Библиографическое описание:
Колобова А.Н., Шульга А.В. Развитие речи и мелкой моторики рук детей дошкольного возраста с помощью пальчиковых игр // Образовательный альманах. 2024. № 1 (76). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2024/76-2.pdf.
В настоящее время пальчиковые игры непременно сопровождают процесс развития и обучения детей дошкольного возраста. Помогают развивать координированность движений пальцев рук, формируют способность управлять движениями кисти. Также существует тесная связь между координацией тонких движений пальцев рук и речью.
Нейропсихологи установили, что речь детей, образно говоря, находится на кончиках пальцев. Регулярные пальчиковые игры и упражнения оказывают благоприятное влияние на развитие речи ребенка, активизируют внимание, моторику, визуальную, аудиальную память (это речь, звуки и музыку, которую слышит человек), мышление.
В ходе игровых упражнений, ребенок повторяет движения и слова за взрослым, активизирует мелкую моторику руки, вырабатывает ловкость, согласованность, точность, плавность движений.
Особое внимание заслуживает массаж. В ходе самомассажа и массажа улучшается тонус и кровообращение в мышцах, стимулируются активные точки, имеющие связи с мозговыми центрами. Сочетание речедвигательных игр с массажными движениями, усиливают положительный результат работы.
Упражнения на поочередное выполнение движений (правой-левой рукой) благотворно влияют на организацию мозговой деятельности. Гармонизация движений пальчиков и органов речи, способствует нормализации речи и психоэмоционального состояния.
От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие.
Исходя из этого, мы в своей работе активно используем различные пальчиково-дидактические игры.
Цель, которую поставили мы перед собой – это создание условий для развития и совершенствования мелкой моторики рук и развитие речи у дошкольников.
Задачи для достижения цели:
– улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;
– способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредством пальчиковых игр;
– развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;
– дать родителям знания о значении пальчиковых игр в развитии ребенка и приобщить их к пальчиковым играм с ребенком в условиях семьи;
– дополнить развивающую предметно-пространственную среду группы;
– способствовать формированию благоприятного эмоционального фона в детском коллективе.
Методы и приемы работы:
• Игры с предметами;
• Пальчиковая гимнастика;
• Пальчиковые игры со стихами;
• Массаж кистей рук.
Предполагаемый результат:
• Развивать мелкую моторику, познавательные и творческие способности детей;
• формировать речевые навыки у детей, улучшить качество речи.
Свою работу по развитию мелкой моторики мы начала с первых дней пребывания детей в группе. Работа началась с выполнения простых упражнений, сопровождаемых стихотворным текстом, не забывали и о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, сандалики, завязывать шнурки и т.д.
Дети любят махать ручкой, хлопать в ладоши, играть в «Сороку-белобоку», «Солнышко покажись», «Дождик кап – кап – кап» показывать "Козу рогатую". Все эти игры очень полезны, так как тренируют руку. Также полезны игры с кубиками, пирамидками, матрешками. Позже – различного вида конструкторами, например, "Лего", когда ребенку приходится собирать и разбирать мелкие детали, складывать целое из отдельных частей, а для этого очень важно, чтобы пальчики слушались и хорошо работали, тем самым стимулировали речевое развитие малыша.
Известно, что ни одну задачу по воспитанию и развитию ребенка нельзя решить без участия родителей. С родителями проводились консультации «Влияние пальчиковой гимнастики для умственного развития детей», «Пальчиковая гимнастика». Были проведены индивидуальные беседы с родителями детей с плохо развитой моторикой рук «Развиваем мелкую моторику дома», были предложены несложные игры, например с песком «Найди что спрятано», нанизывание бус, работа с мозаикой, массаж кистей рук с помощью различных предметов (шишки, карандаш (и)).
Мелкую моторику рук развивают:
· различные игры с пальчиками, где необходимо выполнять те или иные движения в определенной последовательности;
· игры с мелкими предметами, которые неудобно брать в ручку (только под контролем взрослых); шнуровки, бусы;
· игры, где требуется что-то брать или вытаскивать, сжимать - разжимать, выливать - наливать,
· насыпать - высыпать, проталкивать в отверстия и т.д.;
· застегивание и расстегивание молний, пуговиц, одевание и раздевание;
· пальчиковый театр и др.
Работу с детьми проводили по следующим направлениям:
1. пальчиковые игры, упражнения, гимнастика;
2. игры с предметами;
3. дидактические игры.
Итоги будут впереди, когда наши дети будут выпускаться в школу, но уже было много сделано:
– оформлены картотеки дидактических игр по возрастам;
– пополняется предметно – развивающая среда нестандартным дидактическим материалом (прищепками, липучками, массажными мячиками и т.д.);
При организации предметно – развивающей среды постарались организовать пространство таким образом, чтобы оно определяло направленность их деятельности и в тоже время решало поставленную задачу по развитию мелкой моторики. Приобретены игры и пособия для развития мелкой моторики (пирамидки, вкладыши различного типа, матрешки, мозаика, игры с карандашами, пальчиковые бассейны с различными наполнителями, конструкторы; дидактические игры и пособия).
В игровой зоне детям доступны игры-шнуровки, мозаика, пирамидки. В художественном уголке: трафареты, бумага, карандаши, раскраски.
Не забываем и родителей, для них размещаем рекомендации по развитию мелкой моторики: описание пальчиковых игр, игр в быту, различные памятки по теме.
Уже видим результаты своей работы, у детей развивается мелкая моторика. Они могут правильно держать ложку, карандаш, кисточку, получают удовольствие от творческой и игровой деятельности. Дети в группе стали в общении пользоваться речью, с удовольствием рассказывать знакомые стихи, потешки.
Поэтому будем продолжать работу по развитию мелких движений руки ребенка, что позволит ему легче освоить родной язык, и достичь более высокого уровня в интеллектуальном развитии. Также планируем продолжать работу по изготовлению и изучению новых игр и игровых упражнений по данной теме; изучать новинки методической литературы; продолжать работу с родителями.
Библиографический список:
1. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М: ТЦ Сфера, 2006. – 64 с. – (Логопед в ДОУ).
2. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. – Автор-сост. О.А. Зажигина. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС». (Сенрия «Кабинет логопеда»). 2013. – 96 с.
3. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. – СПб., Издательство «Лань», 1998. – 32 с.
Колобова А.Н., Шульга А.В. Развитие речи и мелкой моторики рук детей дошкольного возраста с помощью пальчиковых игр // Образовательный альманах. 2024. № 1 (76). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2024/76-2.pdf.
В настоящее время пальчиковые игры непременно сопровождают процесс развития и обучения детей дошкольного возраста. Помогают развивать координированность движений пальцев рук, формируют способность управлять движениями кисти. Также существует тесная связь между координацией тонких движений пальцев рук и речью.
Нейропсихологи установили, что речь детей, образно говоря, находится на кончиках пальцев. Регулярные пальчиковые игры и упражнения оказывают благоприятное влияние на развитие речи ребенка, активизируют внимание, моторику, визуальную, аудиальную память (это речь, звуки и музыку, которую слышит человек), мышление.
В ходе игровых упражнений, ребенок повторяет движения и слова за взрослым, активизирует мелкую моторику руки, вырабатывает ловкость, согласованность, точность, плавность движений.
Особое внимание заслуживает массаж. В ходе самомассажа и массажа улучшается тонус и кровообращение в мышцах, стимулируются активные точки, имеющие связи с мозговыми центрами. Сочетание речедвигательных игр с массажными движениями, усиливают положительный результат работы.
Упражнения на поочередное выполнение движений (правой-левой рукой) благотворно влияют на организацию мозговой деятельности. Гармонизация движений пальчиков и органов речи, способствует нормализации речи и психоэмоционального состояния.
От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие.
Исходя из этого, мы в своей работе активно используем различные пальчиково-дидактические игры.
Цель, которую поставили мы перед собой – это создание условий для развития и совершенствования мелкой моторики рук и развитие речи у дошкольников.
Задачи для достижения цели:
– улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;
– способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредством пальчиковых игр;
– развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;
– дать родителям знания о значении пальчиковых игр в развитии ребенка и приобщить их к пальчиковым играм с ребенком в условиях семьи;
– дополнить развивающую предметно-пространственную среду группы;
– способствовать формированию благоприятного эмоционального фона в детском коллективе.
Методы и приемы работы:
• Игры с предметами;
• Пальчиковая гимнастика;
• Пальчиковые игры со стихами;
• Массаж кистей рук.
Предполагаемый результат:
• Развивать мелкую моторику, познавательные и творческие способности детей;
• формировать речевые навыки у детей, улучшить качество речи.
Свою работу по развитию мелкой моторики мы начала с первых дней пребывания детей в группе. Работа началась с выполнения простых упражнений, сопровождаемых стихотворным текстом, не забывали и о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, сандалики, завязывать шнурки и т.д.
Дети любят махать ручкой, хлопать в ладоши, играть в «Сороку-белобоку», «Солнышко покажись», «Дождик кап – кап – кап» показывать "Козу рогатую". Все эти игры очень полезны, так как тренируют руку. Также полезны игры с кубиками, пирамидками, матрешками. Позже – различного вида конструкторами, например, "Лего", когда ребенку приходится собирать и разбирать мелкие детали, складывать целое из отдельных частей, а для этого очень важно, чтобы пальчики слушались и хорошо работали, тем самым стимулировали речевое развитие малыша.
Известно, что ни одну задачу по воспитанию и развитию ребенка нельзя решить без участия родителей. С родителями проводились консультации «Влияние пальчиковой гимнастики для умственного развития детей», «Пальчиковая гимнастика». Были проведены индивидуальные беседы с родителями детей с плохо развитой моторикой рук «Развиваем мелкую моторику дома», были предложены несложные игры, например с песком «Найди что спрятано», нанизывание бус, работа с мозаикой, массаж кистей рук с помощью различных предметов (шишки, карандаш (и)).
Мелкую моторику рук развивают:
· различные игры с пальчиками, где необходимо выполнять те или иные движения в определенной последовательности;
· игры с мелкими предметами, которые неудобно брать в ручку (только под контролем взрослых); шнуровки, бусы;
· игры, где требуется что-то брать или вытаскивать, сжимать - разжимать, выливать - наливать,
· насыпать - высыпать, проталкивать в отверстия и т.д.;
· застегивание и расстегивание молний, пуговиц, одевание и раздевание;
· пальчиковый театр и др.
Работу с детьми проводили по следующим направлениям:
1. пальчиковые игры, упражнения, гимнастика;
2. игры с предметами;
3. дидактические игры.
Итоги будут впереди, когда наши дети будут выпускаться в школу, но уже было много сделано:
– оформлены картотеки дидактических игр по возрастам;
– пополняется предметно – развивающая среда нестандартным дидактическим материалом (прищепками, липучками, массажными мячиками и т.д.);
При организации предметно – развивающей среды постарались организовать пространство таким образом, чтобы оно определяло направленность их деятельности и в тоже время решало поставленную задачу по развитию мелкой моторики. Приобретены игры и пособия для развития мелкой моторики (пирамидки, вкладыши различного типа, матрешки, мозаика, игры с карандашами, пальчиковые бассейны с различными наполнителями, конструкторы; дидактические игры и пособия).
В игровой зоне детям доступны игры-шнуровки, мозаика, пирамидки. В художественном уголке: трафареты, бумага, карандаши, раскраски.
Не забываем и родителей, для них размещаем рекомендации по развитию мелкой моторики: описание пальчиковых игр, игр в быту, различные памятки по теме.
Уже видим результаты своей работы, у детей развивается мелкая моторика. Они могут правильно держать ложку, карандаш, кисточку, получают удовольствие от творческой и игровой деятельности. Дети в группе стали в общении пользоваться речью, с удовольствием рассказывать знакомые стихи, потешки.
Поэтому будем продолжать работу по развитию мелких движений руки ребенка, что позволит ему легче освоить родной язык, и достичь более высокого уровня в интеллектуальном развитии. Также планируем продолжать работу по изготовлению и изучению новых игр и игровых упражнений по данной теме; изучать новинки методической литературы; продолжать работу с родителями.
Библиографический список:
1. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М: ТЦ Сфера, 2006. – 64 с. – (Логопед в ДОУ).
2. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. – Автор-сост. О.А. Зажигина. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС». (Сенрия «Кабинет логопеда»). 2013. – 96 с.
3. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. – СПб., Издательство «Лань», 1998. – 32 с.