Библиографическое описание:
Минина О.Ю., Юрагина Е.Н. Первые химические эксперименты в детском саду // Образовательный альманах. 2024. № 3 (78). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2024/78-1.pdf.
Реализация федеральных государственных стандартов в дошкольном и школьном образовании направляет педагогов на поиск новых форм сотрудничества, направленного на повышение качества получаемого детьми образования.
Актуальным 3становится вопрос о преемственности получаемых знаний, особенно в рамках естественнонаучного образования.
Именно этот тип образования является основополагающим для формирования личностных характеристик ребёнка, необходимых для успешного познания окружающего мира. Очень важно, чтобы получаемые знания были системными, а формируемые умения чёткими и правильными.
К сожалению, не всегда воспитатель может правильно провести естественнонаучные опыты и эксперименты, соблюдая все правила техники безопасности, и главное – иметь специальное оборудование. В этой работе необходима помощь учителя, имеющего естественнонаучное образование.
Необходимость взаимосвязанной деятельности заключается также и в том, что педагогический процесс с детьми старшего дошкольного возраста должен строиться на основе наглядных и практических методов. Этим методам отвечают любые наблюдения и эксперименты с объектами живой и неживой природы.
Экспериментирование как вид деятельности ближе детям дошкольного возраста, чем игра. Это связано с тем, что игровая деятельность не всегда отвечает на большое количество вопросов, задаваемых детьми. Игровая деятельность позволяет разобраться в проблемах взаимодействия в детском коллективе или со взрослыми.
По мнению Н.Н. Поддъякова, главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обмена и экстраполяции. Необходимость давать отчёт об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи [1, с.5]
Главным результатом такой деятельности является накопление у дошкольника специальных умственных приёмов и операций, которые лежат в основе универсальных учебных действий.
В основе естественнонаучной подготовки лежит именно метод экспериментирования, так как знания, добытые ребёнком самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.
Нами была составлена программа для дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста по естественнонаучному направлению.
Цель программы: включение дошкольников в экспериментальную деятельность, направленную на познание окружающего мира.
Задачи программы: развитие природной любознательности дошкольника и его стремление к экспериментальному поиску ответов на вопросы об объектах живой и неживой природы.
Возраст: старшие дошкольники.
Периодичность занятий: один раз в неделю в течение года.
Новизна программы заключается в реальном включении дошкольников в экспериментальную деятельность с последующим выполнением проектов.
Наименование разделов программы отражает её основные направления: живая и неживая природа, человек. Главные принципы построения программы: учёт возрастных особенностей, регионализм, прагматизм. Отбор содержания программ совершался на основе сезонного построения.
Ниже приводим фрагмент содержания программы.
Введение. Чем мы будем заниматься на занятиях.
Раздел 1. Осень в неживой природе.
Игра «Живая и неживая природа». Гром и молния. Почему бывают дожди? Эксперимент: круговорот воды в природе. Почему происходит листопад? Отчего листья краснеют и желтеют: опыты с растениями. Опыты с полезными ископаемыми астраханской области. Сравнение свойств серы и соли. Очистка поваренной соли в домашних условиях. Проект: «Соль земли Астраханской».
Раздел 2. Зима в неживой и живой природе.
Как появляются снежинки? Выращивание кристаллов из поваренной соли. Опыты со льдом «Могучий лёд», «Как проволока проходит через лёд», «Сжимание некоторых тел при охлаждении».
Раздел 3. Весна в неживой и живой природе.
Что нужно для жизни растений? Эксперименты с растениями. Опыт: «Фотосинтез». Опыт: «Где находятся питательные вещества в растениях?», «Проращивание семян». Опыт: «Чем пахнет воздух?». Процесс диффузии в жизни человека.
Раздел 4. Лето в неживой и живой природе.
Опыт: «Процесс испарения у растений». Эксперимент: «Разноцветные цветы», «Как растения получают воду», Сравнение свойств песка и глины. Опыты по исследованию состава и свойств почвы. Проект: «В какий почве растениям лучше жить?» Опыт: «Волшебный солнечный лучик». Опыт с водой: «Физические свойства воды», «Иголка не тонет», «Запускаем мыльные пузыри», «Делаем газировку».
Раздел 5. Человек.
Беседа: Из чего состоит организм человека? Вещества в организме человека. Белки, жиры, углеводы, откуда они берутся? Вещества, необходимые для жизни человека. Что такое витамины? Самые полезные овощи и фрукты.
Игра: «Узнаём овощи и фрукты по вкусу и форме». Проект: «Питание человека».
Итогом работы по программе является праздничное мероприятие: «Что узнали и чему мы научились», на которое приглашаются родители и учителя.
Безусловно, процесс обучения дошкольников основам экспериментальной деятельности сложный и требует пристального внимания со стороны педагогов, так как любое неверное действие закладывает будущие ошибки в исследовательской деятельности детей.
Список литературы:
1. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ Сфера, 2003.- 56с.
Минина О.Ю., Юрагина Е.Н. Первые химические эксперименты в детском саду // Образовательный альманах. 2024. № 3 (78). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2024/78-1.pdf.
Реализация федеральных государственных стандартов в дошкольном и школьном образовании направляет педагогов на поиск новых форм сотрудничества, направленного на повышение качества получаемого детьми образования.
Актуальным 3становится вопрос о преемственности получаемых знаний, особенно в рамках естественнонаучного образования.
Именно этот тип образования является основополагающим для формирования личностных характеристик ребёнка, необходимых для успешного познания окружающего мира. Очень важно, чтобы получаемые знания были системными, а формируемые умения чёткими и правильными.
К сожалению, не всегда воспитатель может правильно провести естественнонаучные опыты и эксперименты, соблюдая все правила техники безопасности, и главное – иметь специальное оборудование. В этой работе необходима помощь учителя, имеющего естественнонаучное образование.
Необходимость взаимосвязанной деятельности заключается также и в том, что педагогический процесс с детьми старшего дошкольного возраста должен строиться на основе наглядных и практических методов. Этим методам отвечают любые наблюдения и эксперименты с объектами живой и неживой природы.
Экспериментирование как вид деятельности ближе детям дошкольного возраста, чем игра. Это связано с тем, что игровая деятельность не всегда отвечает на большое количество вопросов, задаваемых детьми. Игровая деятельность позволяет разобраться в проблемах взаимодействия в детском коллективе или со взрослыми.
По мнению Н.Н. Поддъякова, главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обмена и экстраполяции. Необходимость давать отчёт об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи [1, с.5]
Главным результатом такой деятельности является накопление у дошкольника специальных умственных приёмов и операций, которые лежат в основе универсальных учебных действий.
В основе естественнонаучной подготовки лежит именно метод экспериментирования, так как знания, добытые ребёнком самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.
Нами была составлена программа для дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста по естественнонаучному направлению.
Цель программы: включение дошкольников в экспериментальную деятельность, направленную на познание окружающего мира.
Задачи программы: развитие природной любознательности дошкольника и его стремление к экспериментальному поиску ответов на вопросы об объектах живой и неживой природы.
Возраст: старшие дошкольники.
Периодичность занятий: один раз в неделю в течение года.
Новизна программы заключается в реальном включении дошкольников в экспериментальную деятельность с последующим выполнением проектов.
Наименование разделов программы отражает её основные направления: живая и неживая природа, человек. Главные принципы построения программы: учёт возрастных особенностей, регионализм, прагматизм. Отбор содержания программ совершался на основе сезонного построения.
Ниже приводим фрагмент содержания программы.
Введение. Чем мы будем заниматься на занятиях.
Раздел 1. Осень в неживой природе.
Игра «Живая и неживая природа». Гром и молния. Почему бывают дожди? Эксперимент: круговорот воды в природе. Почему происходит листопад? Отчего листья краснеют и желтеют: опыты с растениями. Опыты с полезными ископаемыми астраханской области. Сравнение свойств серы и соли. Очистка поваренной соли в домашних условиях. Проект: «Соль земли Астраханской».
Раздел 2. Зима в неживой и живой природе.
Как появляются снежинки? Выращивание кристаллов из поваренной соли. Опыты со льдом «Могучий лёд», «Как проволока проходит через лёд», «Сжимание некоторых тел при охлаждении».
Раздел 3. Весна в неживой и живой природе.
Что нужно для жизни растений? Эксперименты с растениями. Опыт: «Фотосинтез». Опыт: «Где находятся питательные вещества в растениях?», «Проращивание семян». Опыт: «Чем пахнет воздух?». Процесс диффузии в жизни человека.
Раздел 4. Лето в неживой и живой природе.
Опыт: «Процесс испарения у растений». Эксперимент: «Разноцветные цветы», «Как растения получают воду», Сравнение свойств песка и глины. Опыты по исследованию состава и свойств почвы. Проект: «В какий почве растениям лучше жить?» Опыт: «Волшебный солнечный лучик». Опыт с водой: «Физические свойства воды», «Иголка не тонет», «Запускаем мыльные пузыри», «Делаем газировку».
Раздел 5. Человек.
Беседа: Из чего состоит организм человека? Вещества в организме человека. Белки, жиры, углеводы, откуда они берутся? Вещества, необходимые для жизни человека. Что такое витамины? Самые полезные овощи и фрукты.
Игра: «Узнаём овощи и фрукты по вкусу и форме». Проект: «Питание человека».
Итогом работы по программе является праздничное мероприятие: «Что узнали и чему мы научились», на которое приглашаются родители и учителя.
Безусловно, процесс обучения дошкольников основам экспериментальной деятельности сложный и требует пристального внимания со стороны педагогов, так как любое неверное действие закладывает будущие ошибки в исследовательской деятельности детей.
Список литературы:
1. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ Сфера, 2003.- 56с.