НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Хакимова М.В. Дидактическая игра как средство формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста

Библиографическое описание:
Хакимова М.В. Дидактическая игра как средство формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста // Образовательный альманах. 2024. № 2 (77). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2024/77-1.pdf.

Дидактическая игра играет важную роль в образовании и развитии детей старшего дошкольного возраста. Особенно важным аспектом ее использования является формирование элементарных математических представлений у детей, что способствует не только освоению основ математики, но и развитию логического мышления, умения решать проблемы и анализировать информацию.

Дидактические игры представляют собой хороший метод обучения, способствующий развитию математических навыков у детей старшего дошкольного возраста. Ведь играя, ребенок учится работать с числами, выполнять операции, узнает геометрические фигуры, понимает пространственные отношения.

Результаты исследований показывают, что использование дидактических игр в обучении математике у детей старшего дошкольного возраста оказывает положительное влияние на их психоэмоциональное и умственное развитие. Ребенок в процессе игры развивает логическое мышление, способность к абстрактному мышлению, учится находить закономерности.

Примеры таких игр могут включать чтение счетных и математических книжек, конструирование с использованием геометрических форм, игры-задачи на выявление логических связей и закономерностей. Важно разнообразить занятия, чтобы развить у детей интерес к математике.

Вот несколько подробных примеров дидактических игр, которые могут использоваться для формирования математических представлений у детей старшего дошкольного возраста:

1. "Считаем предметы". В этой игре дети могут считать конкретные предметы, такие как кубики, игрушки или фрукты. Ребенок может выкладывать предметы в ряд и считать их вслух. Педагог также может задавать вопросы типа "Сколько здесь фруктов?" или "Если мы добавим еще один фрукт, сколько их будет?" Эта игра помогает детям усвоить базовые навыки счёта и понимание количества.

2. "Играем с геометрическими фигурами". Для этой игры можно использовать геометрические наборы с разноцветными формами. Дети могут сортировать, сравнивать и конструировать различные фигуры. Кроме того, педагог может предложить задания по поиску геометрических фигур в окружающем мире, например, находить прямоугольные формы в комнате или круглые объекты на улице. Это поможет детям осознать геометрические формы и их применение в реальной жизни.

Примерный план занятия с использованием дидактических игр для формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста:

Название занятия: "Игровое погружение в мир математики"

Цели занятия:

1. Познакомить детей со счетом и понятием количества;

2. Развить навыки сортировки и классификации предметов;

3. Освоить основные геометрические формы и их характеристики;

4. Развивать у детей логику и аналитическое мышление.

Ход занятия:

1. Вводная часть (10 мин):

- Приветствие и общение с детьми.

- Краткое объяснение целей и задач занятия.

2. Игра "Считаем предметы" (15 мин):

- Дети считают различные предметы (кубики, игрушки и т.д.) вслух.

- Педагог задает вопросы, связанные с количеством (например, "Сколько кубиков у нас сейчас?" или "Если добавить еще один кубик, сколько их будет?")

3. Игра "Сортируем и классифицируем" (15 мин):

- Дети участвуют в сортировке предметов по различным признакам (цвету, форме, размеру).

- Педагог взаимодействует с детьми, помогая им обсуждать и объяснять свои действия.

4. Игра "Играем с геометрическими фигурами" (15 мин):

- Дети работают с геометрическими наборами, строят различные фигуры и узнают их характеристики.

- Педагог проводит беседу о формах, их свойствах и применении в повседневной жизни.

5. Игра "Задачи на логику и рассуждения" (15 мин):

- Дети участвуют в логических задачах или играх на соответствие и последовательность.

- Педагог стимулирует у детей развитие логического мышления и способности рассуждать.

6. Заключительная часть (5 мин):

- Рефлексия: педагог обсуждает с детьми, что они узнали или научились на занятии.

- Благодарности, поощрение и обсуждение следующего занятия.

Таким образом, использование дидактических игр является эффективным средством формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста. Это способствует не только усвоению математических знаний, но и развитию логического мышления, умения решать задачи и анализировать информацию, что является важным фундаментом для их будущего успеха в учебе.

Список литературы:

1. Аванесов В.Н. Дидактическая игра как форма организации обучения в детском саду // Умственное воспитание дошкольника / под ред. Н.Н. Подьякова. - М.: 2000. - 263 с.

2. Антюхина А.В. Дидактические игры и их роль в старшем дошкольном возрасте / А.В. Антюхина. М., 2005. - 152 с.
2024