Оригинaл материала размещен в выпуске № 03 (05) https://f.almanah.su/05.pdf
Цель урока:
Сформировать у учащихся первоначальные представления о роли и значении в жизни верующих христиан богослужения, церковных праздников и таинств, заключённых в них духовно-нравственных ценностях.
Задачи урока:
1) представить учащимся назначение богослужения, церковных праздников и таинств
2) познакомить учащихся с содержанием Рождества, Крещения и Пасхи как христианских праздников
3) рассказать учащимся о таинствах крещения, покаяния, венчания и причащения как особых обрядах.
Основные термины и понятия:
благодать, богослужение, молитва, церковные праздники, таинства
Планируемые результаты
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями):
научатся: Понимать суть церковного богослужения. Знать основные праздники и особенности церковного календаря.
Понимать смысл основных христианских таинств и осознавать их важность в жизни христиан.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность):
познавательные – развивать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
коммуникативные – готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
регулятивные – планирование, контроль, коррекция.
Личностные: Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий
1. Организационный момент
Здравствуйте, ребята. Рада вас видеть на уроке. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте всем удачи. Проверьте, все ли необходимое для урока лежит у вас на столах? (Здороваются и проверяют готовность к уроку)
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
Работа в паре (ИНСАЙД АУТСАЙД СЕРКЛ)
Предполагаемые ответы учащихся: Борисоглебская церковь, Молитвенный дом Смоленской иконы Божией Матери на Сухой реке, церковь Иоанна Кронштадтского по ул. Челюскина.
Индивидуальный опрос. Беседа с учащимися. Как вы думаете, почему люди ходят в храмы? У каждой религии есть свои обряды, праздники и таинства.
Работа в паре. Как вы думаете, над какой темой мы будем работать на уроке? Попробуйте в паре сформулировать цель нашего урока
3. Актуализация знаний
Индивидуальная работа Проверка изученного материала посредством тестирования.
1. Православный храм строится в виде:
а) креста б) круга
в) восьмиугольника г) все ответы верны.
(крест - символ христианства, круг - символ вечности, восьмиугольник - символ Вифлеемской звезды).
2. Купола православных храмов по цвету бывают:
а) золотистые б) синие со звёздами
в) зелёные г) все ответы верны.
3. Двери в храме для прохода в алтарь называются:
а) Двери рая б) Царские врата
в) Царские двери
4. Вход в храм расположен
а) на востоке б) на западе
в) на юге г) на севере.
5.Фреска – это:
а) роспись красками по дереву
б) роспись красками по сырой штукатурке
в) изображения из маленьких элементов.
6. Основную часть храма и алтарь разделяет:
а) амвон
б) притвор
в) иконостас.
4. Первичное усвоение новых знаний
Работа в паре (работа с партнером по плечу)
Слово учителя
Храм, по представлению христиан, - это главное место, где верующий человек может общаться с Богом. В храме регулярно проводятся богослужения.
Что же такое богослужение?
Опрос нескольких учащихся.
Слово учителя
Под этим словом понимается совокупность обрядов и культовых действий (молитвы, песнопения, поклоны, поцелуи святых предметов, чтение священных текстов).
Важен и скрытый смысл, назначение этих обрядов и культовых действий. Считается, что посредством них у верующего возникает чувство состоявшегося таинственного общения с Богом. Таким образом, богослужение выражает религиозную веру, её содержание, религиозные чувства в молитвах и различных обрядах.
Существует особый распорядок богослужений, который связан с событиями земной жизни Иисуса Христа. Например, каждую пятницу в церкви вспоминается распятие Христа, в субботу – молятся за души умерших христиан. В дни церковных торжеств прославляются самые значительные религиозные события или чествуются наиболее почитаемые религиозные персонажи.
Ребята, мы с вами уже знаем, что всё в церкви служит напоминанием: храм - священное, божественное место. Сейчас мы узнали, что напоминанием о событиях христианской истории, земной жизни Иисуса Христа являются и богослужения.
5. Первичная проверка понимания
Работа в паре (работа с партнером по плечу) Как у обычного человека главное событие — его рождение, так и у Богочеловека, каким представляется Иисус Христос, его рождение будет главным событием, причём для всех верующих в него. Отсюда великий христианский праздник.
После многодневного поста
Ждем, когда взойдет звезда Христа.
Всем желаем помнить этот день –
Пусть двадцать столетий уж прошло, -
Как Христос всем людям помогал,
Блага, как мы вам сейчас, желал!
- О каком празднике говорится в стихотворении?
(Ожидаемый ответ учащихся:
о празднике Рождества Христова).
Слово учителя
Сегодня мы с вами будем говорить также о христианских праздниках и таинствах.
Рождество Христово — воспоминание о рождении Иисуса Христа в Вифлееме. В Восточной церкви этот праздник считается вторым после Пасхи.
Как вы помните, христианская церковь разделилась на православную и католическую.
Рождество Христово православные христиане справляют 7 января – это по новому стилю, а католики – 25 декабря – по старому стилю. Православное Рождество – единственный праздник, который стал в России государственным.
Прочитайте об этом празднике на стр.55 учебника.
Обсудите в команде, когда отмечается этот праздник и что такое Рождественский пост. Групповая работа (работа в команде)
Слово учителя
Рождественские службы и песнопения происходят во всех православных храмах России. Служба начинается вечером и заканчивается рано утром, сменяясь торжественной литургией.
По окончании вечери - колядование. Коляда состояла в том, что деревенская молодежь - парни, девушки, подростки - собирались в группы, рядились в костюмы, маски и ходили по домам.
На второй день Рождества начиналась самая веселая и таинственная для молодежи пора - Святки, святые дни, которые продолжаются от Рождества до Крещения.
19 января празднуется Крещение Господне. Это один из важнейших моментов в земной жизни Иисуса Христа, знаменующий начало его проповедей. Христос принял крещение в реке Иордан. В этот день православные священники совершают особый обряд освящения воды. Существует обычай купания верующих в проруби на Крещение.
Под небом знойной Палестины
Красив священный Иордан,
Когда поднимется туман
От тихо дремлющей равнины
И в зыбь хрустальную нежна
Посмотрит южная луна.
Чаруют воды Иордана
Своей святыней мировой:
Крещенье принял над Собой
В них Иисус от Иоанна.
Раскрыло небо здесь чертог
И явлен Триединый Бог.
(И. Лебединский)
Перед вами икона «Крещение Господне». Иоанн Креститель крестит (омывает) Иисуса Христа водой в реке Иордан. С неба на Иисуса Христа нисходит Святой Дух Божий в виде голубя.
Самый главный для христиан праздник - это Пасха, «праздник над праздниками, торжество из торжеств».
В этот день христиане отмечают воскресение Христа после распятия на кресте.
Почему Пасха - главный праздник?
(Ожидаемый ответ учащихся: идея воскрешения - главная в христианстве)
Слово учителя
А главный этот праздник потому, что идея воскрешения является главной в христианстве. В церквах совершаются праздничные службы и крестные ходы – торжественные процессии верующих с иконами и хоругвями – полотнищами со священными изображениями.
Что вы знаете об этом празднике? Групповая работа (Раунд Робин)
Работа в учебнике-Прочитайте об этом празднике в учебнике на стр.56-58,обсудите в паре.
Христиане торжественно отмечают Рождество Богородицы — матери Иисуса Девы Марии. В обычной семейной жизни день рождения матери не может пройти незамеченным. А день рождения женщины, подарившей миру Спасителя, естественно, должен был стать для верующих праздником. Празднуя этот день, верующие отмечают «начало своего спасения».
7 апреля – праздник Благовещения Пресвятой Богородицы. По преданию, в этот день архангел Гавриил возвестил Деве Марии, что в скором времени она родит Сына Божия.
В православии есть также праздники, посвященные святым, чудотворным иконам, среди которых особое место занимают иконы Богоматери. Что касается праздников святых, то они весьма многочисленны. Особо почитаются Православной церковью Николай Чудотворец, Илья Пророк, Георгий Победоносец.
Праздники делятся на подвижные и неподвижные. Неподвижные отмечаются каждый год в один и тот же день. (Рождество, Крещение и другие). Подвижные праздники (Пасха и другие) меняют свою дату, которая рассчитывается на основе специальных таблиц – пасхалий.
6. Первичное закрепление урока. Итог урока
Какой смысл несут в себе религиозные праздники и таинства? К какому выводу мы пришли?
- Христианские праздники и таинства, также как и праздники других религий, очень важны в жизни верующих, так как учат жить в мире с собой и окружающими людьми, не совершать плохих поступков.
Мы живем в большом многонациональном государстве, где проживают люди, принадлежащие к разным религиозным культурам, имеющие свои традиции, обряды, праздники, которым они следуют. И мы должны быть веротерпимыми, уважать, понимать, ценить традиции других религиозных культур. Таким образом, христианские праздники служат напоминанием о наиболее значимых для христиан библейских и исторических событиях и персонажах. А сама память о том, с чем связано появление этих праздников, что значат эти события и персонажи в жизни верующего, является одной из ценностей христианства. Важную роль в жизни христиан играют и специальные обряды - таинства.
Как вы понимаете смысл этого слова?
(Ожидаемый ответ учащихся: это что-то тайное, загадочное)
Таинства – это особые обряды, посредством которых - так считают верующие - им сообщается божественная благодать как чудодейственная сила. Всего таинств семь. Мы будем говорить о таинстве крещения, покаяния, венчания и причастия.
7. Рефлексия - Чем был полезен для вас сегодняшний урок? Что вы поняли и запомнили на уроке?
- Наш урок подходит к концу. У вас на партах лежит солнышко с грустным и веселым (на обороте) выражением лица, поднимите его и покажите мне, с каким настроением вы уйдете с урока.
Оцените свою работу на уроке:
- Я все понял, могу объяснить другим
- Я понял, но у меня еще есть вопросы
- Я не понял новый материал
8. Домашнее задание
1.Расскажите членам семьи и друзьям о христианских праздниках и таинствах.
2.Найти пословицы и поговорки о праздниках.
1. Учебник А.Н. Сахарова, К.А. Кочегарова «Основы религиозных культур народов России», Москва «Русское слово», 2011.
2. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей. – М.: Просвещение, 2010.
3. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы: справ. Материалы для общеобразовательных учреждений; под ред. Тишкова В.А., Шапошниковой Т.Д. – М.: Просвещение, 2010.
4. Учебное пособие: А. Я. Данилюк «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики 4-5 класс».
5. Учебник Виноградова Н.Ф., Власенко В.И, Поляков А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России.