НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Безукладнова Е.Л. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с русскими народными сказками

Оригинал материала размещен в выпуске № 05 (19) https://f.almanah.su/19.pdf


Речь является неизменным спутником всей жизни ребенка, поэтому ее совершенствование может осуществляться в разных видах деятель­ности. Одним из важных направлений педагогической работы в дошкольном учреждении является развитие речи дошкольника.
Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает влияние на развитие и обогащение речи ребенка.
Это обусловило актуальность исследования, направленного на поиск оптимальных педагогических условий, способствующих развитию речи детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с русскими народными сказками.
На первом (констатирующем) этапе экспериментальной деятельности было необходимо выявить особенности развития речи детей младшего дошкольного возраста.
На основе анализа имеющихся к настоящему времени диагностических методик были подобраны задания для обследования речи младших дошкольников, направленные на выявление интереса детей к чтению и умений элементарного анализа содержания и формы литературного произведения; изучение знаний детей художественных произведений, уровня развития словаря и грамматического строя речи на материале известных детям русских народных сказок. В эксперименте приняли участие 10 воспитанников младшей группы МБДОУ № 56 г.Орла.
Было выявлено, что в целом дети проявляют интерес к чтению, с удовольствием слушают, обращаются с книгами аккуратно. Чаще всего рассматривают книги по предложению взрослых, а не самостоятельно, редко просят воспитателей почитать им. В большинстве случаев умеют охарактеризовать прочитанное, вступить в диалог со взрослым, пользоваться интонационной выразительностью. Младшие дошкольники знают сказки, которые входят в круг программных требований («Репка», «Курочка Ряба», «Волк и семеро козлят»). Тем не менее, некоторые испытуемые не всегда правильно могут узнать сказку по отрывкам, предлагаемым экспериментатором.
Дети называют видовые и родовые понятия как самостоятельно, так и с помощью педагога, делают ошибки в называниях детенышей животных, при употреблении существительных в единственном и множественном числе родительного падежа с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Анкетирование педагогов показало, что они взаимодействуют с семьями детей в направлении развития речи, проводят индивидуальные беседы и консультации, родительские собрания, семинары-практикумы, открытые показы занятий и т.д. В свою очередь большинство родителей уделяет внимание развитию речи детей в семье, создавая для этого соответствующие условия, т.к. понимают свою приоритетную роль в этом вопросе. Вместе с тем и педагоги, и родители нуждаются в оказании помощи по вопросам речевого развития младших дошкольников.
В связи с вышесказанным был организован следующий этап экспериментальной деятельности (формирующий), направленный на апробацию содержания образовательной деятельности по развитию речи детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с русскими народными сказками.
Экспериментальная работа с детьми была организована по следующим направлениям: обучение в процессе непосредственно образовательной деятельности, в процессе совместной образовательной деятельности в ходе режимных моментов. Кроме того существенное внимание уделяли работе с родителями по повышению их педагогической компетентности в области речевого развития дошкольников.
В рамках формирующего этапа эксперимента знакомили малышей со следующими русскими народными сказками: «Колобок», «Рукавичка», «Теремок», «Лиса и заяц», «Волк и козлята», «Кот петух и лиса», «Три медведя». Развивали умение слушать сказку, следить за развитием действия, сопереживать героям, развивали память, учили отвечать на вопросы, вступать в диалогическое взаимодействие с воспитателем и другими детьми, обогащали и активизировали словарь, развивали грамматически правильную речь, совершенствовали звуковую культуру речи.
Перед каждым занятием проводили предварительную работу, направленную на подготовку детей к восприятию нового произведения. В ее содержание входило использование разнообразных методов и приемов: объяснение непонятных слов, наблюдение, рассматривание иллюстраций, фотографий, рассказ педагога о предметах и явлениях окружающего мира.
Структура занятия по ознакомлению со сказками была традиционной, предполагала следующие компоненты: вводная часть, чтение текста воспитателем, беседа по прочитанному, заключительная часть.
Во вводной части использовали следующие приемы работы: сюрпризный момент, появление игрушек, изображающих персонажей произведения, интригующая установка на предстоящую деятельность («Что мы сейчас будем делать!», «Какую интересную сказку я вам сейчас расскажу!», «Какая красивая книга у меня есть, я вам ее сейчас прочитаю!»), осмотры помещения детского сада, целевые прогулки.
Чтение сказок сопровождали показом предметных и сюжетных картинок или кукол настольного, пальчикового и других видов театра. Затем организовывали беседу, в которой задавали вопросы, направленные на понимание детьми содержания сказки, на запоминание языковых особенностей произведения и на выявление эмоционального отношения слушателей к прочитанному.
Особое внимание в беседе уделяли решению разных задач развития речи. Например, не только просили ребят вспомнить главных героев сказки (лиса, заяц), но и ласково назвать их (лисичка, зайчик), назвать детенышей животных (лисенок, зайчонок), выставить персонажей сказки с помощью фигур настольного театра, затем убирать по одному и сказать, кого не стало (лисички, зайчика) и т.д. Подобные задания не только помогали запомнить героев сказки, но и совершенствовали грамматический строй речи. Задания типа «скажи, как зайчик, как медведь» фразы из сказки, например, «Колобок», помогали совершенствовать интонационную выразительность речи. В беседе по прочитанному развивали диалогические умения, такие как: умение слушать вопрос, отвечать на него в соответствии с содержанием, не перебивать говорящего, ждать своей очереди для ответа и т.д.
В заключительной части подводили итог деятельности, которой занимались малыши, побуждали нарисовать героев, выложить их с помощью разрезных картинок, разыграть сценки, изображая героев из сказок и т.д.
В повседневной жизни также читали сказки, разыгрывали их, рассматривали иллюстрации, слушали грамзаписи, смотрели мультфильмы.
В программу формирующего этапа включили работу с родителями: консультацию «Как приобщить ребенка к книге», акцию «Подари книгу группе», изготовление папки-передвижки «Почему сказки помогают?», выставку «Моя любимая сказка» и т.д.
Экспериментальная работа показала, что организованная подобным образом работа способствует повышению речевой активности малышей, позволяет успешно решать задачи развития речи.


2019