НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Кобыскан Т.Ю. Рекомендации по использование метода сказкотерапии в работе со страхами детей дошкольного возраста

Оригинaл материала размещен в выпуске № 08 (10) https://f.almanah.su/10.pdf

1. Особенности использования метода сказкотерапии при работе с детскими страхами

Психологи, занимающиеся сказкотерапией, предлагают разные варианты использования сказок как средства снижения страхов у ребенка дошкольного возраста. Это и использование специально созданных психологами сказок, и сочинение собственных сказок, и чтение и рассказывание народных сказок. Как психологи, так и педагоги утверждают, что сказка обладает некоторыми терапевтическими свойствами.
Сказкотерапия - эффективная возможность для ребенка развиваться эмоционально, интеллектуально и творчески. Развивается воображение, творческое мышление. Прослушивание сказки помогает расслабиться физически и психически, уменьшается импульсивность, излишняя двигательная активность, тревога, агрессия, детские страхи.
Сказкотерапия также способствует формированию адекватной самооценки и уверенности в себе. Через сказку ребенок может рассказать о переживаниях и событиях, которые могут пугать их. С помощью такой информации можно избежать негативных последствия болезненных моментов в прошлом.
Сказки - это истории, которые развиваются в устной традиции. Большинство народных сказок не устаревают и по сей день. Сказки разработаны общиной, а не отдельным автором. Одним из отличительных элементов сказок является то, что они часто включают магию и волшебство.
В сказках хороший персонаж часто делает что-то доброе, и доброта возвращается к нему. Плохой персонаж часто притесняет доброго, он злой, жадный, эгоистичный. Эти противоположные природы человеческого характера очень ярко выражены. В реальной же жизни, человек может иметь положительные и отрицательные черты. В сказках, эти черты характера часто проецируются на отдельных персонажей.
Герой сказки выходит в мир за пределами дома, часто собирается в путешествие за какой-либо целью. Он может создавать союзников, выполнять задания и/или соревноваться в состязаниях. Обычно, выиграв состояние и получив отличного супруга в процессе, герой вступает в брак.
Часто в сказке герою предлагается выразить свои желания. Таким образом, желание часто играет важную роль в сказках. Герой может получить, например, исполнения трех своих желаний.
Герой часто надеется на какой-то выход из, казалось бы, непреодолимо проблемной ситуации. В таких случаях, в сказках, как правило, его мечта сбывается: помощь приходит, волшебно или чудо.
Народные сказки сегодня могут включать как индивидуальное, так и социально-культурное исцеление.
Варианты использования сказкотерапии в работе со страхами у дошкольников:
1) ребенок работает и играет с историей своей жизни и своего страха
2) ребенок начинает с реальной ситуации и сочиняет пять или шесть
связанных историй или концовок.
3) ребенок создает историю воображаемую историю.
Среди вопросов, которые могут быть заданы относительно сказочной истории могут быть следующие: Хотел бы ребенок изменить что-нибудь в сказке? Убрать что-нибудь? Добавить что-либо? Хотел бы ребенок сказать что-нибудь любому из персонажей в сказке?
Вместо того чтобы рассказывать сказку, детям часто предлагается нарисовать ее сюжет или персонажа. Это связано с тем, что материал из бессознательного приходит более легко через рисунок, а не слова. Конечно, нарисованный материал должен быть обсуждаем с ребенком. Процедура работы с рисунком сказочного персонажа может выглядеть следующим образом: 1. Выбери и нарисуй персонажа. 2. Нарисуй волосы и одежду персонажа. 3. Персонаж держит что-нибудь? 4. Кто-то есть рядом с персонажем? Может, какие-нибудь животные?5. Где находится персонаж? 6. Какое выражение на его лице?7. Какая у него поза? 8. Есть ли у персонажа какие-либо особые способности (например, может ли персонаж понимать язык конкретного вида животных)?9. Как чувствует себя персонаж? 10. Какие чувства испытывает персонаж? 11. Что могло случиться, что привело к тому, что персонаж почувствовал себя таким образом? 12. Где был недавно персонаж, откуда вернулся? 13. Почему персонаж пошел туда?14. Персонаж что-то получил, что-то сделал, или встретил кого-то там?15. Персонаж хочет что-нибудь найти сейчас? 16. Персонаж что-нибудь потерял? 17. Персонаж ищет кого-то?18. Персонаж хочет куда-нибудь пойти? 19. Хочешь что-нибудь сделать? 20. Персонаж хочет встречаться с кем-нибудь? Если да, что будет дальше? 21.С какими приключениями, удачами и неудачами, помощниками (учителя, друзья и т. д.) и врагами встретится персонаж?22. Как персонаж преодолевает препятствия и как принимает решения и т. д.?23. Что происходит в конце рассказа?
Используя эти вопросы, взрослый может помочь найти ребенку ответы на вопросы, как бороться со страхом.
Также в работе со сказкой ребенку можно предложить создание сюжета собственной. Сначала педагог может спросить ребенка, каким он хочет быть персонажем хорошим или плохим? Чаще всего дети дошкольного возраста выбираю хорошего персонажа, но могут быть варианты.
Для создания сказки важно определить место сюжета, где герой чувствует бедствие. Где персонаж, действительно, нуждается в помощи?
Затем следует определить те метафорические символы и / или объекты, которые могут помочь. Ребенком могут быть созданы особые предметы или он может придумать, как приходит помощь. Герой в сказке часто оказывает сам помощь кому-то, кто страдает или находится в опасности. Главный герой всегда остается добрым.
Интересно связать волшебного помощника, которого ребенок придумывает в сказке, с реальным человеком из его жизни. Например, можно спросить: « Давай посмотрим, а есть ли в реальности какой-то человек, кто похож на доброго помощника? Кто-нибудь может тебе помочь как волшебная крестная мать или фея, которая помогла сказочному герою?».
Интересно узнать, как этот взрослый может помочь ребенку справится со страхом. В реальной жизни дары доброго помощника часто нематериальны, например, выражение похвалы, поощрения и поддержка.
После сочинения сказочного сюжета, ребенку можно задать такие вопросы: 1. Страдал ли персонаж каким-то образом? 2. Какая помощь может понадобиться персонажу? 3. Каким образом персонаж был добрым, нежным и щедрым? 4. Для кого персонаж может быть добрым, нежным и щедрым? 5. Кто помог персонажу? 6. От кого персонаж хотел бы получить помощь? 7. Кто может помочь персонажу? 8. Может, персонаж хочет загадать желание? 9. Кто или что мог бы исполнить пожелания персонажей? 10. Что может произойти, если желание персонажа сбудется? 11, Может персонаж надеется на какие-то преобразования? 12. Может персонаж выиграет от какой-то трансформации или превращения? 13. Может персонаж какой-то специальный предмет надеется получить? Если да, то что это? 14. Для чего этот объект может быть полезен? Может, он что-то символизирует?
В результате сказкотерапии ребенок чувствует поддержку и понимание взрослых, которые ему так необходимы, уверенность в разрешимости проблем, осознает свои силы и ресурсы. В процессе сказкотерапии можно использовать следующие приемы: слушание и запоминание сказок; придумывание продолжения известной сказки или другого конца сказки; придумывание сказок (групповое или индивидуальное); моделирование сказок; рисование сказок; инсценирование сказок; развивающие игры на основе сказочных образов и сюжетов и др.
Учитывая особенности тревожных детей и детей со страхами, такие как беспокойство, неустойчивость эмоций, необходимо создать условия для организации сказкотерапевтической деятельности: обязательно вызвать положительный эмоциональный настрой у детей, стимулировать желание взаимодействия, заинтересовать с помощью наглядных пособий, включить продуктивные виды детской деятельности (рисунки, изготовление кукол, костюмов). Сказкотерапия не гарантирует моментального эффекта. Иногда требуется долгая и кропотливая работа, чтобы справиться с проблемой. Просто почитать ребенку сказку недостаточно. Тревожные дети часто испытывают трудности в понимании сложных чувств, оттенков переживаний, поэтому нужно уделить особое внимание обсуждению положительных поступков персонажей, мягко направить ребенка к тому, чтобы он увидел в сказке выход из своей проблемы, если нужно - обсудить сказку, подсказать ключевые моменты.
Важно включать в работу такой вид сказок как психокоррекционные, которые специально создаются для мягкого влияния на поведение ребенка. При этом под коррекцией понимается «замещение» неэффективного стиля поведения более продуктивным, а также объяснение ребенку смысла происходящего. Целью таких сказок является влияние на решение детьми психологических проблем, последствием которого должно стать изменение поведения [7].
Также ключевым моментом эффективности использования сказкотерапии при работе с детскими страхами, является обязательное взаимодействие с родителями. Совместное участие родителей и детей в процессе работы со сказкой создаёт эффект фасилитации, что позволяет интенсифицировать процесс устранения страхов. Важно познакомить родителей с методом сказкотерапии, научить их сочинять сказки для своих детей, порекомендовать литературу, где собраны сказки для работы с детскими страхами.
2. Рекомендации педагогическим работникам по использованию метода сказкотерапии при работе с детскими страхами
Каждая сказка обладает своей неповторимостью. Однако взгляд на сказкотерапию как воспитательную систему предполагает общие закономерности работы со сказочным материалом.
Первый принцип – осознанность.
Понимание причинно-следственных взаимосвязей в формировании сюжета, понимание роли каждого персонажа в развивающихся действиях. Цель педагога продемонстрировать воспитанникам, что одно явление мягко вытекает из другого. В том числе и, невзирая на то, что на первый взгляд это малозаметно. Немаловажно осознать роль, закономерность возникновения и предназначение любого персонажа сказки. Общие вопросы, которые можно задать ребенку: что происходит? вследствие чего это происходит? кто именно желал, чтобы это случилось? для чего это было ему необходимо?
Второй принцип – множественность.
Понимание того, что одно и то событие, ситуация могут иметь несколько значений и смыслов. Задача педагога показать одну и ту же сказочную ситуацию с нескольких сторон. С одной стороны, это так, с другой стороны - иначе.
Третий принцип - связь с реальностью.
Осознание того, что каждая сказочная ситуация разворачивает некий жизненный урок. Задача педагога кропотливо и терпеливо прорабатывать сказочные ситуации с позиции тою, как сказочный урок будет использован ребенком в реальной жизни в борьбе со страхами, в каких конкретно ситуациях.
Сказка должна удовлетворять три естественные психологические потребности ребенка дошкольного возраста.
1. Потребность в автономности. В каждой сказке герой действует самостоятельно на протяжении всего пути, делает выбор, принимает решения, полагаясь только на самого себя, на свои собственные силы.
2. Потребность в компетентности. Герой оказывается способным преодолеть самые невероятные препятствия и, как правило, становится победителем, достигает успеха, хотя может терпеть временные неудачи.
3. Потребность в активности. Герой всегда активен, находится в действии: куда-то идет, кого-то встречает, кому-то помогает, что-то добывает, с кем-то борется, от кого-то убегает и т. д. Иногда вначале поведение героя не является активным: толчок к активности провоцируется извне другими персонажами.
Результатом удовлетворения этих потребностей является формирование целого ряда качеств личности:
1) автономность, которая выражается в стремлении проявить свое личное мнение, позицию или взгляды;
2) активность, которая предполагает способность владеть инициативой в общении, эмоционально откликаться на состояние партнеров;
3) социальная компетентность, которая состоит из нескольких компонентов;
а) мотивационного, включающего отношение к другому человеку (проявление доброты, внимания, сочувствия, сопереживания и содействия);
б) когнитивного, связанного с познанием другого человека, способностью понять его особенности, интересы, потребности, заметить изменения настроения, эмоционального состояния и др.;
в) поведенческого, позволяющего выбирать адекватные ситуации способы общения и взаимодействия с другими детьми.
Групповые и индивидуальные занятия с детьми дошкольного возраста должны быть продолжительностью не более 30 минут. При групповой работе число участников составляет от трех до двенадцати человек.
Сказкотерапевтическая развивающая программа по устранению страхов для ребенка дошкольного возраста или создается на базе одной сказки, которая разделяется на составные части, или предполагает «путешествие в волшебный мир», включающее в себя любое необходимое количество сказочных ролей и сюжетов. Присутствие ритуала входа (выхода) в сказку для ребенка обязательно. Такого рода ритуал может помочь безопасно возвратиться из драматической действительности в повседневную жизнь. Для ребенка младшего возраста подобными ритуалами могут быть: манипуляции с волшебными объектами (сказочное колечко, золотой ключик и др.); проговаривание сказочных заклинаний либо чтение фантастической книги; танцевально-двигательный ритуал и др. Детям очень нравится следовать в сказку с поддержкой проводника. Как правило, у него имеется легенда, поясняющая детям его пребывание в нашем обществе. К примеру, одной из причин его возникновения может выступить угроза сказочному миру, побудившая направиться к детям, которые могут его защитить. Роль проводника могут исполнять куколки. Сказочное путешествие ребенка обязано быть наполнено играми, позволяющими ближе познакомиться со сказкой. Еще одним важным аспектом при работе со сказкой является создание положительного эмоционального фона и особой атмосферы. Если взрослый хочет получить максимальный эффект от сказки, он должен подготовить ребенка к этому. Например, рассказывание сказки может предварять какие-то занятия или сон ребенка. При этом сам взрослый должен транслировать спокойное состояние и следить за выражением своего лица и особенностями голоса. Например, можно изменять тон голоса в зависимости от сюжета сказки.
Таким образом, следует выделить основные рекомендации для педагогических работников при работе с методом сказкотерапии: следовать общим принципам работы со сказкой, соблюдать временной режим, количественный состав группового занятия, применять ритуал входа/выхода из сказки, создавать положительный эмоциональный фон работы.

3. Обоснование эффективности разработанной психолого-педагогической программы работы с детскими страхами с использованием метода сказкотерапии

Психолого-педагогическая программа работы с детскими страхами с использованием метода сказкотерапии «В гостях у сказки!». Данная программа ориентирована для групповой работы с детьми от 5-6 лет, в условиях детского сада. Показания для набора в группу являются наличие страхов и тревожности, превышающих возрастную норму.
Предварительная диагностика проводиться совместно с педагогом-психологом. Групповые занятия проводятся один раз в день 5 раз в неделю. Длительность одного занятия 30 минут. Продолжительность программы – 4 недели. Также в программе предусмотрена работа с родителями в виде мини-лекций, решения практических заданий.
Цель: снижение страхов у детей дошкольного возраста средствами сказкотерапии.
Задачи:
1. снятие психоэмоционального напряжения;
2. знакомство детей с эмоцией страха;
3. создание условий для осознания дошкольником своих страхов;
4. демонстрация детям способов преодоления страхов через сказочную ситуацию.
Программа состоит из трех этапов.
1. Этап - организационный (1-2 занятия). Цель - объединение детей в группу, формирование доверия к педагогу и другим участникам группы, создание специфической сказочной атмосферы групповой работы.
2. Этап – основной (3-18 занятия). На этом этапе решаются проблемы страхов детей с помощью специальным образом подобранных сказок и работы со сказкой.
III этап – заключительный (19-20 занятие). Строится по принципу предоставления детям максимальной самостоятельности.
Содержание программы представлено в таблице 3.1.

Таблица 3.1

Содержание программы «В гостях у сказки!»

Название занятия

Цель

1

Сказочное царство

Создание безопасной психологической атмосферы. Вхождение в мир сказок

2

Сказочные жители

Создание безопасной психологической атмосферы. Вхождение в мир сказок

3

Волшебная поляна

Развитие идентификации со своим именем, формирование позитивного отношения ребенка к своему «Я»

4

Злостики, Боязливики и Грустишки

Совершенствование механизмов саморегуляции эмоциональных состояний

5

В стране чувств

Обучение способам адекватного телесного выражения различных эмоциональных состояний

6

Дикие звери

Работа со страхом животных, повышение уверенности в себе

7

Избушка

Работа со страхом одиночества

8

Дракон

Работа со страхом, знакомство с понятием «ужас»

9

Серый волк

Работа со страхом животных, повышение уверенности в себе

10

Машенька потерялась

Работа со страхом одиночества

11

Зайка

Работа со страхом темноты

12

В домике

Работа со страхом темноты

13

Кто – кого боится?

Обыгрывание своего страха

14

Страшно-не страшно

Обыгрывание своего страха

15

Я рисую страх

Избавление от страха при помощи рисунка

16

Мне не страшно

Избавление от страха при помощи рисунка

17

Жили – были…

Избавление от страха при помощи сочинения сказки

18

Счастливый конец

Избавление от страха при помощи сочинения сказки

19

Сказка про нас

Закрепление положительного опыта преодоления страха

20

До встречи

Моделирование уверенного поведения

Каждое занятие строилось по этапам, предложенным Т.Д.Зинкевич-Евстигнеевой:
1. Ритуал «входа» в сказку. Цель - создать настрой на совместную работу.
2. Повторение. Цель - вспомнить то, что делали в прошлый раз и какие выводы для себя сделали, какой опыт приобрели, чему научились.
3. Расширение. Цель - расширить представления ребенка о чем-либо.
4. Закрепление. Цель - приобретение нового опыта, проявление новых качеств личности ребенка.
5. Интеграция. Цель - связать новый опыт с реальной жизнью.
6. Резюмирование. Цель - обобщить приобретенный опыт, связать его с уже имеющимся.
7. Ритуал «выхода» из сказки. Цель - закрепить новый опыт, подготовить ребенка к взаимодействию в привычной социальной среде.
Полное содержание каждого занятия приведено в приложении 5. Ниже представлен пример вводного и занятия из, основного блока с указанием каждого этапа.
Использование сказкотерапии как средства работы со страхами у детей предполагает общие принципы работы со сказочным материалом: осознанность, множественность, связь с реальностью. Сказка должна удовлетворять три естественные психологические потребности ребенка дошкольного возраста: потребность в автономности, потребность в компетентности, потребность в активности.
Групповые и индивидуальные занятия с детьми дошкольного возраста должны быть продолжительностью не более 30 минут. При групповой работе число участников составляет от трех до двенадцати человек.
Разработанная и апробированная психолого-педагогическая программа по работе со страхами детей дошкольного возраста, представляющая собой целую систему психологических и педагогических приёмов (игротерапия, арттерапия, психогимнастика), где сказкотерапия выступает основным методом устранения страхов у детей.

Заключение

Дети любят мечтать, их фантазия может помочь им преодолеть самые ужасные страхи, если взрослые помогут направить полет фантазии в нужное русло. Сказкотерапия для детей есть тот эффективный метод, который помогает преодолеть страхи.
Иллюстрации к сказкам тоже дают толчок к решению проблемы. Дети с помощью магических свойств, которые они получают в сказке, могут преодолеть страхи и избавиться от них. Глядя на страх в следующий раз, ребенок будет понимать, что то, его он боялся, не так страшно. После переписывания сказки с начала очень часто страх исчезает. Сказка помогает мечтать, ребенок может представить себя героем сказки. Ребенок может посмотреть на страхи с другой стороны.
Цель исследования, которая состояла в теоретической и экспериментальной проверке использования метода сказкотерапии при работе со страхами у детей дошкольного возраста, была достигнута.
Задачи исследования выполнены. В ходе изучения научной и методической литературы были выявлены основные детские страхи, их причины и обосновано использование метода сказкотерапии. Для решения третьей задачи была разработана психолого-педагогическая программа работы со страхами у детей дошкольного возраста с использованием метода сказкотерапии. Анализ полученных результатов после реализации разработанной психолого-педагогической программы подтвердил влияние метода сказкотерапии на изменение эмоционального состояния у детей, переживающих страхи.
По результатам проведенного исследования можно сделать вывод о том, что гипотеза подтвердилась. Можно помочь детям избавиться от своих страхов с помощью метода сказкотерапии.
Также следует сделать вывод о необходимости более тесной работы с семьями воспитанников, необходимо психолого-педагогическое просвещение родителей и обучение их навыками работы с детскими страхами.
Полученные данные вторичной диагностики детей экспериментальной группы свидетельствую об эффективности разработанной и реализованной программы по работе со страхами дошкольников с использованием метода сказкотерапии.
После анализа научной литературы и эмпирического исследования, можно сделать вывод, что сказкотерапия - тот эффективный метод преодоления детских страхов, который следует внедрять в образовательное пространство, так как он достаточно прост в использовании.
Поэтому следует рекомендовать сказкотерапию для работы в детском образовательном учреждении, связанной с выявлением и преодолением детских страхов.

Список литературы

Монографии, учебники, учебные пособия

1.       Акопян Л.С. Психолого-педагогическое исследование страхов младших школьников. Дисс... канд. психол. наук. - Самара, 2002г.
2.       Вачков И. В. Развитие самосознания через психологическую сказку. М., 2007. 214 с.
3.       Громова Т.В. Страна эмоций: Методика как инструмент диагностической и коррекционной работы с эмоционально-волевой сферой ребёнка. - М.: УЦ «Перспектива», 2002. - 48 с.
4.       Захаров А. И. Дневные и ночные страхи у детей. - СПб.: Речь, 2005
5.       Захаров А.И. Происхождение и психотерапия детских неврозов: Монография. - СПб.: КАРО, 2006.4
6.       Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Основы сказкотерапии. Санкт-Петербург: Речь, 2010. 172 с.
7.       Изард К. Психология эмоций. С-Пб.:Питер, 2007. 464 с.
8.       Каяшева О. И. Библиотерапия и сказкотерапия в психологической практике. Самара: Бахрах-М, 2012. 286 с.
9.       Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. М.:Юрайт-М. 2001 448 с.
10.   Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. СПб.: Питер, 2009. 304 с.
11.   Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. Москва: Лабиринт, 2000. 333 с.
12.   Щербатых Ю.В. Психология страха. М.:Эксмо. 2005. 512 с.

Статьи в периодических изданиях

13.   Бакунова И. В., Левченко Д. Г. Роль сказкотерапии в социальной адаптации ребёнка к детскому саду // Austrian Journal of Humanities and Social Sciences. 2014. №1-2. С.271-276
14.   Вачков И. В. Сказкотерапия в работе детского психолога // СДО. 2008. №4. С.50-55
15.   Веракса А. Н., Якупова В.А., Алмазова О. В., Бухаленкова Д.А., Рикель А. М. Страхи дошкольников: связь с познавательным и социальным развитием // СДО. 2016. №6 (68). С.38-44
16.   Виневская А. В., Буршит И. Е. Использование сказкотерапии в работе с родителями // IN SITU. 2016. №8. С.25-27
17.   Дорофеева Г. А. Страхи: определение, виды, причины // Известия ЮФУ. Технические науки. 2002. №5. С.177-184
18.   Корнилова Е.Н., Готовцева Е.И. Сказкотерапия в коррекционно-педагогической работе с детьми дошкольного возраста с церебральным параличом // Наука и школа. 2013. №1. С.183-184
19.   Кочетова Ю.А. Страхи современных дошкольников и их связь с особенностями детско-родительских отношений // Психологическая наука и образование. - 2012. - № 3. - С. 77-87
20.   Никитинская С. В. Сказкотерапия в системе коррекционно-логопедической работы с заикающимися дошкольниками // Известия Самарского научного центра РАН. 2009. №4-6. С.1496-1499
21.   Погребицкая Ю.А. Психолого - педагогическая коррекция страхов детей дошкольного возраста с помощью сказкотерапии // Инновационная наука. 2016. №12-4. С.197-198
22.   Сковородкина И. З., Морозова О. Н. Сказка как эффективная техника работы с проблемой детской гиперактивности // Журнал медико-биологических исследований. 2014. №1. С.100-104
23.   Трофимова Г. А. Сказка развивает, воспитывает, учит, лечит // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2012. №3. С.67-69
24.   Хлыста Е. А. Исследование страхов у детей старшего дошкольного возраста // Концепт. 2015. №S1. С.181-185
25.   Чернега Т. В. Сказкотерапия в работе с детьми дошкольного возраста // Эксперимент и инновации в школе. 2014. №2. С.56-59
26.   Чернобровкина С. В., Гусарова В. В. Воображение как фактор проявлений тревожности и страхов у дошкольников // ОмГУ. 2016. №2. С.42-52

2018