НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы преподавания предметов естественно-научного цикла

Крупская К. В. Использование проектной деятельности на уроках математики и во внеурочной деятельности (из опыта работы с 5 классом)

Оригинaл материала размещен в выпуске № 8 (58) https://f.almanah.su/58.pdf


Эпиграфом своего выступления я выбрала слова Б. Паскаля : «Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упускать случаев делать его немного занимательным».
В последнее время метод проектов находит всё большее распространение не только за рубежом, но и в школах России.
В большей степени это связано с требованиями, которые современное общество предъявляет к выпускникам и которые сформулированы в ФГОС нового поколения.
Для 5-тиклассников, пришедшим из начальной школы – предмет математика является одним из трудных предметов. И для того, чтобы повысить их мотивацию в изучении , я на своих уроках и во внеурочной деятельности использую метод проектов.
Для чего нужен метод проектов мне как учителю математики?
· Научить обучающихся самостоятельному, критическому мышлению.
· Размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы.
· Принимать самостоятельные аргументированные решения.
· Научить работать в команде, выполняя разные социальные роли
· Сформировать навыки передачи и презентации полученных знаний и опыта.
Чем этот метод лучше?
Одна из причин внимания методу проектов – проблема повышения мотивации обучающихся к изучению предмета.
Современные дети рациональны, они хотят четко понимать, зачем им нужно то или иное знание, что дает, где может пригодиться. Искушенные вразличного рода телекоммуникационных представлениях и развлечениях, играх и шоу, они хотят, чтобы и на уроках было интересно, ярко, броско, как в кино и на ТV. Имея доступ к информации через интернет, им скучно впитывать знания, читая учебник или слушая лекцию учителя. Новое поколение и новые реалии жизни требуют новых методов обучения. Современный человек все меньше пишет ручкой, все больше на компьютере. Жизнь диктует перемены. Так и с методикой. Надо учить по-новому. Вне всяких сомнений – проектирование относится к методам обучения, отвечающим современной жизни.
Есть несколько классификаций проектов по продолжительности
Так как дети в 5 классе, я не могу взять годовой проект и применяю в свой практике мини-проект, которые рассчитаны на 1 урок или краткосрочные – 4-6 уроков.
Примером мини-проекта являются математические газеты.Математические раскраски – это газеты, оформленные 5 и 6 классами на неделе математики. Каждый цвет на представленных рисунках соответствует ответу конкретного примера, нанесенного на шаблоне рисунка. Прежде чем разукрасить – реши пример.
5-тиклассники с методикой проектирования ознакомились еще в начальной школе и они знают, чтобы разработать проект нужно пройти пять П метода проекта.
П1: проблема
Проблема должна быть значимой, важной, интересной для учащихся. Представлять собой реальную задачу, решение которой не очевидно и которая предполагает поиск информации и овладение новыми знаниями, умениями и навыками. При решении проблемы должны быть использованы исследовательские методы.
П2: проектирование
Проектирование – это целенаправленная деятельность, которая обладает последовательностью процедур, ведущих к достижению эффективных решений. Это один из видов работ, результатом которых является продукция-проект.
П3: поиск информации
Этот этап работы над проектом называется этапом реализации проекта. Учащиеся детализируют задачи, в случае необходимости вносят коррективы в план. От учителя требуется помогать, корректировать, направлять и контролировать учащихся. Особенно важно поддерживать мотивацию учащихся к выполнению проекта.
П4: продукт
Продуктом является запланированный результат. В какой форме будет представлен продукт проекта – зависит от фантазии тех, кто работает над проектом. (видеофильм, презентация, проведение каких-либо тестирований или опросов и т.д)
П5: презентация
Этап представления и защиты проекта – это серьезное испытание для ребят. Необходимо составить план выступления, подготовить презентацию, речь. Как правило, сами участники проекта справиться самостоятельно с этими задачами не могут, поэтому учитель оказывает помощь при подготовке к защите проекта.
В работе над проектами у детей формируются следующие компетенции:
1. Поисковые (исследовательские) умения:
умение самостоятельно привлекать знания из различных областей;
 умение самостоятельно найти информацию в информационном поле;
 умение находить несколько вариантов решения проблемы;
 умение выдвигать гипотезы;
 умение устанавливать причинно-следственные связи.
2. Умения и навыки работы в сотрудничестве:
 умения коллективного планирования;
 умение взаимодействовать с любым партнёром;
 умения взаимопомощи в группе в решении общих задач: навыки делового партнёрского общения;
 умение находить и исправлять ошибки в работе других участников.
3. Менеджерские умения и навыки:
 умение проектировать процесс;
 умение планировать деятельность, время, ресурсы;
 умение принимать решения и прогнозировать их последствия;
 навыки анализа собственной деятельности.
4. Коммуникативные умения:
 умение вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;
 умение вести дискуссию;
 умение отстаивать свою точку зрения;
 умение находить компромисс.
5. Презентационные умения и навыки:
 навыки монологической речи;
 умение уверенно держать себя во время выступления;
 артистические умения;
 умение пользоваться средствами наглядности при выступлении;
 умение отвечать на незапланированные вопросы.
Менеджерские умения и навыки формируются в старших классах.
При изучение финансовой математики учащиеся 5 класса знакомятся с понятием процента. Тема «Проценты» весьма актуальна во все времена. Человеку довольно часто приходится встречаться в современном мире с различными рекламными надписями, в которых присутствует знак «%», например, «скидка 30% на летний товар», или «спец предложение – скидки 20%» и многое другое. При покупке некоторых продуктов питания, так же попадается этот «математический» знак. Чтобы разобраться в этих надписях и понимать, что они значат, всё же нужно хорошо разбираться в их исчислении и в самих процентах.
Проблема данного проекта была сформулированна следующим образом:
Люди встречаются с процентами каждый день: скидки в магазинах, налоги, кредиты, содержание жиров в продуктах и т.д. – некоторые не умеют выполнять необходимые для жизни процентные расчеты.
Цель работы дети охарактеризовали так: Показать, что тема «проценты» в разных сферах жизни человека имеет широкое практическое применение.
Из цели вытекают следующие задачи работы:
·       Узнать историю происхождения процентов.
·       Выяснить роль процентов в жизни учеников 5 классов
·       Определить сферу применения процентов.
Как в жизни любого человека проявляют себя проценты? Какие знания о процентах необходимы каждому из нас? Чтобы ответить на эти вопросы мы с учащимися 5-го класса стали изучать данную проблему.
Для начала узнали о том, кто первым придумал идею выражать части целого в одних и тех же долях. Далее изучили историю появления процентов в Древнем Риме и у народов Индии и узнали, когда в России стали употреблять термин «процент» .
А также, рассмотрели истории возникновения   символа, как знака процент.
Обратились к интересным фактам, которые дают представления о проценте.
Ведь проценты не только в математике, но и в различных науках и областях жизни человека, таких как анатомия или   биология. Например:
1.                  Самая длинная кость - бедренная, ее длина составляет обычно 27,5% от роста человека.
2.                  Известно, что медузы на 98-99% состоят из воды, тем не менее медуза не растворяется в море, ее можно взять в руки.
3.                  Все животные и растительные существа состоят из воды: животные – на 75%, рыбы – на 75%, медузы – на 99%, картофель - на 76%, яблоки - на 85%, помидоры - на 90%, огурцы - на 95%, арбузы - на 96%.
4.                  Даже человек состоит из воды. 86% воды содержится в теле у новорожденного и до 50% у пожилых людей.
Проценты также применяются в программировании, в кулинарии, медицине, в магазине, на выборах и тд.
После проведенных исследований составили диаграммы среди параллели 5 классов на различные вопросы, такие как: кто читал или смотрел сказку, занятия в спортивных кружках, какой предмет нравится больше и т.д.
В качестве продукта проекта мы создали памятку для 5-7 классов о том, как легко и просто найти процент от числа
После проведения исследовательской работы мы с учениками 5 класса пришли к выводу, что современный человек очень тесно связан с процентами. Оказывается, проценты встречаются в школе, в аптеках, на работе, в магазинах, на экранах телевизора и в периодической печати. Также люди пользуются процентами при оформлении кредитов или при вкладах сбережений в банк. Нельзя сегодня людям без знаний процентов! Отсюда следует, что в ходе выполнения этой работы нам удалось достичь поставленной цели, выявить целесообразность применения процентов при решении повседневных задач. Так как с процентами мы постоянно сталкиваемся в повседневной жизни, то знания о процентах необходимы для каждого человека. Прикладное значение этой темы очень велико и затрагивает многие сферы нашей жизни. Была создана памятка для 5-7 классов.

Литература

1. Алейникова И. Интеллект будущего / И. Алейникова // Управление школой: изд. дом Первое сентября. - 2007. - № 1. - С. 25-27.
2. Баранова Е.В. Как увлечь школьников исследовательской деятельностью / Е. В. Баранова, М. И. Зайкин // Математика в школе. - 2004. - N 2. - С. 7-10.
3. Безрукова В.С. Директору об исследовательской деятельности школы / В. С. Безрукова. - М.: Сентябрь, 2002. - 160 с. - ISBN 5-88753-051-0.
4. Белогрудова В.П. Об исследовательской деятельности учащихся в условиях проектного метода / В. П. Белогрудова // Иностранные языки в школе. - 2005. - № 8. - С. 6-11.
5. Бельфер М. Несколько слов об исследовательских работах школьников / М. Бельфер // Литература: изд. дом Первое сентября. - 2006. - N 17. - С. 13-15.



2022