НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Мальцева Н. С., Миронова С. М. Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста через приоб- щение к истокам народных традиций и обычаям Русского Севера «Шутовы вечерки»

Оригинал материала размещен в выпуске № 3 (41) https://f.almanah.su/41.pdf


 Аннотация: Старинная мудрость гласит: «Человек, не знающий
 своего прошлого, не знает ничего».
 В данном мероприятии для детей старшего дошкольного возраста раскрывается тема познавательного приобщения к истокам народной культуры и фольклора, прикладного искусства.
 Занятия в рамках кружковой работы отличаются привлекательностью содержания, педагогической направленности, эмоциональной насыщенностью, формирует у детей уважение к истории Русского Севера, патриотические чувства.
 «Шутовы вечерки»- это забавы, развлечения для детей. В один дом собирались дети с округи под присмотр хозяйки. Взрослые – в другом доме, выполняли общую работу: готовили рыбацкое снаряжение, квасили капусту, пряли пряжу; молодежь собиралась в третьем доме на посиделки, игры, хороводы.
 Ключевые слова: вечерять, фофанец (д.Тамица Онежский р-он Архангельской области), нашенски поморски, пеленашка
 Цель: продолжать знакомить детей старшего дошкольного возраста с народными обычаями и традициями, декоративно-прикладным искусством- лоскутная кукла.
 Образовательные: продолжать знакомить с хороводами, подвижными играми, народным фольклором, отгадыванием загадок. Познакомить с куклой-пеленашкой, способе изготовления, её значении в жизни.
 Развивающие: развивать внимание, логику, координацию движений, соотносить слова с движениями, эмоциональный отклик.
 Воспитательные: прививать любовь к народным традициям и обычаям, фольклору, декоративно-прикладному искусству.
 Предварительная работа:
 Дети занимаются в кружке «Лоскутная кукла», где знакомятся с изготовлением лоскутных кукол: оберег- для человека, животных, быта; забава - для детей.
 В кружковой работе «Истоки старины»- дети узнают быт, утварь, жизненные устои, промыслы, традиции и обычаи поморов.
 Материал: изостудия «Русская изба»: печка, лавки, колыбель с куклой, лоскутки, п/ш нитки, самовар, пироги. Ведущие и дети одеты в народные костюмы: девочки в сарафанах и перевязи на голове, мальчики- рубашках-косоворотках, подпоясаны кушаком. Присутствуют гости: родители или педагоги.
 
 Ход развлечения:
(У печки хозяйка Сергеевна качает куклу.)
Хозяйка - Жду-жду гостеюшек, ребятня должна прийти, пора вечерять, только вот чего-то Манюня капризит, кот Васька куколки-пеленашки утащил. А вот и пожаловали!
(Слышна русская народная песня «На горе калина..», входят ведущая Александровна с детьми)
Александровна.-Здравствуй, Сергеевна, вот привела-то ребятню, вечерять будем.
Хозяйка - здравствуйте! Вы не стойте на крылечке, проходите ближе к печке, будет весело у нас, где работа, там и пляс.
Александровна - я смотрю Сергеевна у тебя гостей-то со всех волостей из далече да туташние, не помешаем.?
Хозяйка - В тесноте да не в обиде. Александровна, начинай гостей величать, ведь доброе слово сказать надо. (подходят к гостям)
Александровна - вот девица стройна, наверно очень умна!
Хозяйка - а на этой юбка искрится, народ-то дивится!
Александровна - а у этой коса, краса в ее волосах!
Хозяйка - все гости хороши, всех встречаем от души!
Александровна - Сергеевна, а ты чё Маню трясешь, вон Егоровне под пригляд оставь. Егоровна, возьми дитятко, а мы пока ребятней займемся. (приглашают гостью, садится у колыбели, качает куклу)
Хозяйка - Александровна, привела ребятню, каки у тебя фофанцы: девицы да добры молодцы. Прежде чем за работу браться, загадки отгадайте, нашенски поморски, да хоровод позавиваем, чтобы работа спорилась.
Загадки:
- Медный бес на стол залез, стоит франт подбочинившись. (самовар)
- На стене висит болтается, за него всяк хватается. (полотенце)
- Поцелую, полижу и опять положу. (ложка)
- У нашей туши, выросли уши. (ушат)
- Горшочек умен, семь дырочек в нем. (голова)
- Рогат да не бык, хватает да не сыт, людям отдает, сам на отдых идет. (ухват)
Хороводная игра «Капуста»
- Вью-вью я капустыньку, вью-вью завиваю, не ходи ты за мной женишок, если женишься, спокаешься и со мною намаешься. (невеста выбирает жениха, встают спинами друг другу и на раз-два-три поворачивают головы, если в одну-целуются, если в разные -обнимаются).
Александровна - Сергеевна, а какая работа ребятне, малы еще.
Хозяйка - Не переживай, кот Васька утащил пеленашки, вот новые и сделаем, будет забава Мане. Проходите за стол, вот лоскутиков вам приготовила, пеленашек накрутим, это простые куколки -обереги для малых деток.
Хозяйка - Александровна, помогай, да следи за ребятней.
(показ закрутки, на столе лежат заготовки лоскутков на каждого ребенка: белый 20/20 см, цветные 15/15 см, п\ш нитки красного цвета, комочек ваты)
 Объяснение работы: посреди белого лоскутка располагаем кусочек ваты, затем скручиваем лоскуток и складываем пополам, перевязываем под утолщенным сгибом, формируя голову куклы. Затем навязываем косынку уголочки сначала вперед и назад перевязываем. Затем берем второй цветной лоскут- это будет платочек и перекрещиваем кончики по переду, третьим лоскутом пеленаем куколку и перевязываем крест-накрест нитками, лишние кончики ниточек обрезаем (обрывать детям тяжело).
Александровна - (в ходе работы)- Убери волоса, чтоб не мешали глазам.
Хозяйка - Сиди смирно, не крутись, а то не получиться.
Александровна - Смотри не порви обнову, а то матерь ругать будет, не поздоровится.
Александровна - вот какие куколки- пеленашки получились, надо собрать да на люльку привязать, пусть Маня играется. Егоровна не устала, поприглядывай еще.
Хозяйка - пора и пляску начинать, зимний день короток. Давайте ребятня стройтесь, друг против друга, да чеботами откалачивайте.
(народный хоровод «Топа-топ», девочки стоят напротив мальчиков, со словами сначала идут девочки притоптывая ногами, возвращаются, затем мальчики- притопывая ногами подходят к девочкам, в конце пляски кланяются друг другу)
- Я косила на потопе на реке,
 Увидала я миленка в сюртуке.
 Мой миленочек хорошенький такой,
 Одевается по моде городской.
Топа-топа-топа-топа-топа-топ (2раза)
- У мого миленка кудрява голова,
 А рубашечка красивенька кака.
Он гармошечку растягивает,
 А гармошечка наигрывает.
Топа-топа-топа-топа-топа-топ -2раза
- Мне косить больше не хочется,
Со миленком плясать хочется.
мой миленочек хорошенький какой,
Одевается по моде городской.
Топа-топа-топа-топа-топ.(2 раза)
Александровна - наплясались от души, спасибо тебе Сергеевна за вечерки, пора и честь знать, домой отправляться.
Хозяйка - спасибо гости дорогие, что наведались. Я вот пирогов натворила, угощайтесь на дорожку, да всех гостей привечаем. Приходите вечерять.
Александровна - Сергеевна, в хороший дом захотца еще придти! Доброго здоровьца тебе!
(дети уходят в группу)
 Вывод: Познавательное развитие детей дошкольного возраста посредством приобщения к народной культуре Русского Севера делает привлекательным полноту содержания, педагогической направленности, эмоциональной насыщенности. Проведение совместных мероприятий, мастер-классов, развлечений и знакомство с народно-прикладным искусством помогает решать вопросы патриотического и художественного воспитания. Мы не только даем детям определенный объем знаний о промыслах, но и учим их видеть и понимать красоту, воспитываем уважение к труду народных мастеров, знакомим с технологией изготовления и декоративными особенностями тех или иных изделий.
 Результат работы дает толчок поиска решений, коммуникативно-познавательного развития детей старшего дошкольного возраста, через приобщение к истокам русской народной культуры, обычаям и традициям с использованием регионального компонента, воспитывает патриотические чувства, уважение к истории Русского Севера, любовь к Родине.
Использованная литература:
1. И.А.Бойчук, Т.Н.Попушина «Ознакомление детей младшего и среднего возраста с русским народным творчеством» - СПб.: ООО Изд-во «Детство Пресс», 2009г.
2. Л.А.Лялина «Народные игры в детском саду»- М.: ТЦ Сфера, 2008г.
 3. Т.Монастырева «Осуществление образовательно-воспитательного
 процесса детей дошкольного и младшего школьного возраста на
 принципах народной
 педагогики Русского Севера» изд-во г.Котлас, 2007г.
4. М.Б. Зацепина, Т.В.Антонова «Народные праздники в детском саду» -
 М.:Мозайка-Синтез, 2008г.
5. О.Л. Князева «Приобщение детей к истокам русской народной
 культуре» Санкт-Петербург изд-во Детство-Пресс, 2010
2021