НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Буланова И. А., Красникова Т. С., Рыбина М. А., Чудакова И. В. Проект «Сохраним и укрепим здоровье в детском саду» для детей старшего дошкольного возраста

Оригинал материала размещен в выпуске № 6 (44) https://f.almanah.su/44.pdf


Актуальность проекта
Самой актуальной проблемой на сегодняшний день является укрепление здоровья детей. Из года в год увеличивается количество детей не только с врождёнными заболеваниями, но и с приобретёнными в процессе жизни дефектами здоровья. В связи с этим нами был разработан проект «Сохраним и укрепим здоровье в детском саду», девизом которого является «Ты счастлив завтра, если думаешь о здоровье сегодня!»
Цель проекта: Формировать представление у дошкольников о здоровом образе жизни, умение заботиться о своём здоровье.
Задачи проекта:
·          Пропагандировать здоровый образ жизни.
·          Подвести к осознанию потребностей ребёнка в знаниях о себе и о своём здоровье.
·          Учить детей оценивать и прогнозировать своё здоровье.
·          Формировать навыки ухода за телом, создавать условия для закаливания.
·          Рассказать детям о витаминах и полезных продуктах.
Тип проекта: познавательно - творческий, групповой
Продолжительность: 1 месяц
Участники: дети старшей группы, воспитатели, родители
Ожидаемые результаты:
- Знать несложные приёмы самооздоровления;
- Иметь простейшие представления о мероприятиях, направленных на сохранение здоровья (соблюдение режима, правильное питание, чистота тела, спорт);
- Повышение речевой активности, активизация словаря;
- Полученный опыт позволит избежать несчастных случаев;
- Приобретённые навыки помогут осознанно выбрать здоровый образ жизни, что позволит снизить заболеваемость детей.
Этапы реализации проекта
1-й этап – подготовительный
Его цели:
- изучить методическую, научно - популярную и художественную литературу по теме;
- подобрать иллюстративный материал по данной теме, игрушки, атрибуты для игровой, познавательной, театрализованной деятельности;
- составить план мероприятий на каждый день, картотеку стихов, загадок, пословиц, массажа, зрительной и дыхательной гимнастики;
- привлечь родителей к совместной работе с ДОУ по воспитанию культуры здоровья у детей старшего дошкольного возраста.
2-й этап – Основной
Работа с детьми по неделям:
1 неделя «Сохрани своё здоровье сам»
Цель: Воспитать у детей осознанное отношение к своему организму.
Задачи: бережно и заботливо к нему относиться, формировать у детей представление о здоровом образе жизни, научить детей любить себя и свой организм, закрепить знания о полезных и вредных привычках, формировать негативное отношение к вредным привычкам, воспитывать желание помогать себе сохранить здоровье, прививать любовь к физическим упражнениям.
·          Режимный момент “В гостях у доктора Айболита”.
·          Познавательное занятие «Где прячется здоровье? »
·          Заучивание пословиц и поговорок о здоровье;
·          Беседа: «Что я знаю о здоровье?»
·          Дид.игра «Полезно-вредно», «Что нам нужно для здоровья» (с мячом)
·          Витаминизация «Чипполино» (зеленый лук и чеснок)
·          Беседа «Наши верные друзья – режим дня»
·          Чтение художественной литературы: «Деловой человек» Л. Рыжова, «Наоборот» Е. Карганова, Грозовский М «Распорядок дня», Шорыгина Т. «Зачем соблюдать режим»,
·          Рисование: «Мой режим дня дома»
·          Д/И « Когда это бывает», «Точное время», «Мой день», «Мой режим дня».
2 неделя «Я и мое тело»
Цель: Формировать понятие, что здоровому организму нужна физкультура, закалка, правильное питание.
Задачи: Познакомить с главными органами человеческого организма (сердце, желудок, лёгкие, печень), расширять знания детей об организме человека, научить любить себя и свой организм, вызвать желание заботиться о своём организме, о своём здоровье, беречь своё здоровье. Познакомить детей с распорядком дня. Показать важность соблюдения режима в укреплении здоровья каждого человека; закрепить понятие о значимости режима дня; воспитать желания придерживаться правил по его выполнению, развивать память и мышление, умение рассуждать, делать умозаключения.
·           Беседа «Мое тело»
·           Рассматривание иллюстраций «Тело человека», «Органы человека».
·           Экспериментирование «Определи плоскостопие».
·           Д/и «Зеркало», «Фоторобот», «Опиши стопу».
·           Сюжетно ролевая игра «Больница»
·           Наблюдение на прогулке «Чем отличаемся мы от детей младших групп?»
·           Лепка «Моя семья».
·           Беседа: «Красивая осанка» Цель: побуждать детей выполнять физические упражнения осознанно, понимая их значимость
·           Чтение энциклопедии «Мое тело».
3 неделя « Витаминкины советы»
Цель: Помочь детям понять, что здоровье человека зависит от правильного питания, объяснить, что еда должна быть не только вкусной, но и полезной.
Задачи: сформировать у детей представление о разнообразии питания и важности соблюдения пищевого режима, дать представление о витаминах и о продуктах, в которых они содержатся.
·          Экскурсия на кухню - наблюдение за работой повара, закрепить словарь по темам: «продукты», «овощи», «фрукты»
·          Познавательное занятие «Режим питания»
·          Упражнение «Знакомство с продуктами питания»
·          Рисование «Овощи и фрукты – полезные продукты»
·          Д/и «Приготовь витаминный салат», «Фруктовый салат», «Фруктовое канапе»
·          Беседа «Мое здоровье и витамины», «Кисломолочные и бифидосодержащие продукты»;
·          Изготовление кулинарной книги «Коллекция полезных рецептов» (дома с родителями);
·          Заучивание пословиц, поговорок о здоровье.
·          Чтение художественной литературы Авдеенко К. «Помидор»
4 неделя «Как мы победили болезнетворных микробов»
Цель: формирование у детей ценностного отношения к здоровью.
Задачи: Дать представления о микроорганизмах (растут, размножаются, питаются, дышат), их пользе, вреде; познакомить с простыми способами борьбы с болезнетворными бактериями; воспитывать потребность вести здоровый образ жизни, применять информацию для решения поставленных задач.
·          Беседа с медсестрой детского сада о болезнетворных микробах;
·          Беседы: «Кто такие микробы?», «Что любят микробы?», «Отчего прокисает молоко?», «Враги микробов», «Микробы и вирусы – враги нашего здоровья»;
·          Изготовление книжек–малышек «Сказки про микробов»;
·          Совместная деятельность по экспериментированию «Как очистить воду»
·          Чтение детьми потешек, коротких стихотворений, пословиц.
·          Труд в природе «Выращивание лука»;
·          Хозяйственно-бытовой труд «Чистая группа – залог здоровья»
·          Чтение художественной литературы Остер Г. «Петька – микроб»
Работа с родителями
1. Знакомство с мероприятиями проекта, включение родителей в ход проекта.
2. Анкетирование родителей «О здоровье всерьёз»
3. Консультации: «Бережем здоровье с детства», «Здоровое питание», «Как ухаживать за молочными зубами», «Игры для здоровья вашего ребенка», «Правила утренней гимнастики».
4. Картотека «Сундучок бабушкиных рецептов»
5. Изготовление газеты совместно с родителями «Мы здоровыми растем»
3-й этап – заключительный.
Итогом всей нашей работы станет:
- Фоторепортаж «Месяц здоровья»
Выводы:
- Погружение детей в тему недели даст им возможность глубоко осознать, прочувствовать то, что до них хочет донести педагог;
- Работа в данном направлении будет интересна не только педагогам, но и родителям, так как они будут вовлечены в воспитательно - образовательный процесс, что позволит им сделать правильный выбор в развитии и сохранении здоровья своего ребёнка.
Литература для чтения детям:
О здоровье - Остер Г. «Петька – микроб», Михалков С. "Про девочку, которая плохо кушала", "Прививка", "Про мимозу", "Не спать", "Прогулка", «У меня опять 36, 5», «Чудесные таблетки», «Овощи», «Грипп», Анпилов А. «Зубки заболели», Барто А. "Прогулка", "Грипп", "Прививка".
О физическом воспитании - Е. Кан «Наша зарядка»; В. Суслов «Про Юру и физкультуру», Шорыгина Т. «Зарядка и простуда», «Зачем соблюдать режим», «Веселый футбол», Лубянко Н. «Гимнастика», Жаброва Е. «Будь спортивным и здоровым»
О сне - П. Воронько «Спать пора»; Н. Лоткин «Тихий час»; С. Михалков «Не спать»; С. Маршак «Дремота и зевота».
О питании - 3.Александрова «Большая ложка»; А. Кардашова «За ужином»; С. Михалков «Про девочку, которая плохо кушала»; Э. Успенский «Дети, которые плохо едят в детском саду».
О прогулке - А. Барто «Прогулка»; И. Беляков «На санках»; Е. Благинина «Проулка»; И. Залетаева «Скакалочка»; В. Яснов М. "Я мою руки", Донникова «На катке»; Г. Глушнев «Горка»; А. Кузнецова «Качели»; «Зимой»; Г. Ладонщиков «Золотистая гора»; «В день морозный»; «Помощники весны»; С. Михалков «Прогулка».
О психологическом климате в группе и дома - 3. Александрова «Шарик»; И. Демьянов «В детский сад пришла я с мамой»; А. Кузнецова «Подружки»; Н. Найденова «Новая девочка»; Г. Ладонщиков «Я не плачу».
Список литературы
1.       Алямовская В. Г. и др. Ребёнок за столом: Методическое пособие по формированию культурно-гигиенических навыков. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
2.       Безруких М.М., Филиппова Т.А. Разговор о правильном питании. Издательство: ОЛМА-ПРЕСС, 2005, - 72 с.
3.       Волошина Л.Н., Курилова Т.Н. Игры с элементами спорта для детей 3-4 лет. Программа "Играйте на здоровье и ее технология применения в ДОУ. (учебно-методическое пособие) Издательство "Гном и Д", 2004, - 112 с.
4.       Доронова Т.Н. Основные направления работы ДОУ по повышению психолого-педагогической культуры родителей// Дошкольное воспитание. 2004. № 1. - С. 63.
5.       Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 80 с.
6.       Здоровый дошкольник: Социально-оздоровительная технология XXI века /Авт.-сост. Ю.Е. Антонов, М.Н. Кузнецова, Т.Ф. Саулина. - М., 2000.
7.       Змановский, Ю. Воспитательно-оздоровительная работа в дошкольных учреждениях / Ю. Змановский // Дошкольное воспитание. - 1993. - № 9.
8.       Козлова, С. А. Дошкольная педагогика / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. - М., 2000. - 416 с.
9.       Ноткина Н.А. Двигательные качества и методика их развития у дошкольников. - СПб., 1993.
10.   Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия с детьми 5-6 лет. - М.: Просвещение, 1998.
11.   Рунова М. Помогите ребенку укрепить здоровье! //Дошкольное воспитание - №9 - 2004 г.
2021