Актуальные вопросы инклюзивного и коррекционного образования

Воробьёва А.И. Доступно о детях с задержкой психического развития

Оригинал материала размещен в выпуске № 10 (24) https://f.almanah.su/24.pdf


За повседневными заботами некоторые родители часто не замечают, что их ребёнок поздно начал говорить, не умеет слушать сказки, к 4 – 5 годам не называет основные цвета, не умеет считать, не может самостоятельно организовать игру, невнимателен, быстро утомляется, часто капризничает и т.д. Воспитатель детского сада нередко говорит родителям об этих проблемах. А мамы и папы на доводы педагога с умилением отвечают: « Я сам был такой. Вот пойдёт в школу…». Время идёт, ребёнок растёт, воспитатель на ребёнка всё «жалуется». И, в конце концов, врач – психиатр пишет заключение: задержка психического развития (ЗПР).
Задержка психического развития – это частичное недоразвитие высших психических функций: речи, внимания, мышления, памяти. Часто эта задержка носит временный характер. Если своевременно начать лечение и регулярные занятия с ребёнком, то он сможет достичь уровня развития своих сверстников.
Различают психогенную задержку психического развития, которая возникает при длительном воздействии на ребёнка психотравмирующих факторов, таких как излишняя опека, безнадзорность, асоциальное поведение родителей ребёнка. У детей с хроническими заболеваниями, тяжелыми нарушениями слуха и зрения, часто болеющих может возникнуть задержка психического развития соматогенного происхождения. Наиболее труднопреодолимые задержки психического развития вызваны органическими поражениями головного мозга. Предположим, что ребёнок внутриутробно переболел вместе с мамой какой – либо инфекционной болезнью, возможно, мама малыша в период беременности испытывала сильные стрессы, или малыш был подвержен никотиновой интоксикации. В этих случаях часть клеток головного мозга ребёнка повреждается и перестает работать. За счет сохранных клеток мозга организм способен компенсировать нарушения развития. Именно на это направлена работа учителя – дефектолога. Самой сложной является ситуация, когда ЗПР органического происхождения осложняется невниманием к ребёнку, грубостью и безразличием взрослых.
Любая задержка развития заметна не сразу, а по мере взросления ребёнка. Если у родителей или педагогов детского сада возникают опасения по поводу психоречевого развития ребёнка, прежде всего, нужно показать ребёнка логопеду или дефектологу. Эти специалисты помогут разобраться есть ли у ребёнка нарушения речевого или познавательного развития. При необходимости они рекомендуют показаться детскому врачу - психиатру. Диагноз ЗПР ставит только врач – психиатр!
Что делать, если задержка психического развития не вызывает сомнений? В этом сучае необходимо показать ребёнка специалистам психолого – медико – педагогической комиссии (ПМПК). В её состав входит учитель – дефектолог, учитель – логопед, психолог, детский врач – психиатр. Эти специалисты рекомендуют группу компенсирующей направленности оптимально подходящую для вашего ребёнка. Помните, что задержка психического развития поддается коррекции, поэтому не стоит отказываться, если ребёнку будет рекомендовано обучение в группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития. В данной группе с ребёнком будут ежедневно проводить занятия учитель – дефектолог и учитель – логопед. Не забывайте, что к решению проблемы нужно подходить комплексно, поэтому ребёнку с ЗПР нужны не только занятия с педагогами, но и динамическое наблюдение у врача – психиатра, а также терпеливое и внимательное отношение со стороны родителей.
Как выбрать специалиста по коррекционной работе с детьми, имеющими особенности развития?
·          Хороший педагог ответит на большинство вопросов, избегая непонятной терминологии. На вопрос о диагнозе ответит честно, но корректно, не даст далеко идущих прогнозов. Может рекомендовать литературу, дать ссылки на полезные интернет – сайты.
·          Хороший педагог умеет создать комфортную ситуацию во время консультации, настроить на доверительное общение ребёнка и родителей.
·          Хороший педагог признает границы своей компетентности. Если не может справиться с какой – либо проблемой, откровенно говорит об этом.
·          Хороший педагог активно вовлекает в работу не только ребёнка, но и его семью.
·          Самый важный критерий - выбор вашего ребёнка. К «своему» педагогу ребёнок тянется с первых занятий. Выраженная симпатия ребёнка – лучше, чем негативные эмоции. Негативные эмоции – лучше, чем равнодушие. Если педагог оставляет ребёнка равнодушным, общение с ним вряд ли имеет смысл продолжать.

Успехов Вам и Вашим детям!

2019