важное правительственное сообщение. Граждане и гражданки Советского Союза! Сегодня в 4 часа утра, без всякого объявления войны германские вооруженные силы атаковали границы Советского Союза”.
Чтец:
Страна цвела. Но враг из-за угла
Свершил налет, пошел на нас войною.
В тот грозный час,
Стальною став стеною,
Вся молодость оружие взяла, чтоб отстоять Отечество родное.
Классный руководитель:
На защиту Родины встали не только взрослые, но и дети. Идя в бой, бойцы давали клятву Родине в том, что будут действовать стремительно и смело, не щадя своей жизни ради победи над врагом.
Чтец:
Вот сорок первый год, конец июня, 
И люди спать легли спокойно накануне.
Но утром уже знала вся страна,
Что началась ужасная война
Чтец:
Июнь. Тогда ещё не знали мы,
Со школьных вечеров шагая, 
Что завтра будет первый день войны, 
А кончится он лишь в 45-м. в мае.
Классный руководитель:
  Заканчивалась короткая ночь 22 июня 1941 года. Близился рассвет… и вдруг пограничники наших западных застав обратили внимание, что из-за границы как бы движется тёмная туча, которая быстро приближалась и наполняла все зловещим гулом. Это неслась армада фашистских самолётов. Она пересекла воздушные рубежи Советского союза и начала бомбёжку городов, железнодорожных станций, военных и гражданских объектов. Вслед за фашистскими самолётами ударила вражеская артиллерия, пошли в ход танки с крестами на башнях, а вслед за ними пехота. На нашу страну обрушился удар невиданной в истории армии вторжения:
- 190 дивизий, свыше 4000 танков,
- более 47 000 орудий и минометов,
- около 5000 самолетов,
- до 200 кораблей.
  Началась самая кровопролитная и жестокая, самая тяжёлая и трагическая война из всех войн, которые до этого были на земле.
Началась Великая Отечественная война…
Чтец:
Тот самый длинный день в году,
С его безоблачной погодой
Нам выдал общую беду
На все, на все четыре года.
Классный руководитель:
  Война – это 4 года, это 1418 бессонных дней и ночей. Она унесла миллионы людских жизней. Со школьной скамьи уходили ребята на фронт. Те, кто сражался на фронте, отдавали все свои силы для достижения победы над врагом. Многие из них не вернулись. А дома оставались только женщины и дети.
  Одним из основных источников могущества нашей армии была связь фронта с тылом. Шло оружие, боеприпасы и снаряды для фронта. Нелегко было перестроить промышленные предприятия на военный лад и наладить производство эвакуированных заводов, но люди отдавали этому делу все свои силы.
Война. Страшней нет ничего на свете,
«Для фронта всё!» – девиз страны таков,
Трудились все: и взрослые, и дети
В полях и у мартенов, у станков.

  В годы войны погибли свыше 27 миллионов наших граждан.
  Минутой молчания почтим память тех, кто отдал свои жизни в борьбе за мир и счастье на земле, за нашу с вами жизнь.

Прошу всех встать! (Проходит минута молчания)

Чтец:
Вечная слава и вечная память
Павшим в жестоком бою!
Бились отважно и стойко с врагами 
Вы за отчизну свою!
Не плачьте!
В горле сдержите стоны, горькие стоны.
Памяти павших будьте достойны!
Вечно достойны!
Люди!
Покуда сердца стучат – помните!
Какою ценою завоевано счастье, -
Пожалуйста, помните!
Классный руководитель:
  Весной 1945 года Великая Отечественная война закончилась.
8 мая 1945 года был подписан акт о полной и безоговорочной капитуляции Фашистской Германии, а 9 мая – объявлен днём Великой Победы великого советского народа над гитлеровской Германией. Наша армия разгромила фашистов и освободила народы всего мира от этого величайшего зла. И до сих пор в нашей стране 9 мая празднуется День Победы!
Цена победы сложена из многих факторов:
  • Благодаря таланту военачальников и командиров была создана мощная боевая армия, которая была способна дать достойный отпор врагу.
  • Отчаянная вера нашего народа в Победу.
  • И самая страшная плата за Победу – 27 миллионов унесенных жизней советских людей, павших в сражениях, умерших от ран и голода, погибших в лагерях смерти и под бомбёжками.
Чтец:
Сегодня праздник входит в каждый дом.
И радость к людям с ним приходит следом.
Мы поздравляем вас с великим днем,
С днем нашей славы!
С Днем Победы!
2. Рассказ об участнике ВОВ
Классный руководитель:
  Война – страшное слово. Нет ни одной семьи, которую она не коснулась. И нашу семью война не обошла стороной. Я хочу рассказать про своего дедушку - Швальба Аркадия Эрнестовича, но словами правнучки, которая написала рассказ про своего прадедушку, и он вошел в книгу «Победа поколений», изданную в Санкт-Петербурге Университет Гражданской Авиации.

«Благодарить мы могли б неустанно.

Разве затянутся прошлого раны.

Ждут не хвалебных речей ветераны,

А чтобы память была постоянной».


  Великая Отечественная война – это парад 9 Мая! Это слёзы ветеранов, это Вечный огонь, это море цветов и медали.
  Умирают ветераны, и тихо уходит память о войне.
  22 июня 1941 года – это один из самых трагических дней в истории нашей страны. 74 года назад отгремела Великая Отечественная война, но её отголоски слышны до сих пор. 27 миллионов жизней унесла эта война. Вся страна работала на Победу. Все люди, и русские, и украинцы, и латыши, и поляки, встали на защиту Родины. 1418 дней и ночей бушевал огонь войны. Война уничтожила всё вокруг, ничего не щадя. Нет семьи, которой бы не затронула война.
  Война не прошла и мимо моей семьи.
  Моему прадедушке было 17 лет, когда началась война. Сначала он работал на заводе под городом Комсомольском. В мае 43-го года он оказался под Ленинградом. 96-ая артиллерийская бригада резерва Верховного главнокомандования, в которую был направлен мой прадедушка, стояла в 6-и километрах от города. До января 44-го держала оборону на Пулковской высоте.
  Каждый день бомбёжки. Не сосчитать и не упомнить всех товарищей, погибших в этих боях.
  Умирая, один из друзей попросил, чтобы прадедушка взял себе его имя - Аркадий. Так Арвида стали называть Аркадием.
  Под Ленинградом прадедушка получил первые медали «За оборону Ленинграда» и «За боевые заслуги».
  В 44-ом году был переведён во второй Белорусский фронт. От обороны наши войска перешли в наступление и гнали немцев, освобождая новые и новые города.
  Прадедушка в то время был радистом. Военные дороги его пролегли через город Псков и довели до Прибалтики.
  Весть о долгожданной Победе застала его в Кёнигсберге. Ещё шли ожесточённые кровопролитные бои, а по рации передали, что война закончилась. Советские солдаты радовались до слёз, обнимались, кричали «Ура».
  На груди моего прадедушки засеяли ещё одна медаль «За взятие Кёнигсберга» и орден «Красной Звезды».
  А ещё прадедушка рассказывал, как взял «языка»: «Случилась на линии связи поломка, я взял кусачки и пошёл её устранять. Глядь, не далеко от линии связи стоит немецкий солдат. Я не растерялся, подкрался к нему сзади, приставил к нему кусачки и захватил в плен».
  За взятие «языка» прадедушка был представлен к медали «За боевые заслуги».    
  В 1947 году он вернулся домой, встретил девушку, которая стала его женой. В семье родилось четверо детей. Выросло 7 внуков, три правнучки и один правнук.
  Ветераны войны – это наша живая история, наша прошлое. А без прошлого у нас не было бы светлого будущего, об этом нужно нам всегда помнить.
  9 мая мы будем вспоминать всех погибших в боях за Родину. Низко кланяемся тем, кто отстоял для нас мирную жизнь и свободу.
  С каждым годом всё больше редеют колонны ветеранов на параде Победы. И пусть пламя вечного огня, зажжённого как символ памяти и скорби, напоминает нашему поколению о Великой Отечественной войне, не позволяя забывать героической истории наших предков, потому что воевали они за свободу, за Родину, за родных и близких, а значит и за нас.
  Пройдут годы, столетия, но никогда не забудется героический подвиг советского народа в Великой Отечественной войне.
  В честь героев Великой Отечественной войны всегда будет гореть Вечный Огонь у памятника Неизвестному солдату.
  Никто не забыт, ни что не забыто!»
3. Информационный блок. Игра «Города – герои» (презентация)
4. Выступление агитбригады «Песня в солдатской шинели» (инсценировка песни к фильму «А зори здесь тихие»)
Классный руководитель.
  Вторая мировая - суровая и кровопролитная война, которая закончилась на Дальнем Востоке, когда была одержана победа над Японией – последним союзником фашистской Германии.
  3 сентября отмечается День воинской славы России — День окончания Второй мировой войны (1945 год). До 2020 года эта дата отмечалась 2 сентября, согласно Федеральному закону «О внесении изменений в статью 1(1) Федерального закона «О днях воинской славы и памятных датах России»» от 23 июля 2010 года. Но в апреле 2020 года в данный закон были внесены изменения, согласно которым празднование было перенесено на 3 сентября.
  Совсем новым этот праздник не назовешь, — он был учрежден в СССР 3 сентября 1945 года — на следующий день после капитуляции Японии во Второй мировой войне — Указом Президиума Верховного Совета СССР как День победы над Японией. Но долгие годы в официальном календаре знаменательных дат праздник фактически игнорировался.
  Лишь в 2010 году 2 сентября было объявлено в России памятной датой, в знак памяти о «соотечественниках, проявивших самоотверженность, героизм, преданность своей Родине и союзническому долгу перед государствами — членами антигитлеровской коалиции при выполнении решения Крымской (Ялтинской) конференции 1945 года по Японии».
  Международно-правовым основанием для установления этого праздника стал Акт о капитуляции Японии, подписанный 2 сентября 1945 года на борту американского линкора «Миссури» представителями союзных государств, в том числе СССР, находившихся в состоянии войны с Японией и участвовавших в военных действиях. Этот документ и ознаменовал окончание Второй мировой войны, которая началась 1 сентября 1939 года нападением фашистской Германии на Польшу.
  История России всегда была богата знаменательными событиями, достойными быть увековеченными в народной памяти. Во все века героизм и мужество русских воинов, мощь и слава русского оружия были неотъемлемой частью величия Российского государства.
  Памятная дата — 3 сентября — это своего рода второй День победы — победы над Японией, которой как раз и закончилась Вторая мировая война.
5. Викторина.
1. Назовите хронологические рамки Второй мировой войны.
2. Сколько государств принимало участие во второй мировой войне?
3. Какое количество континентов и океанов были задействованы в военных действиях?
4. Какие государства входили в антигитлеровскую коалицию?
5. Какие государства составляли нацистский блок?
6. Когда был подписан первый акт о капитуляции Германии? Кто из военачальников участвовал в его подписании?
7. Когда был подписан акт о безоговорочной капитуляции Германии? Кто из военачальников участвовал в его подписании?
8. С какого года ведутся военные действия на дальнем Востоке? Когда они стали частью Второй мировой войны? 
9. Какое государство стало главным противником антигитлеровской коалиции на Дальнем Востоке?
10. Когда и на какие города Японии были сброшены атомные бомбы?
11. В разгроме, какой армии принимали участие советские солдаты на дальнем Востоке? Каковы потери СССР в этом регионе?
6. Заключительная беседа «Как чтить память?»
Классный руководитель.
Сегодняшний классный час мы начали с черно-оранжевой ленточки, которую в эти дни можно встретить и на машинах, и на людях. Лента красивая, создает ощущение праздника, но хорошо это или плохо, что ее так много? Хочу услышать ваше мнение. (Дети высказываются.)
В России уже более шести веков существует традиция почитания погибших воинов. Эту традицию установил князь Дмитрий Донской. Сразу же после победы на поле Куликовом он предложил Церкви поминать павших воинов. А не так давно прибавился еще один день особого поминовения - 9 Мая. В этот день Церковь своими молитвами поминает всех усопших воинов, за веру, Отечество и народ жизнь свою положивших, и всех страдальчески погибших в годы Великой Отечественной войны.
Была такая традиция - поминать. Сейчас она восстанавливается. Может быть, и в ваших семьях 9 Мая и 3 Сентября кто-то придет в церковь, поставит свечку за воевавших, страдавших и умерших в годы войны.
5. Подведение итогов
Классный руководитель.
Какие факты вызвали у вас: а) удивление; б) восхищение; в) сожаление?
Была ли у вас своя точка зрения в начале классного часа?
Как она изменилась в конце?
Какая информация повлияла на вашу позицию? (Дети высказываются.)

2022