Актуальные вопросы инклюзивного и коррекционного образования

Ворожбит А.К., Мальцева Ю.Ф., Немченко И.А., Перескокова К.В. Музыкотерапия как метод коррекции тревожности воспитанников

Библиографическое описание:
Ворожбит А.К., Мальцева Ю.Ф., Немченко И.А., Перескокова К.В. Музыкотерапия как метод коррекции тревожности воспитанников // Образовательный альманах. 2023. № 11 (73). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/73-2.pdf.

В последнее десятилетие интерес российских психологов к изучению тревожности существенно усилился в связи с резкими изменениями в жизни общества, порождающими неопределенность и непредсказуемость будущего и, как следствие, переживания эмоциональной напряженности, тревогу и тревожность.

В настоящее время приходится констатировать, что дети-сироты и дети, воспитывающиеся без попечения родителей, отличаются, как правило, от ровесников, растущих в семье. Темп развития первых замедлен. Их развитие и здоровье имеют ряд качественных негативных особенностей, которые отличаются на всех ступенях детства — от младенчества до подросткового возраста и дальше.

Специалисты учреждений, в которых воспитываются дети, оставшиеся без попечения родителей, отмечают, что бывает очень трудно найти подходящие методы для работы с такими детьми. Проблема в том, что имеющиеся практические материалы часто не могут быть использованы в работе с детьми, так как детям невозможно справиться с предлагаемыми заданиями, с которыми хорошо справляются дети из семей. Нередко дети не понимают смысла предлагаемых заданий, они им не интересны, у них отсутствуют интеллектуальные навыки решения заданий, они не получают удовольствия от выполненной работы, и, как правило, такая работа оказывается малоэффективной.

Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать вывод, что при работе с детьми-сиротами для решения их психологических проблем необходимо использовать творческие методы социальной работы, например, такие как музыкотерапию. Специальные физиологические исследования выявили влияние музыки на различные системы человека, а многочисленные исторические описания благотворного влияния музыки свидетельствуют о больших возможностях музыкального воздействия.

Музыкотерапия — это исцеление музыкой и в целом развивается как интегративная дисциплина на стыке нейрофизиологии, психологии, психотерапии, рефлексотерапии, музыкальной психологии, музыковедения. Она всё более утверждается как универсальная воспитательная система.

Для профилактики тревожности воспитанников разработан комплекс с использованием разных форм музыкальной терапии:

· рецептивная (прослушивание музыкальных произведений, индивидуальное и групповое);

· активная (работа с музыкальным материалом: инструментальная игра, пение);

· интегративная (рисование под музыку, драматизация под музыку).

Многочисленные методики музыкотерапии предусматривают как целостное и изолированное использование музыки в качестве основного и ведущего фактора воздействия (прослушивание музыкальных произведений, индивидуальное и групповое музицирование), так и дополнением музыкальным сопровождением других психопрофилактических и коррекционных приемов для усиления их воздействия и повышения эффективности. В ходе работы происходит обучение навыкам саморегуляции, формирования стрессоустойчивости и др.

Рецептивная музыкотерапия проводится в форме регулярного группового прослушивания музыкальных произведений. Цель прослушивания - изменить настроение воспитанников, отвлечь их от переживаний, уменьшить тревогу. Программа прослушивания составляется с учетом наблюдения за детьми во время прослушивания. Профилактическое воздействие музыкотерапии является симптоматическим, т.е. снижающим в определенной степени психические проявления, но не устраняющим источник их возникновения. Поэтому этот метод является дополнительным по отношению к другим методам коррекционного воздействия.

Участникам группы предлагают прослушать специально подобранные музыкальные произведения, а затем обсудить их собственные переживания, воспоминания, мысли, ассоциации, фантазии, возникающие у них в ходе прослушивания. На одном занятии они прослушивают, как правило, три произведения или более-менее законченных отрывка (каждый по 10-15 минут).

Программы музыкальных произведений строятся на основе постепенного изменения настроения, динамики и темпа с учетом их различной эмоциональной нагрузки.

Первое произведение должно формировать определенную атмосферу для всего занятия, налаживать контакты и вводить в музыкальное занятие, готовить к дальнейшему прослушиванию. Это спокойное произведение, отличающееся расслабляющим действием.

Второе произведение - динамичное, драматическое, напряженное, несет основную нагрузку, его функция заключается в стимулировании интенсивных эмоций, воспоминаний, ассоциаций проективного характера из собственной жизни человека.

Третьепроизведение должно снять напряжение, создать атмосферу покоя. Оно может быть спокойным, релаксирующим либо, напротив, энергичным, дающим заряд бодрости, оптимизма, энергии.

Активный вариант музыкотерапии (работа с музыкальным материалом) Инструментальная игра. Воспитанникам предлагается выразить свои чувства или провести диалог с кем-либо из членов группы с помощью выбранных музыкальных инструментов.

Целью использования данного приема является создание соответствующей эмоциональной атмосферы, необходимой для функционирования группы, снижения уровня напряжения, скованности, отчужденности, создание сплоченности, формирование сотрудничества, взаимопонимания, эмоционального контакта.

Групповая вокалотерапия, пение. Специфика техники пения такова, что, сосредотачивая свое внимание на напряжении и расслаблении определенных групп мышц, воспитанник учится контролю и управлению тонусом своего тела, что также формирует навык произвольной регуляции.

Интегративная форма музыкотерапии «Рисование под музыку».

Цель этой формы музыкотерапии: экстериорезирование эмоций и чувств, самовыражение, формирование навыков саморегуляции, повышение уверенности в себе, повышение стрессоустойчивости, снижение психоэмоционального напряжения.

Рисуя, дети стабилизируют и структурируют свои внутренние процессы, регулируют себя. Основная цель состоит в развитии самовыражения и самопознания через искусство.

Профилактика тревожности воспитанников средствами музыкальной терапии была направлена на снижение уровня личностной и ситуативной тревожности, на повышение уровня эмоциональной стабильности, на развитие уверенности в себе и повышение самооценки.

Итоговый мониторинг показал снижение уровня тревожности. Это говорит о том, что рабочий комплекс по профилактике тревожности воспитанников средствами музыкальной терапии был составлен верно и достиг своей цели.

Список литературы

1. Теплов, Б. Психология музыкальных способностей / Б. Теплов. – М.: Л.: Академия педагогических наук РСФСР, 1947.

2. Евдокимова, Ю. Музыкальная терапия: Что? Зачем? Как? / Ю. Евдокимова, В. Мельниченко // Муз. академия. – 1993. – № 1.

3. Райгородский, Б. Что может музыка: [Музыка лечит] / Б. Райгородский // Музыка в школе. – 2004. – № 4.

4. Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия. Теория и практика: Учеб. пособие для студ. высш. учебн. заведений. М.,1999.
2023