Мальцева Н. С., Миронова С. М. Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста через приоб- щение к истокам народных традиций и обычаям Русского Севера «Шутовы вечерки»
Аннотация: Старинная мудрость гласит: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». В данном мероприятии для детей старшего дошкольного возраста раскрывается тема познавательного приобщения к истокам народной культуры и фольклора, прикладного искусства. Занятия в рамках кружковой работы отличаются привлекательностью содержания, педагогической направленности, эмоциональной насыщенностью, формирует у детей уважение к истории Русского Севера, патриотические чувства. «Шутовы вечерки»- это забавы, развлечения для детей. В один дом собирались дети с округи под присмотр хозяйки. Взрослые – в другом доме, выполняли общую работу: готовили рыбацкое снаряжение, квасили капусту, пряли пряжу; молодежь собиралась в третьем доме на посиделки, игры, хороводы. Ключевые слова: вечерять, фофанец (д.Тамица Онежский р-он Архангельской области), нашенски поморски, пеленашка Цель: продолжать знакомить детей старшего дошкольного возраста с народными обычаями и традициями, декоративно-прикладным искусством- лоскутная кукла. Образовательные: продолжать знакомить с хороводами, подвижными играми, народным фольклором, отгадыванием загадок. Познакомить с куклой-пеленашкой, способе изготовления, её значении в жизни. Развивающие: развивать внимание, логику, координацию движений, соотносить слова с движениями, эмоциональный отклик. Воспитательные: прививать любовь к народным традициям и обычаям, фольклору, декоративно-прикладному искусству. Предварительная работа: Дети занимаются в кружке «Лоскутная кукла», где знакомятся с изготовлением лоскутных кукол: оберег- для человека, животных, быта; забава - для детей. В кружковой работе «Истоки старины»- дети узнают быт, утварь, жизненные устои, промыслы, традиции и обычаи поморов. Материал: изостудия «Русская изба»: печка, лавки, колыбель с куклой, лоскутки, п/ш нитки, самовар, пироги. Ведущие и дети одеты в народные костюмы: девочки в сарафанах и перевязи на голове, мальчики- рубашках-косоворотках, подпоясаны кушаком. Присутствуют гости: родители или педагоги.
Ход развлечения: (У печки хозяйка Сергеевна качает куклу.) Хозяйка - Жду-жду гостеюшек, ребятня должна прийти, пора вечерять, только вот чего-то Манюня капризит, кот Васька куколки-пеленашки утащил. А вот и пожаловали! (Слышна русская народная песня «На горе калина..», входят ведущая Александровна с детьми) Александровна.-Здравствуй, Сергеевна, вот привела-то ребятню, вечерять будем. Хозяйка - здравствуйте! Вы не стойте на крылечке, проходите ближе к печке, будет весело у нас, где работа, там и пляс. Александровна - я смотрю Сергеевна у тебя гостей-то со всех волостей из далече да туташние, не помешаем.? Хозяйка - В тесноте да не в обиде. Александровна, начинай гостей величать, ведь доброе слово сказать надо. (подходят к гостям) Александровна - вот девица стройна, наверно очень умна! Хозяйка - а на этой юбка искрится, народ-то дивится! Александровна - а у этой коса, краса в ее волосах! Хозяйка - все гости хороши, всех встречаем от души! Александровна - Сергеевна, а ты чё Маню трясешь, вон Егоровне под пригляд оставь. Егоровна, возьми дитятко, а мы пока ребятней займемся. (приглашают гостью, садится у колыбели, качает куклу) Хозяйка - Александровна, привела ребятню, каки у тебя фофанцы: девицы да добры молодцы. Прежде чем за работу браться, загадки отгадайте, нашенски поморски, да хоровод позавиваем, чтобы работа спорилась. Загадки: - Медный бес на стол залез, стоит франт подбочинившись. (самовар) - На стене висит болтается, за него всяк хватается. (полотенце) - Поцелую, полижу и опять положу. (ложка) - У нашей туши, выросли уши. (ушат) - Горшочек умен, семь дырочек в нем. (голова) - Рогат да не бык, хватает да не сыт, людям отдает, сам на отдых идет. (ухват) Хороводная игра «Капуста» - Вью-вью я капустыньку, вью-вью завиваю, не ходи ты за мной женишок, если женишься, спокаешься и со мною намаешься. (невеста выбирает жениха, встают спинами друг другу и на раз-два-три поворачивают головы, если в одну-целуются, если в разные -обнимаются). Александровна - Сергеевна, а какая работа ребятне, малы еще. Хозяйка - Не переживай, кот Васька утащил пеленашки, вот новые и сделаем, будет забава Мане. Проходите за стол, вот лоскутиков вам приготовила, пеленашек накрутим, это простые куколки -обереги для малых деток. Хозяйка - Александровна, помогай, да следи за ребятней. (показ закрутки, на столе лежат заготовки лоскутков на каждого ребенка: белый 20/20 см, цветные 15/15 см, п\ш нитки красного цвета, комочек ваты) Объяснение работы: посреди белого лоскутка располагаем кусочек ваты, затем скручиваем лоскуток и складываем пополам, перевязываем под утолщенным сгибом, формируя голову куклы. Затем навязываем косынку уголочки сначала вперед и назад перевязываем. Затем берем второй цветной лоскут- это будет платочек и перекрещиваем кончики по переду, третьим лоскутом пеленаем куколку и перевязываем крест-накрест нитками, лишние кончики ниточек обрезаем (обрывать детям тяжело). Александровна - (в ходе работы)- Убери волоса, чтоб не мешали глазам. Хозяйка - Сиди смирно, не крутись, а то не получиться. Александровна - Смотри не порви обнову, а то матерь ругать будет, не поздоровится. Александровна - вот какие куколки- пеленашки получились, надо собрать да на люльку привязать, пусть Маня играется. Егоровна не устала, поприглядывай еще. Хозяйка - пора и пляску начинать, зимний день короток. Давайте ребятня стройтесь, друг против друга, да чеботами откалачивайте. (народный хоровод «Топа-топ», девочки стоят напротив мальчиков, со словами сначала идут девочки притоптывая ногами, возвращаются, затем мальчики- притопывая ногами подходят к девочкам, в конце пляски кланяются друг другу) - Я косила на потопе на реке, Увидала я миленка в сюртуке. Мой миленочек хорошенький такой, Одевается по моде городской. Топа-топа-топа-топа-топа-топ (2раза) - У мого миленка кудрява голова, А рубашечка красивенька кака. Он гармошечку растягивает, А гармошечка наигрывает. Топа-топа-топа-топа-топа-топ -2раза - Мне косить больше не хочется, Со миленком плясать хочется. мой миленочек хорошенький какой, Одевается по моде городской. Топа-топа-топа-топа-топ.(2 раза) Александровна - наплясались от души, спасибо тебе Сергеевна за вечерки, пора и честь знать, домой отправляться. Хозяйка - спасибо гости дорогие, что наведались. Я вот пирогов натворила, угощайтесь на дорожку, да всех гостей привечаем. Приходите вечерять. Александровна - Сергеевна, в хороший дом захотца еще придти! Доброго здоровьца тебе! (дети уходят в группу) Вывод: Познавательное развитие детей дошкольного возраста посредством приобщения к народной культуре Русского Севера делает привлекательным полноту содержания, педагогической направленности, эмоциональной насыщенности. Проведение совместных мероприятий, мастер-классов, развлечений и знакомство с народно-прикладным искусством помогает решать вопросы патриотического и художественного воспитания. Мы не только даем детям определенный объем знаний о промыслах, но и учим их видеть и понимать красоту, воспитываем уважение к труду народных мастеров, знакомим с технологией изготовления и декоративными особенностями тех или иных изделий. Результат работы дает толчок поиска решений, коммуникативно-познавательного развития детей старшего дошкольного возраста, через приобщение к истокам русской народной культуры, обычаям и традициям с использованием регионального компонента, воспитывает патриотические чувства, уважение к истории Русского Севера, любовь к Родине. Использованная литература: 1. И.А.Бойчук, Т.Н.Попушина «Ознакомление детей младшего и среднего возраста с русским народным творчеством» - СПб.: ООО Изд-во «Детство Пресс», 2009г. 2. Л.А.Лялина «Народные игры в детском саду»- М.: ТЦ Сфера, 2008г. 3. Т.Монастырева «Осуществление образовательно-воспитательного процесса детей дошкольного и младшего школьного возраста на принципах народной педагогики Русского Севера» изд-во г.Котлас, 2007г. 4. М.Б. Зацепина, Т.В.Антонова «Народные праздники в детском саду» - М.:Мозайка-Синтез, 2008г. 5. О.Л. Князева «Приобщение детей к истокам русской народной культуре» Санкт-Петербург изд-во Детство-Пресс, 2010