Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие. Возрастная группа: младший дошкольный возраст. Цель: познакомить детей с музыкальными инструментами и приемами игры на них. Задачи: • развивать ритмический слух в звукоподражательных музыкальных играх со словом и инструментом; • формировать определенные навыки общения, используя интонацию, мимику, жесты; • привлечь внимание к богатому и разнообразному миру звуков; • расширение словарного запаса по теме музыкальные инструменты; • развивать познавательные процессы (восприятие, мышление, память, слуховое и зрительное внимание, речь); • развивать мелкую моторику рук и сенсомоторную координацию; • создать условия для получения детьми положительных эмоций. Формы совместной деятельности педагога с детьми: • рассказ; • игровые ритмические упражнения; • пение; • танец. Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательная, двигательная, игровая, продуктивная. Используемые технологии: • игровая образовательная технология; • развивающая технология; • здоровьесберегающая технология; • ИКТ-технология; • Технология проблемного обучения. Для работы используются следующие материалы и оборудование: музыкальные инструменты – бубны – по количеству детей, фортепиано, магнитофон с аудиозаписями, картинки, игрушки медведь и зайчик. Ход занятия. Дети заходят в зал, садятся на стульчики. Музыкальный руководитель. Ребята, когда Вы куда-нибудь приходите, с кем-то встречаетесь, что Вы первым делом делаете? (варианты детей) Правильно, Вы первым делом здороваетесь. Так и мы сейчас с Вами споем песенку про вежливые слова. Речевая игра «Вежливые слова». Музыкальный руководитель: Сегодня мы с Вами отправимся в страну музыкальных инструментов. Хотите? Тогда садитесь в автобус – поехали! Музыкально-ритмическая игра «Автобус». С. и Е. Железновы. Музыкальный руководитель: Ну вот мы и приехали! (тихонько звенит бубен) Слышите звук? Что звенит? Дети: Бубен! Музыкальный руководитель: Правильно! Давайте мы с Вами проговорим, он звенит: дзынь-ля-ля... А теперь к нам присоединяться ладошки: ритмично хлопаем. Давайте с Вами выучим стихотворение: Бубен, бубен, громче бей! Чтобы было веселй. Дзынь -ля-ля, дзынь-ля-ля Веселиться детвора! Ребята, а Вы хотите поиграть с бубном? Тогда беритесь за ручки и вставайте в хоровод. Музыкальная игра «Игра с бубном» Полька М. Красева Описание игры. дети стоят в кругу. Один ребенок, с бубном в руках, сидит в середине круга. Первая часть музыки - ребенок бьет в бубен. Дети танцуют на месте, кто как хочет, согласуя свои движения с характером музыки. Вторая часть - дети, закрыв глаза, присаживаются на корточки, ребенок с бубном тихонько выходит из круга, идет сзади сидящих детей и бесшумно кладет бубен за спиной одного из них. с последним аккордом дети, не оборачиваясь, ищут бубен руками за своей спиной. Тот, у кого оказался бубен идет в круг. Третья часть - ребенок, получивший бубен, танцует, остальные дети хлопают в ладоши. Затем игра повторяется с новым водящим. Музыкальный руководитель. Ребятки, а наш бубен не один! Смотрите, сколько у него друзей! Ну-ка, берите каждый по бубну! Давайте все дружно попробуем поиграть: дзынь-ля-ля. Ударяем ладошкой по бубну. (Если детки справляются, то можно усложнить - сначала ладошкой, на последнее "ля" об коленку). Песня «Бубен» З.Зарубина Бубен, бубен, громче бей! Дзынь-ля-ля, дзынь-ля-ля! Чтобы было веселей. Дзянь-ля-ля, дзынь-ля-ля! Дружно бьем мы, как всегда, Дзянь-ля-ля, дзынь-ля-ля! Веселиться детвора! Дзянь-ля-ля, дзынь-ля-ля! Музыкальный руководитель: Кладите бубны и садитесь, пожалуйста, на стульчики. Вы так старательно играли на бубнах - у Вас, наверняка, устали ладошки. Давайте мы немного отдохнем и споем песенку про ладошки. Пальчиковая игра “Ладошка” С. и Е. Железновы Музыкальный руководитель: Смотрите, к нам в гости пришли мишка и зайчик. Как они ходят? Медведь - ТОП-ТОП-ТОП. Зайчик -скок - скок - скок! Давайте возьмем бубны и озвучим их ходьбу (вместе с игрой на бубне, проговариваем вслух). А теперь сами превратимся в зайчиков под быстрые удары бубна - скок, скок, скок. Теперь превратимся в медведей - ТОП, ТОП, ТОП. А теперь, то в зайчиков, то в медведей! Очень хорошо у Вас получилось. Давайте поиграем с зайкой. Игра с зайкой. Чешская народная песня. Обработка Г.Анисимовой. Что ты, заинька, сидишь? Что ты, заинька, молчишь? Раз прыжок, два прыжок! Прыг, прыг, скок. Описание игры. Ребенок, с зайчиком в руках, сидит в кругу. Дети, взявшись за руки, спокойным шагом с песней идут по кругу на 1-е и 2-е предложения. На третье, они останавливаются и хлопают в ладоши, "зайчик" прыгает с продвижением вперед. До кого "зайчик" допрыгнет, тот становится ведущим. Музыкальный руководитель: На этом наше путешествие в страну музыкальных инструментов подошло к концу! С каким инструментом Вы сегодня познакомились? Что еще имеет такое же название? Почему? Дети отвечают. Музыкальный руководитель: Молодцы ребята, правильно ответили на все вопросы! В страну музыкальных инструментов мы с Вами приехали на автобусе, а возвращаться в группу будем на поезде! Поворачивайтесь друг за другом, кладите руки на плечики. Дети под музыку выходят из зала. «Поезд» Муз. Н.Метлова. Список литературы. • Ветлугина Н.А. Детский оркестр.-М.:Музыка, 1976. • Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. Этот удивительный ритм. – СПб.: Композитор, 2005. Серия “Ладушки”. • С.Г.Насауленко. Музыкальные игры и новые песни. – СПб.: Колокольчик №38, 2007. • Тютюнникова Т.Э. Элементарное музицирование с дошкольниками.- М.,1999.