Библиографическое описание:
Маковей Е.Р. Активизация познавательной деятельности учащихся через организацию самостоятельной работы с учебником по физике // Образовательный альманах. 2023. № 8 (70). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/70-2.pdf.
Изучение физики как общеобразовательного предмета в школе является средством развития умственных способностей учащихся, а также способствует передаче школьникам определенной суммы научных знаний, необходимых каждому человеку в современном мире, формированию умений применять теоретические знания на практике.
При организации контроля результатов учебной деятельности учащихся необходимо определить уровень достижений каждого учащегося в соответствии с требованиями учебной программы и его успехи в развитии умственных способностей. Одним из необходимых видов контроля уровня знаний и умений учащихся по физике и уровня развития их умственных способностей являются рабочие карточки.
Важными достоинствами карточек является полнота проверки знаний и умений учащихся, обнаружение развития способностей учащихся, объективность определения уровня достижений учащихся, возможность обоснованного перевода количества правильных ответов на вопросы карточек в оценку по пятибалльной системе.
Каждая карточка содержит следующее компоненты:
• Тема урока, в которой прописывается, что учащиеся должны знать и уметь;
• План работы, который позволяет ученику увидеть, чем он будет заниматься на уроке и самостоятельно определить результат своей работы;
• Из параграфа выделяется главное, что должны знать и уметь, а также имеется видимый результат оценивания работы в достижение поставленной цели;
• Оформляется таблица, которая не превышает объема тетрадного листа, так как ученик воспринимает объем работы как минимализм, то есть если мало, то сделает быстро. Это стимулирует его к выполнению задания за счет его визуального минимализма и возможности получения быстрого результата. Ученик, погружаясь в работу над карточкой, увлекается ее выполнением;
• Прописывается домашнее задание;
Актуальность карточек состоит в том, что они позволяют учащимся упорядочить большое количество информации параграфа, которое у них не усваивается, так как в настоящее время они являются нечитающей группой. Представленные рабочие карточки по физике позволяют читать параграф.
Карточки можно использовать для устного ответа, выполнения лабораторных работ с последующей проверкой.
Идентичная разработка к карточкам существует - это рабочие тетради с печатной основой, но они позволяют выполнять задания разного уровня сложности, требующего дополнительных знаний, а в карточках представлен алгоритм нахождения информации из параграфа, что позволяет учащимся заниматься самостоятельной, поисковой, творческой деятельностью к достижению результата.
Методы работы с карточками: поисковые, практические, словесные, проблемные, исследовательские, репродуктивные и организационные.
Приемы работы с карточками: опрос, решение экспериментальных задач, беседа, демонстрации, сообщения, решение исследовательской проблемы учащихся.
Формы работы с карточками: индивидуальная, возможна групповая и коллективная.
В итоге карточки позволяют выявить успешность усвоения основных элементов знаний и приобретения умений учащимися.
Пример рабочей карточки:
Маковей Е.Р. Активизация познавательной деятельности учащихся через организацию самостоятельной работы с учебником по физике // Образовательный альманах. 2023. № 8 (70). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/70-2.pdf.
Изучение физики как общеобразовательного предмета в школе является средством развития умственных способностей учащихся, а также способствует передаче школьникам определенной суммы научных знаний, необходимых каждому человеку в современном мире, формированию умений применять теоретические знания на практике.
При организации контроля результатов учебной деятельности учащихся необходимо определить уровень достижений каждого учащегося в соответствии с требованиями учебной программы и его успехи в развитии умственных способностей. Одним из необходимых видов контроля уровня знаний и умений учащихся по физике и уровня развития их умственных способностей являются рабочие карточки.
Важными достоинствами карточек является полнота проверки знаний и умений учащихся, обнаружение развития способностей учащихся, объективность определения уровня достижений учащихся, возможность обоснованного перевода количества правильных ответов на вопросы карточек в оценку по пятибалльной системе.
Каждая карточка содержит следующее компоненты:
• Тема урока, в которой прописывается, что учащиеся должны знать и уметь;
• План работы, который позволяет ученику увидеть, чем он будет заниматься на уроке и самостоятельно определить результат своей работы;
• Из параграфа выделяется главное, что должны знать и уметь, а также имеется видимый результат оценивания работы в достижение поставленной цели;
• Оформляется таблица, которая не превышает объема тетрадного листа, так как ученик воспринимает объем работы как минимализм, то есть если мало, то сделает быстро. Это стимулирует его к выполнению задания за счет его визуального минимализма и возможности получения быстрого результата. Ученик, погружаясь в работу над карточкой, увлекается ее выполнением;
• Прописывается домашнее задание;
Актуальность карточек состоит в том, что они позволяют учащимся упорядочить большое количество информации параграфа, которое у них не усваивается, так как в настоящее время они являются нечитающей группой. Представленные рабочие карточки по физике позволяют читать параграф.
Карточки можно использовать для устного ответа, выполнения лабораторных работ с последующей проверкой.
Идентичная разработка к карточкам существует - это рабочие тетради с печатной основой, но они позволяют выполнять задания разного уровня сложности, требующего дополнительных знаний, а в карточках представлен алгоритм нахождения информации из параграфа, что позволяет учащимся заниматься самостоятельной, поисковой, творческой деятельностью к достижению результата.
Методы работы с карточками: поисковые, практические, словесные, проблемные, исследовательские, репродуктивные и организационные.
Приемы работы с карточками: опрос, решение экспериментальных задач, беседа, демонстрации, сообщения, решение исследовательской проблемы учащихся.
Формы работы с карточками: индивидуальная, возможна групповая и коллективная.
В итоге карточки позволяют выявить успешность усвоения основных элементов знаний и приобретения умений учащимися.
Пример рабочей карточки: