Исследовательская и проектная деятельность

Гусенко Т.В. Опыт использования метода проектов на уроках профессионально-трудового обучения в условиях специальной (коррекционной школы)

Библиографическое описание:

Гусенко Т.В.Опыт использования метода проектов на уроках профессионально-трудового обучения в условиях специальной (коррекционной школы) // Образовательный альманах. 2023. № 1 (63). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/63-2.pdf.

Метод проектов - это дидактическое средство, которое способствует формированию навыков целеполагания и позволяет учащимся находить оптимальные пути достижения сформулированных целей при соответствующем руководстве со стороны педагога [1]. ГОКУ "Специальная (коррекционная) школа № 6 г. Нижнеудинска" - коррекционное образовательное учреждение, которое использует метод проектов на уроках профессионально-трудового обучения с 2008 года. Нами накоплен положительный опыт проектной деятельности в специальной (коррекционной) школе, имеющий свои специфические подходы, которые связаны с психофизическими особенностями наших воспитанников. Так не все обучающиеся могут выбрать тему проекта и полностью самостоятельно выполнить его. Возникает необходимость формировать группы так, чтобы были задействованы ученики с разными уровнями развития или в работе над проектом участвует весь класс, что позволяет создать условия для реализации возможностей всех воспитанников. Педагог ведет и направляет деятельность группы, создавая психолого-педагогические ситуации позволяющие активизировать познавательно-поисковую деятельность учащихся с недостатком интеллекта и выработать алгоритм работы над проектом от задумки до конечного результата. Наблюдения показывают, что осознание полезности своей работы для окружающих побуждает умственно отсталых школьников к активной деятельности. Умственно отсталый школьник испытывает большую радость, и он начинает еще более усердно трудиться, когда его труд получает общественное признание [2]. Видимо, поэтому наиболее успешными оказались коллективные проекты, имеющие практическую направленность, например первые наши проекты для девятиклассников «Оформление кабинета СБО», «Изготовление садовой беседки», «Народная текстильная кукла» и т.д. Постепенно в проектную деятельность стали включаться младшие воспитанники, нарабатывался опыт выполнения индивидуальных проектов, который показал, что выполнение такого вида деятельности учениками с интеллектуальными нарушениями возможен при выполнении ряда условий:

· проект должен быть посильным для выполнения;

· учитель должен создать необходимые условия для успешного выполнения проекта;

· учащийся должен быть подготовлен к предстоящей деятельности, иметь опыт работы в группе;

· обязательное руководство проектом со стороны педагога;

· обязательная презентация результатов работы по проекту в той или иной форме [3].

Важную роль в проектном обучении играет информационно-методическое обеспечение, включающее учебную, справочную и научно-популярную литературу, наглядные пособия, образцы проектов, планов и отчетов учащихся, выставку лучших изделий. В школьной библиотеке собрана «Копилка идей», папка с историческими справками и другие справочные материалы, так же учащиеся всегда могут воспользоваться ресурсами интернета на занятиях информатикой. После сбора необходимой информации, осваивают основные операции по изготовлению выбранного изделия, рассчитывают себестоимость изделия, сравнивают сумму затрат с ценой изделия такого же типа, которое продается на рынке, определяют, удалось ли сэкономить семейный бюджет. Затем в практической части проекта воплощается идея проекта в конкретном изделии с соблюдением технологии, контролем качества работы. Так же в практическую часть входит оформление всех материалов, отражающих разработку и подготовку к выполнению проекта. При защите проекта все эти материалы должны быть представлены вместе с изделием. Для более удобной и качественной работы над проектом разработан и в течение ряда лет используется готовый шаблон, который заполняется учащимся письменно или с помощью компьютера. Использование шаблона сокращает время оформления отчетности по проекту. Количество этапов проектирования и уровень сложности проекта регулируется с учетом особенностей ребенка и уровня его самостоятельности, достаточно только добавить или убрать лист шаблона.

Четыре последних года итоговая аттестация выпускников проходит в форме защиты индивидуальных творческих проектов, заменив традиционный экзамен. Защита проекта становится праздником по подведению итогов за год, на который приглашаются учителя и воспитатели. Учащиеся демонстрируют свои изделия, защищают свой проект, отвечают на вопросы гостей. Опыт такого выступления для ребенка бесценен, одобрение окружающих, личностно - значимых для ребенка взрослых позволяет поверить в свои силы и мотивирует к новым успехам. Я в своей практике часто использую метод проекта при подготовке к различным конкурсам, в таком случае защитой проекта становится его представление перед жюри конкурса. Традиционным стало участие наших учащихся в благотворительной ярмарке «Удинский торг». В данном случае воспитанники могут продать свои изделия. Почувствовать и осознать ценность своего труда, часть вырученных средств идет в помощь общественной организации инвалидов «Доверие». После ярмарки мы подводим итоги нашего проекта. Какие изделия оказались более востребованными? Почему? Правильно ли рассчитала цену изделия?

Наш опыт показал, внедрение метода проектов на уроках профессионально-трудового обучения положительно влияет на формирование ключевых образовательных компетенций. Обучающиеся более прочно усваивают знания, приобретают опыт работы с большим объемом информации из различных источников, навыки учебного сотрудничества и коммуникации, учатся работать в коллективе, планировать работу индивидуально и в группе, учатся, оценивать ситуации и принимать решения. Все это способствует развитию познавательного интереса детей, следовательно, появляется интерес к процессу труда, интенсивнее развиваются практические навыки и умения, появляется уверенность применения знаний на практике.

Список литературы:

1. Бычков, Анатолий Васильевич. Метод проектов в современной школе [Текст] / А. В. Бычков. - 2-е изд., доп. - Москва: АБВ - Издат., 2018.- стр. 100.

2. Пинский, Б.И. Психология трудовой деятельности учащихся вспомогательной школы - М.: Педагогика, 1977. стр. 96

3. Сергеев, Игорь Станиславович. Как организовать проектную деятельность учащихся [Текст]: практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений / И. С. Сергеев. - Москва: АРКТИ, 2012. стр. 20.
2023