Оригинал материала размещен в выпуске № 02 (16) https://f.almanah.su/16.pdf
В последние десятилетия стало кардинально меняться отношение общества к человеку с ограниченными возможностями здоровья, признавая его равноправным и достойным членом общества, но имеющего ещё свои дополнительные проблемы.
Важнейшими задачами Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) являются: обеспечение поддержки семьи и повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей детей с особыми возможностями здоровья (ОВЗ) в вопросах полноценного развития личности ребенка; взаимодействие дошкольного учреждения с семьей, предоставление методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям (законным представителям) детей дошкольного возраста, в том числе с ОВЗ.
Одним из основных принципов ФГОС ДО, является привлечение семьи к сотрудничеству со специалистами дошкольного учреждения в организации единых подходов и согласованности на этапе дошкольного образования.
Большинство семей не в состоянии самостоятельно справится с проблемами, связанными с появлением ребенка с ОВЗ в семье, им требуется помощь и в первую очередь помощь образовательного учреждения. Родители, как правило, не имеют достаточных знаний об особенностях воспитания ребенка с ОВЗ и не всегда демонстрируют стремление к их обретению. Решить проблемы медико-педагогической, социально-психологической реабилитации и профессионального становления ребёнка можно только организацией эффективной комплексной помощи, так как целенаправленное и специально организованное психолого-педагогическое сопровождение родителей детей с ОВЗ способствует процессу эффективной адаптации и социализации в обществе «особенных» детей.
Первоначальный педагогический мониторинг уровня сформированности эмоционально-ценностного (отношение к своему ребенку, его воспитанию и развитию как ценности), когнитивного (достаточный объем знаний теоретических основ и методов воспитания ребенка в семье, психологических особенностях его личности, наличие ярко выраженной потребности в постоянном пополнении знаний) и коммуникативно-деятельностного (конструктивный характер общения и взаимодействия с ребенком) компонентов компетентности, показал:
- по эмоционально-ценностному компоненту:
29,41% опрошенных имеют высокий уровень сформированности: родители ограничивают собственные интересы ради ребенка, эмоционально близки со своим ребенком, проявляют толерантность по отношению к нему в различных ситуациях, оценивают свое отношение к ребенку и характер взаимодействия с ним,
52,94% опрошенных обнаруживают средний уровень сформированности: родитель любит ребенка, но не всегда принимает его таким, какой он есть, не всегда толерантен к нему, затрудняется в анализе и оценке своего взаимодействия с ним, имеет желание повышать уровень своей осведомленности об особенностях своего ребенка,
17,65% опрошенных имеют низкий уровень сформированности: у родителя эмоциональная дистанция с ребенком, он «стестняется» его, не принимает его таким, какой он есть, часто проявляет нетерпимость в отношениях с ним, осознает свое отношение к своему ребенку и характер своего взаимодействия с ним, но испытывает желание совершенствоваться в вопросах воспитания и развития своего ребенка;
- по когнитивному компоненту:
35,29% имеют высокий уровень сформированности данного компонента компетентности. Их отличает глубокое осознание собственной ответственности за реализацию воспитательной функции, понимание значимости разностороннего личностного развития, роли социальной и, в частности, семейно-бытовой культуры в воспитании, они имеют достаточный объем представлений об особенностях развития своего ребенка,
17,65% диагностируемых родителей имеют средний уровень. Родители, отнесенные к данному уровню, знают об особенностях развития ребенка, но не всегда могут определить наиболее приемлемый вариант ответа,
47,06% обнаружили низкий уровень. К этому уровню были отнесены родители, имеющие отдельные отрывочные знания в области психологии и педагогики, а также не давшие ответов;
- по коммуникативно-деятельностному компоненту:
23,53% с высоким уровнем сформированности коммуникативно-деятельностного компетентности. Они проявляют сотрудничество с ребенком в общении и взаимодействии с ним, предоставляют ему возможности для развития самостоятельности, умеют правильно и доступно объяснить способ действия с предметом, способны оказать ему помощь и поддержку в трудных ситуациях, применяют различные способы и приемы взаимодействия с ребенком, удовлетворяют потребность ребенка в признании его достижений, умеют создавать предметно-развивающую среду,
41,18% опрошенных отнесены к среднему уровню. Такой родитель не всегда последователен во взаимоотношениях с ребенком, затрудняется в применении адекватных способов поддержки и помощи ребенку в какой-либо ситуации, не всегда замечает достоинства и достижения своего ребенка, испытывает трудности в создании развивающей среды, не всегда способен показать и объяснить ребенку способы действия с предметом,
35,29% опрошенных обнаружили низкий уровень сформированности коммуникативно-деятельностного компонента компетентности. Такой родитель придерживается игнорирующих и директивных способов взаимодействия с ребенком, часто непоследователен во взаимоотношениях с ним, не верит в возможности ребенка, не умеет правильно показать и объяснить способ действия с игрушкой или предметом, не способен оказать ребенку эмоционально – психологическую помощь и поддержку, не умеет строить развивающую среду для ребенка.
Проанализировав запросы, анкетирование родителей детей с ОВЗ и практическую деятельность учреждения по данному направлению, было выявлено противоречие между объективной значимостью повышения психолого-педагогической компетентности родителей, имеющих детей с особыми образовательными потребностями, и недостаточностью методического и психолого-педагогического обеспечения этого процесса. Возникла необходимость в организации на базе дошкольного учреждения, в группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития, такой современной и эффективной формы сотрудничества с родителями как коучинг-клуб «Мир особого ребенка», основная цель которого – обеспечение психолого-педагогической поддержки родителей воспитанников с ограниченными возможностями здоровья и повышение их педагогической компетенции в вопросах полноценного развития личности ребенка.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи деятельности коучинг-клуба «Мир особого ребенка»:
1. Формирование у родителей навыков продуктивного общения с ребенком, умения правильно реагировать на его проблемы и достижения, желания помогать своему ребенку.
2. Выстраивание партнерских отношений в системе «Ребенок-родитель».
3. Установление между педагогом-коучем и родителями непрерывной и эффективной обратной связи.
4. Объединение усилий взрослых для успешного развития ребенка с особыми образовательными потребностями.
5. Организация совместной деятельности взрослых и детей, повышающей адаптивные возможности ребенка с ОВЗ в будущем.
Далее была выстроена поэтапная система деятельности коучинг-клуба: партнерство – раскрытие потенциала – результат:
1 этап – установление партнерских взаимоотношений между коучем и родителями;
2 этап – совместное определение задач для достижения конкретной цели;
3 этап – исследование текущей проблемы (ситуации);
4 этап – определение внутренних и внешних препятствий на пути к результату;
5 этап – выработка и анализ возможностей для преодоления трудностей в решении проблемы;
6 этап – выбор конкретного варианта действий и составление плана действий;
7 этап – договоренность о том, что конкретно должно быть сделано к определенному сроку.
Темы занятий – это часто задаваемые вопросы родителей о воспитании, развитии, укреплении здоровья и особенностях детей с ОВЗ, адаптации и интеграции их детей в общество, на которые они самостоятельно находили ответы под руководством педагога-коуча.
Для совместной деятельности родителя и ребенка под руководством коуча-педагога использовались такие технологии, как сказкотерапия, игротерапия, арт-терапия, песочная терапия, релаксация и психогимнастика. Для того чтобы родитель мог видеть достижения своего ребенка и быть участником вместе с ним проводились совместные праздники, где мама или папа рядом.
Работая в данном направлении в течение 2-х лет и проводя ежегодно промежуточный педагогический мониторинг уровня сформированности компонентов педагогической компетентности родителей группы компенсирующей направленности было выявлено, что по эмоционально-ценностному компоненту увеличилось количество родителей с высоким уровнем сформированности на 17,65%, уменьшился процент родителей со средним уровнем сформированности на 5,88% и низким – на 11,77%; по когнитивному компоненту высокий уровень сформированности педагогической компетентности родителей увеличился на 11,77%, средний - на 17,64%, а низкий уменьшился на 29,41%; по коммуникативно-деятельностному компоненту высокий уровень сформированности увеличился на 11,76%, средний – на 5,88%, а низкий уменьшился на 17,64%.
Подводя предварительные итоги деятельности коучинг-клуба, можно сделать вывод, что совместная с образовательным учреждением деятельность помогает родителям детей с ОВЗ преодолеть сопротивление, нежелание стать ближе к детям, найти свободную минутку для общения со своим ребенком, повысить мотивацию участия в совместной работе путем нахождения общих интересов и реализации общих задач. Каждый родитель видит результаты собственной активности в воспитании и развитии ребенка и участие в этом педагогов образовательного учреждения.
Библиографический список
1. Марковская, И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. - Спб., 2005.2. Николаева Е.И., Япарова О.Г. Навстречу ребенку. Пособие для принимающих родителей. – М., 2010.
3. Солодянкина О. В. Воспитание ребёнка с ОВЗ, М.:АРКТИ, 2007.
4. Ткачев В.В. Технологии психологической помощи семьям детей с отклонениями в развитии: Учебное пособие. – М., 2007.
5.