НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Кияшко Р. Ю. Конспект образовательной деятельности с элементами формирования элементарных математиче- ских представлений и исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Юные исследователи»

Оригинaл материала размещен в выпуске № 11 (61) https://f.almanah.su/61.pdf

Цель: развитие познавательных интересов детей
Задачи:
- воспитывать умение оценивать качество выполнения заданий партнёров по игре;
- развивать у детей логическое мышление, коммуникативные навыки общения, внимания, зрительную;
- продолжать учить ориентироваться на листе бумаги, делить предметы на четыре равные части путем сгибания;
- формировать у ребёнка умение смешивать краски. память, мелкую моторику рук. 
- активизировать речь.

Пособия: три письма (от Мальвины, От Фиксиков, от кота Леопольда), разноцветный картон , большой магнит, маленькие магниты по количеству детей, варежка, металлические предметы, пластмассовая тарелка, ножницы, разноцветные круги из бумаги, яблоко, лимон, вода, пластмассовые стаканы, розетка, краски, бумажные салфетки.

Предварительная работа:
- опыты с водой;
-  дидактические игры «Волшебные предметы», «Свойства лимона»,
«Математические весы»;
- чтение сказки «Кот Леопольд»;
- выкладывание цифр, составление задач на сложение и вычитание по схеме и по замыслу.





Ход образовательной деятельности:

Воспитатель: Ребята, сегодня я пришла на работу и Николай Иванович мне вручил три письма. Я посмотрела, они были адресованы детям группы №5. Я взяла письма, но куда их положила не могу вспомнить. Поможете их найти?
(Дети ищут письма в группе, находят)
Воспитатель: Давайте посмотрим от кого письма. Выбирайте, какое письмо мы откроем первым.
Предоставляется выбор детям.
1письм от Мальвины: «Здравствуйте ребята. Мне необходима ваша помощь. У меня к вам просьба, потерялся мой помощник Артемон. Помогите ему вернуться домой. Даю вам в помощь рукавичку. Кто ее наденет, тот и свершит волшебство. «Мальвина».
Воспитатель: посмотрите, действительно здесь есть рукавичка. Кто хочет попробовать совершить волшебство? (воспитатель или ребенок надевают рукавичку и подносит к тарелочкам, где разложены мелкие предметы из различных материалов)
Воспитатель: ребята, как вы думаете. в чем здесь волшебство? (ответы детей)
Воспитатель: ребята, все ли предметы притянул магнит? Какие остались? Какой вывод вы можете сделать? Посмотрите, у вас на столах лежит картон. Сейчас мы с вами поможем Артемону добраться домой. Кладите на верхнюю часть картона металлическую фишку, а под низ магнит. Итак, в путь!
Дети выполняют под диктовку воспитателя графический диктант. (Артемон пошел вправо, по диагонали вверх, вниз в левый верхний угол. И т. д).
Воспитатель: Какой вывод вы можете сделать? Что вы узнали о магните?
2письмо от кота Леопольда: «Здравствуйте, ребята. Мне очень нужна ваша помощь. У меня скоро день рождения. Я пригласил 4 друзей, а у меня только одно яблоко. Помогите мне поделить яблоко между гостями».
Воспитатель: ребята, как мы можем помочь Леопольду? (ответы детей). Воспитатель разрезает яблоко пополам. Сколько частей у меня получилось? Как можно назвать каждую часть? Что больше целое или часть? Сколько гостей мы можем угостить? Что нам надо сделать? Что больше целое или одна-четвертая часть? Сколько раз мы разрезали яблоко, чтобы получились четыре части? А теперь вы попробуйте разрезать круг на четыре равные части, выбирайте понравившийся вам цвет, берите ножницы и приступайте к работе. Давайте вспомним технику безопасности при работе с ножницами.
Воспитатель: Ребята, вы, наверное, знаете, что разрезанное яблоко через некоторое время темнеет. А чтобы этого не случилось, мы попробуем некоторые части смазать долькой лимона. Сейчас мы поиграем, чуть позже посмотрим, что произошло.
Динамическая пауза
Подпрыгните столько раз, сколько хвостов у 3 белок. Присядьте столько раз, сколько лап у одной собаки. Сделайте столько шагов вперед, сколько глаз у двух бельчат. Поднимите руки вверх столько раз, сколько крыльев у трех ворон. А теперь вы придумайте свои математические упражнения.
Воспитатель: ребята, пойдем посмотрим, удался ли наш эксперимент с яблоками. Посмотрите, что вы можете сказать о частях яблока, смазанных лимоном? Действительно, яблоки не потемнели. Значит, какой можно сделать вывод? (ответы детей).
Воспитатель: Ну и последнее письмо от Фиксиков. «Здравствуйте ребята. На Новый год нам подарили краски. Мы сели рисовать и оказалось, что в них нет многих цветов. Помогите, пожалуйста, их изобрести».
Воспитатель: как мы можем помочь Фиксикам? Что для этого надо? Разделитесь парами или выберите себе друзей и приступайте. А помогут вам карточки -схемы. Вам необходимо решить пример и выбрать нужную цифру. Она и будет вам подсказкой.
На столах стоят стаканы с чистой водой, а также розетки, в которых находятся краски разного цвета. Рядом расположены карточки-схемы, по которым дети будут изобретать цвета и разноцветные цифры.
Карточки схемы:
1к.2чайные ложки желтого цвета+ 3чайные ложки красного. Получится оранжевый
2к. 2ч. ложки жёлтого +1ч. ложки синего. Получится салатовый
3к. 2ч. ложки синего + 1ч. ложки красного. Получится фиолетовый.
4к. 2ч. ложки белого + добавить 1ч. ложку красного. Получится розовый.
Воспитатель: ребята. У кого какой получился цвет? Какие цвета красок мы сделали для Фиксиков?
Рефлексия
Воспитатель: ребята, мне с вами было очень интересно. Какой опыт был для вас самым интересным? А что вызывало затруднения? Какой опыт вы бы хотели провести еще раз?
2022