Построение образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС

Батагова Т.Х. Играя – обучаем и воспитываем

Оригинаqaл материала размещен в выпуске № 12 (26) https://f.almanah.su/26.pdf


Один из основных законов начального обучения гласит, что "школьник должен учиться на успехе". Школьные удачи и неудачи школьников влияют на всю дальнейшую школьную жизнь ребенка. Неудачи приводят к напряженному состоянию нервной системы, а в последствии к неврозам. У детей возникают страхи, срывы, повышенная слезливость, заторможенность. Снять напряжение, создать комфортную эмоциональную атмосферу могут помочь игры. Методически правильно организованная игра может стать средством профилактики бездуховности, эмоциональной бедности, интеллектуальной узости, школой поддержки и ободрения любого ребенка. Ребенок, не очень способный в учебе, в игре может раскрыть свои организаторские, творческие, интеллектуальные и физические способности. В игре легко выявить симпатии и антипатии детей.
Игра - одно из самых древних занятий людей. В игре происходит освоение ими новых социальных ролей, самореализация, приобретение ими нового социального опыта. В игре ребенок развивается как личность.
Всем играм присущи общие черты:
- все, что относится к игре, находится в определенном игровом пространстве, служа средством передачи опыта;
- взрослые и дети являются участниками игры, права которых определены правилами игры, регулирующими их отношения.
Игра по своей природе многофункциональна, она укрепляет здоровье, содействует физическому развитию, снимает усталость, дает радость активного движения.
Есть игры, которые помогают развивать любознательность, тренируют память, внимание, учат логически мыслить. Есть игры-смотры, игры-соревнования, игры-шутки, она не только способствует веселому непринужденному времяпровождения, отдыху, но и воспитывает чувство юмора, ловкость и смекалку. Игры, которые появились очень давно называют народными.
Игра как специфически детская деятельность не однородна. Каждый вид игры выполняет свою функцию в развитии ребенка. Место игры в жизни ребенка, ее всестороннее развивающее значение определяются новой классификацией игр, в основе которой - представление о том, по чьей инициативе они возникают. Выделяются три класса игр:
1. игры, возникающие по инициативе ребенка - самодеятельные игры;
2. игры, возникающие по инициативе взрослого, внедряющего их с образовательной и воспитательной целью;
3. игры, возникающие от исторически сложившихся традиций этноса - народные игры, которые могут возникать как по инициативе взрослого, так и детей.
Каждый из перечисленных классов игр, в свою очередь, представлен видом и подвидами.
Так в состав первого класса входят: игра-экспериментирование и самодеятельные сюжетные игры; сюжетно-отобразительная, сюжетно-ролевая, режиссерская и театрализованная. Игры, возникающие по инициативе самих детей, представляются как форма практического размышления об окружающей действительности на основе накопленного опыта ребенка. Именно самодеятельная игра является ведущей деятельностью в детстве.
Второй класс - обучающие (дидактические, сюжетно-дидактические, подвижные и т.д.) и досуговые (игры-забавы, игры-развлечения, интеллектуальные, игры-путешествия, празднично-карнавальные, а также театрально-постановочные игры (не игры в театр, а сам театр).
Приведем в пример такую форму проведения занятий со школьниками как "сказочное путешествие". Суть "сказанного путешествия" состоит в том, что в сказочный или познавательный сюжет включается различные задания. Дети выполняют эти задания в процессе игры, помогая сказочным героям преодолевать различные трудности.
Например: Однажды к Винни-Пуху пришел Пятачок и застал своего друга в голодном расположении духа. А у Пяточка был с собой рюкзачок, в котором лежали:
Бутерброд, конструктор, мячик, апельсин, книжка-раскраска, конфета, фломастеры, сыр, сардельки, магнитофон.
Перечислите, что из съедобного лежало у Пяточка в рюкзачке.
С помощью этого задания у детей развивается произвольное внимание и слуховая память.
Пятачок стал угощать Винни-Пуха, но тот хоть и не отказался от угощений, но сказал: "Спасибо тебе, Пятачок. Но для того, чтобы почувствовать себя по-настоящему сытым, мне необходимо хоть немножко меда".
-Не расстраивайся Винни! в нашем лесу очень много пчел! -Зачем мне пчелы? Мне нужно найти дупло, в котором они хранят мед!
Пятачок: "Как сделать, чтобы пчела сама привела Винни-Пуха к своему дуплу?".
Это задание направлено на развитие творческого мышления. В ходе его выполнения необходимо поощрять выдвижение детьми большого количества разнообразных идей, поощрять необычные идеи и обсуждать, что нужно сделать Винни-Пуху с Пяточком, а также делать выводы о возможных последствиях.
Третий класс игр - традиционные или народные. Народные игры способствуют формированию у детей универсальных розовых психических способностей человека (сенсо-моторной координации, произвольности поведения, символической санкции мышления и др.), а также важнейших черт психологии этноса, создавшего игру.
Чтобы достичь ожидаемого результата, надо точно определить возможности той или иной игры, к какому типу она относится, учесть основные требования к организации и проведению различных игр. В работе с детьми можно использовать 6 методов организации игровой деятельности, предложенные С.А. Шмаковым в книге "Уроки детского досуга".
1. Метод игрового тренинга. К нему относятся такие игры, как "съедобное-несъедобное"
2. Метод театрализации. Он основан на множестве сюжетов и социальных ролей. Например, "медведя во бору". Сюда же можно отнести и все инсценировки различных сказок, рассказов и т.д.
3. Метод состязательности. С этим методом связаны все задания, в которых происходило деление на группы. Лозунг этого метода: "Кто вперед?".
4. Метод равноправного духовного контакта. Он основан на совместной равноправной деятельности взрослых и детей. Когда в процессе работы происходит совместное придумывание чего-либо (предложения, стихотворения, сказки, праздника и т.д.)
5. Метод воспитывающих ситуаций, т.е. ситуаций организованного успеха, доверия и т.п.
6. Метод импровизации. Он выводит детей на практическую предприимчивость и базируется на синдроме подражания с привнесением своего творческого начала.
Игра так же, как и учебная деятельность, формирует в детях чувство отвественности. Дети, которых взрослые подключают к организации игры, становятся самостоятельнее и общительнее.
Необходимо помнить, что игра должна исключать малейшую возможность угрозы здоровью играющих. Некоторые игры требуют наличия инвентаря, различных атрибутов. Нужно следить за их пригодностью. Предметы, используемые в игре, должны быть безопасны, удобны для детей и гигиеничны. Также важно помнить о психическом здоровье участников игры. Она не должна унижать их достоинства. Надо беречь эмоции и переживания детей. В процессе игры нужно способствовать установлению непринужденных дружеских отношений. Каждого участника игры нужно принимать таким, какой он есть.
Вожатые при всем желании не в состоянии охватить все классы, поэтому рекомендуется приобщать к этому учащихся среднего и старшего звена (т.е. затейников). Затейник должен уметь хорошо, живо и весело разговаривать с аудиторией. А этому надо тоже учиться. Для начала предложите ребятам выучить забавные (пусть коротенькие) стихи, короткие юмористические рассказы и прочитать их так, чтобы вызвать улыбку на лицах товарищей. Затем попробуйте сыграть небольшие сценки. Такие "упражнения" помогут юным затейникам развить в себе способность быстро находить контакты с аудиторией.
Прежде чем приступить к большим игровым программам, пусть каждый подготовит свою программу с играми, песнями, танцами, викторинами. Это станет своеобразным зачетом для юных затейников. Внимательно разберите все достоинства и недостатки каждой программы.
Зная своих затейников, можно заранее порекомендовать каждому, какого характера игры, затем ему лучше проводить. У одного хорошо получаются подвижные игры, у другого - музыкальные, а третий может занимательно проводить конкурсы.
Мы советуем обязательно провести репетицию игры, прежде чем затейники пойдут с ней к ребятам. В любой программе заранее готовится необходимый реквизит, кажды раз он находится на определенном месте, чтобы затейник мог найти его даже с закрытыми глазами. Тогда не будет во время игр ненужной суетливости и пауз.
Как и в театральных спектаклях, на каждую программу назначаются дублеры. Исполнители должны быть готовы в любую минуту заменить один другого.
Еще один совет - как разучить игру с ребятами. Кажется, что проще: затейник разучил игру, собрал товарищей или малышей, объяснил им ее и все. Но часто случается так, затейник начинает объяснять, а ребята, почему-то плохо запоминают условия игры, неохотно включаются в нее. В чем же дело? Причина, видимо, в том, что ребята, как правило, с большим интересом играют в хорошо знакомые игры. Любая новая игра, должна не просто заинтересовать их, но и увлечь и захватить. Ребята обычно живо реагируют на игры соревновательного характера. Это свойство и надо использовать. Разучите сначала игру с небольшой группой ребят - самых энергичных, веселых, легко откликающихся на все ваши предложения. Затем соберите остальных и предложите им "поболеть за команды".
Пусть они смотрят, волнуются за товарищей. А потом можно задать вопрос: "Кто хочет поиграть вместе с нами?" Обязательно найдутся желающие и игра пойдет раз от раза веселей. Только не надо затягивать ее. Нужно внимательно следить за играющими, и вести игру так, чтобы интерес к ней не ослабевал.
Опыт показывает, что подготовка к игре и во время ее проведения нужно помнить:
1. прежде чем провести игру, необходимо выработать ее правила и критерии;
2. надо заранее позаботиться о месте, где будет проходить игра. Оно должно быть обустроено так, чтобы каждому было комфортно;
3. иногда следует привлекать к подготовке игры детей;
4. добровольность - основа игры;
5. нельзя ни торопить, ни замедлять игровой процесс;
6. в любой игре детям должна предоставляться возможность для импровизации;
7. конец игры должен быть результативным - победа, поражение, ничья, а также ярким, эмоциональным и содержать анализ.
Очень важно, чтобы организатор игры помнил о том, что состязательность в игре - это не самоцель, а лишь средство индивидуального самовыражения каждого ребенка.

Литература:

1. Павлова Л.Ю. Основы игры в учебно-воспитательном процессе. Доп. образование №3-2002 С. 41
2. Леонова Е.В. Организация занятий в творческой школе. Доп. образ. №7-8-2001- С. 33
3. Подмосковная Л.Н. Соломенко Т.А. Прогимназия - детский сад - школа всероссийского детского центра "Орленок". Методист №2-2003- С. 56
4. Яшнова О. Успешность обучения и воспитания школьников: новые исследования. Воспитание школьников №8-2002- С. 35
5. Романовская С. Использование игры в социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями. Восп. шк-ков- №8-2002- С. 40
6. Галицких Е. "Заманчевее всего и бескорыстнее на свете" (Педагогическая мастерская для педагогов и школьников, посвященная игре) Вос. школьников №2-2003- С.31
2019