Информационные технологии в современном образовательном процессе

Юрьева М.Ю. Реализация концепции открытого контента в образовательном процессе

Оригинал материала размещен в выпуске № 06 (20) https://f.almanah.su/20.pdf


Аннотация: в статье рассматриваются особенности концепции отрытого контента и способы её реализации в образовательном процессе на примере создания массового открытого онлайн-курса.
Ключевые слова: массовый открытый онлайн-курс, МООК, онлайн-курс, открытый контент.
Под влиянием процесса информатизации стремительными темпами меняется современный мир, а с ним кардинально меняется и подход к обучению. На данном этапе образования основной целью является не передача обучаемому некоторой суммы знаний, умений и навыков, а создание условий для развития высокой мотивации, способностей к самосовершенствованию и саморазвитию личности за счет приобретаемых знаний. В связи с этим одной из особенностей современной модели образования является ориентация на решение фундаментальной задачи индивидуализации учебного процесса, [1] реализация которой осуществляется благодаря нарастающему темпу развития новых информационных технологий (ИТ) и активному внедрению их в образовательный процесс.
Исходя из личных интересов и способностей современный школьник ищет вне школы пространство для проектирования собственной образовательной траектории – посещение занятий в учебных центрах, школах, ВУЗ; дистанционное образование с помощью Интернет-технологий и т.д. Но со стремительными развитием ИТ, в частности в процессе обучения, наибольшую популярность среди школьников набирает онлайн-обучения. Современный школьник в соответствии со своими интересами и потребностями посещает сайты учебных материалов, виртуальных лабораторий, видеоуроков, блоги, принимает участие в олимпиадах, конкурсах, семинарах, вебинарах, лекциях, а также проходит различные онлайн-курсы.
Всё это ведёт к тенденции открытости современной модели образования. Под открытостью в данном контексте будем понимать доступность учебных материалов, возможность построения индивидуальной траектории обучения. Одним из средств воплощения данной модели является концепция открытого контента – идеология и методология производства продуктов в интеллектуальной сфере (обучающие пособия, книги, статьи, аудио- и видеофайлы, графические файлы, публичные сайты, блоги, вики-проекты, онлайн-курсы и т.д.), публикующиеся в открытом доступе и разрешающие копирование и распространение информации.
Термин «открытый контент» впервые появился в конце 1970-х годов в связи с появлением нового направления – программирование. [3] По аналогии с термином «открытый код» под открытым контентом понимаются продукты, находящиеся в цифровом виде, но не являющиеся программным обеспечением: текстовые и графические материалы, аудио- и видео материалы и любые их комбинации, находящиеся в открытом доступе и защищённые одной из общественных лицензий, разрешающей ее распространение и использование.
Таким образом, открытый контент (от англ. open content) – это «стихийно возникший в современном обществе феномен, основанный на использовании информационных и компьютерных технологий и предназначенный для порождения, обмена и распространения знаний, авторских произведений, а также для создания новых форм бизнеса и новых форм социальности, основанных на сотворчестве внутренне мотивированных индивидов, приверженных идеям свободного циркулирования информации и знаний». [4]
На сегодняшний день в сети Интернет можно найти множество проектов, основанных на концепции открытого контента. [4] Перечислим основные области использования открытого контента:
•          реализация программ сохранения культурного наследия (создание виртуальных музеев и галерей, открытых виртуальных архивов, библиотек, медиатек);
•          сфера образования (создание и распространение открытых обучающих курсов и методик преподавания, создание обучающих сред проектирования таких курсов и методик);
•          сфера науки (доступ к научным публикациям, статьям);
•          дискуссионные форумы (обсуждение актуальных проблем, вопросов современности);
•          искусство и литература (распространение авторских произведений, введение творческих дискуссий и конкурсов).
Рассмотрим подробнее особенности применения концепции открытого контента в сфере образования. Всё большую популярность в образовательной сфере набирают проекты проектирования и размещения в Интернет-среде открытых обучающих курсов, которые получили название массовых открытых онлайн-курсов (сокращение: МООК; от англ. Massive Open Online Courses, MOOC).
Массовый открытый онлайн-курс – это «интернет-курс с интерактивным участием и открытым доступом». [2] МООК представляет собой специально разработанные видеозанятия, сопровождающиеся визуальным обучающим контентом. После каждого занятия следуют вопросы или задания по предложенному материалу. В большинстве случаев после прохождения всего курса обучающийся автоматически получает электронный сертификат, подтверждающий успешное прохождение программы. При этом все обучение проходит в Интернете в любое удобное время.
Надо отметить, что преимуществом МООК при использовании в школе можно назвать:
•          повторение и расширение материала, полученного на уроке;
•          выработку навыка самостоятельной работы с информацией;
•          использование Интернета как источника знания;
•          возможность прослушать курсы, которые разработали преподаватели различных вузов;
•          помощь ученикам в выборе профессии;
•          возможность пройти курс на других языках.
Рассмотрим реализацию концепции отрытого контента в образовательном процессе на основе проекта МООК. В качестве примера успешного освоения школьниками МООК приведем процесс обучения учащихся на онлайн-курсе «Механика в повседневной жизни», размещенном на одной из известных МООК-платформ Австрии – iMooX. Данный курс посвящён вопросам физики, механики и аэродинамики на уровне программы средней школы, ориентирован на учащихся старших классов. Школьникам были предложены к просмотру 46 коротких видеоурока, длительностью не более 5 минут, выполнение интерактивных заданий и тестов для самоконтроля. По завершению обучения зарубежные исследователи посчитали целесообразным использовать МООК для повышения положительной мотивации учения. [5] В качестве примера реализации данного проекта в образовательном процессе можно привести модель обучения школьников в Индии по смешанной технологии, реализуемой на базе МООК. [6]
На основе рассмотренных успешно реализованных проектов по МООК в образовательном процессе, мы спроектировали онлайн-курс «Студия компьютерной графики MBG (Magic Brush GIMP)», реализованный в среде МООК-платформ – Eduardo. Курс предназначен для учащихся 9-11 классов, желающих освоить основные навыки работы в растровом графическом редакторе GIMP (рис. 1) (ссылка на курс: http://lms.eduardo.studio/courses/course-v1:mari_y9u+102696+1/about).

Рис. 1 – Главная страница курса

Целями курса являются: формирование системы знаний в области компьютерной графики, в частности растровой графики; формирование навыков работы с графическим редактором по созданию и редактированию растровых изображений компьютерной графики, созданию простых gif-анимаций.
В результате прохождения онлайн-курса учащиеся должны овладеть основами растровой графики, уметь создавать и редактировать изображения, создать простые gif-анимации, используя основные инструменты растрового графического редактора GIMP.
Онлайн-курс «Студия компьютерной графики MBG» имеет модульную структуру и делится на следующие части:
•          Модули (5) — крупные блоков, по завершению которых слушатель сдает модульные тестирования, практические работы.
•          Разделы (16) — это деление материала курса на блоки уроков.
•          Уроки (65) — набор коротких видеолекций и интерактивных презентаций, чередующиеся с простыми тестами и тренировочными заданиями для проверки только что услышанного материал.
Содержание курса «Студия компьютерной графики MBG»:
• Путеводитель по курсу.
• Модуль 1. Основы компьютерной графики.
• Модуль 2. Знакомство и начало работы с растровым графическим редактором GIMP.
• Модуль 3. Рисование в GIMP.
• Модуль 4. Обработка изображений в GIMP.
• Модуль 5. Создание анимации в GIMP.
Структура онлайн-курса «Студия компьютерной графики MBG» реализуется непосредственным сочетанием теоретической и практической частей.
Теоретическая часть курса содержит следующие элементы:
• Лекции – видеолекции (видеоролики, выполненные в сервисе PowToon) и интерактивные презентации (презентации, выполненные в программе Microsoft PowerPoint и Ispring). (рис. 2)

Рис. 2 – Фрагмент видеолекций

•          Опорные конспекты.
•          Глоссарий – модульный, итоговый.
•          Дополнительные источники/ресурсы.
Практическая часть курса содержит контролирующие и проверочные материалы.
Проверочные материалы. После изучения каждого урока следует тренировочное задание для проверки только что услышанного материала. Данные задания носят тренировочный характер и не оцениваются в курсе.
• Интерактивные задания – задания, выполненные в сервисе LearningApps, ЦОР. (рис. 3)

Рис. 3 – Интерактивные задания

•          Теоретические вопросы.
Контролирующие материалы. Контрольные задания в курсе являются обязательным условием для получения сертификата о прохождении курса. Данные задания оценивается и имеют сроки сдачи (дедлайны).
•          Тестирование – входное, итоговое, модульное. После записи на курс слушателю рекомендуется пройти «Входное тестирование» для определения начального уровня знаний по теме курса. После прохождения курса слушатель должен пройти «Итоговое тестирование» для контроля успешности прохождения курса. Для контроля знаний слушателей и качества усвоения материала в конце каждого модуля необходимо пройти модульное тестирование. Форма оценивания: автоматически системой платформы.
•          Практическая работа «Рисуй –> Редактируй –> Двигай».
•          В модулях 3-5 необходимо выполнение практической работы на отработку навыков и умений, полученных в ходе изучения лекций. Форма оценивания: взаимное оценивание сокурсников.
Модули отличаются функциональной целостностью и завершенностью, т. е. каждый отдельно взятый блок полностью реализует одну поставленную задачу. Слушатели, набравшие 70 баллов и более, получают сертификат.
Значимость онлайн-курса «Студия компьютерной графики MBG» определяется практическим характером получаемых умений по работе с растровым графическим редактором GIMP, актуальностью изучения компьютерной графики в связи с недостаточным вниманием к преподаванию в школе, высоким интересом школьников к данному направлению.
Таким образом, в связи с столь быстрым развитием информационных технологий и их внедрением в образование встает вопрос об открытости и доступности учебных материалов. Данная проблема решается благодаря концепции открытого контента, которая представляет собой единый проект по производству, переработке, творческому осмыслению и обслуживанию информации, накопленной человечеством за всю историю. В сфере образования данная концепция реализуется посредством создания онлайн-курсов, которые в последнее время находят широкой применение и успешную реализацию. Сейчас любой педагог может спроектировать и реализовать свой курс, который способствует успешному усвоению и овладению учащимися знаниями и умениями.
Список использованных источников
1.       Гайдамак Е.С. Современные тенденции российского образования // Дистанционные мероприятия как средство реализации ФГОС: сборник тезисов докладов международной конференции (29-30 июня 2013 г., Омская область) / Под ред. Ю.А. Нацкевич, Н.А. Кургановой, Р.Р. Сабировой, М.А. Титовой. – Омск: Полигр. центр «Татьяна», 2013. – 405с. URL: http://udmteach.ru/all-news/?ELEMENT_ID=5232 (дата обращения: 07.04.2019).
2.       Лебедева М. Б. Массовые открытые онлайн-курсы как тенденция развития образования // ЧиО. 2015. №1 (42). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/massovye-otkrytye-onlayn-kursy-kak-tendentsiya-razvitiya-obrazovaniya (дата обращения: 11.04.2019).
3.       Мамченко А.А. «Открытый контент» как объединенное название группы феноменов информационного общества, основанного на знаниях. // Позиция. Философские проблемы науки и техники. 2012; 6 (6): 183 – 191. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21480065 (дата обращения: 09.04.2019).
4.       Меськов В. С., Куликова И. В., Мамченко А. А. Открытый контент как феномен и модель обустройства обществ, базирующихся на знаниях // Открытое образование. 2006. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otkrytyy-kontent-kak-fenomen-i-model-obustroystva-obschestv-baziruyuschihsya-na-znaniyah (дата обращения: 09.04.2019).
5.       Khalil М., Ebner М. A STEM MOOC for school children — What does learning analytics tell us? // International Conference on Interactive Collaborative Learning (ICL): proceedings 20-24 September 2015, Florence, Italy, P. 1217-1221. 5DOI: 10.1109/ICL.2015.7318212.
6.       Sharma Y.P. Massive Open Online Courses (MOOCs) for School Education in India: Advantages, Challenges and Suggestions for Implementation // Microncosmos International Journal of Research, 2015, Vol. 1(2), P. 1-5.
2019