Актуальные вопросы инклюзивного и коррекционного образования

Бегунова Н. А. Особенности развития речи и коммуникативной сферы у детей с ранним детским аутизмом

Оригинал материала размещен в выпуске № 11 (37) https://f.almanah.su/37.pdf


В общении с другими людьми дети с аутизмом испытывают трудности. Чтобы научить их общаться, нужно создать условия, мотивировать. В этом случае общение начинается по инициативе ребенка, а не с команды взрослого.
Коммуникация и общение не всегда включают язык и речь. У большинства детей с ранним детским аутизмом задержка речи или они стараются не использовать речь для общения. Таким образом, важно использовать другие методы коммуникации еще до появления речи, а использование языка уже последует за ними.
По наблюдениям, ребенок с аутизмом начинает говорить намного позже сверстников. Появляются первые слова, фразы - и мы понимаем, что многие дети с РДА не могут использовать языковые навыки для коммуникации. Ребенок может произнести один раз долгожданное слово («мама» или «папа») и больше не повторять его. По моему опыту, слово «мама» впадает в забвение на очень длительный срок.
Ребенок может замолкнуть на долгое время. После трех лет возможно проявление усиления речевой активности. Дети будут повторять слова за окружающими: могут быть немедленные и отсроченные эхолалии. Темп речи и интонация могут тоже повторяться. В речи ребенка очень много цитируемых отрывков из рекламных роликов, мультфильмов.
Многие дети с РДА вместо речи используют вокализации. По ним можно приблизительно оценить состояние ребенка –комфортно ли ему в определенный момент. Словарный запас с возрастом интенсивно пополняется и появляются аграмматизмы. Дети не умеют адекватно использовать речь для общения. Обычно они:
-быстро говорят;
-кажется, не слушают собеседника;
-не умеют точно донести информацию;
-не понимают отвлеченных понятий;
-не разграничивают, что можно говорить, а что нельзя.
Взрослый должен помогать вступать в коммуникацию, постоянно использовать эмоционально-смысловой комментарий. Нужно настойчиво присоединяться к занятиям ребенка, нельзя предоставлять его себе самому.
Безусловно, это сложно, нужно много терпения. Правильный путь - это следовать за ребенком, в то же время вносить новые детали в его занятие, реагировать на его действия. Ваша положительная реакция будет востребована, ребенок с большей вероятностью захочет получить очередную похвалу.
Конечно же, необходимо создавать условия для появления коммуникации, должна быть причина, чтобы ребенку захотелось вступить в коммуникацию. Например, мы можем создать искусственно ситуацию дискомфорта в игре, чтобы ребенок обратился к вам за помощью (что-либо открыть, достать и т.д.) Взрослый должен быть партнером по игре, он может повторять слова, действия ребенка. Важно включиться в игру ребенка.
С детьми с РДА нужно говорить короткими фразами. Если ключевые слова дополнять жестами, понимание увеличится в разы. У большинства аутичных детей очень хорошая зрительная память. Если даже ребенок с первого раза не поймет ваши слова, то, вероятнее всего, запомнит сопроводительный жест, вашу мимику или показанную картинку.
Очень эффективным для ребенка с РДА является использование средств вспомогательной и альтернативной коммуникации, например, таких, как система PECS (обмен карточками), интерактивные коммуникационные доски, карточки-подсказки.
Внимание ребёнка необходимо постоянно удерживать.
Работа по развитию речи c аутичными детьми должна начинаться как можно раньше, строиться на формировании умения произносить слова, но ни в коем случае нельзя это умение превращать в заученные непонятные сведения.
У детей с РДА в большей степени заметна разница между тем, что понимает ребенок, и тем, что может произнести.
Длительность занятий может быть от 3 до 9 минут. Ребенку с РДА требуется постоянная смена деятельности. Разговаривая с ребенком, важно прикасаться к нему, например, легко касаться его груди, поглаживать руку.
В повседневном общении важно обозначать словами предметы, на которых задержалось внимание ребенка, и действия, производимые с предметами, отрабатывать умение понимать и выполнять невербальные (например, указующий жест) и краткие вербальные (например, «покажи», «иди», «принеси», «подай» и т. п.) инструкции.
У детей с аутизмом словарный запас количественно и качественно неполноценен, представлен обиходно-бытовой лексикой. В речи стойкие аграмматизмы. Для развития лексико-грамматической стороны речи нужно:
1) обогащение предметного и глагольного словаря;
2) формирование грамматического строя речи: структуры предложения (опора на схемы, карточки); упражнения на развитие навыков словоизменения и словообразования (картинки и вопросы- на изменение имени существительного по числам, падежам и т. д.) [1,63].
Понимание речи при РДА имеет свою специфику.
Кажется, ребенок не реагирует на речь, не выполняет речевую инструкцию, но можете позже обнаружить, что ребенок все-таки учитывает сказанное другими людьми.
Согласно наблюдениям, непроизвольные реакции ребенка свидетельствуют, что он способен понимать речь и происходящие события вокруг, если это попало в зону его непроизвольного внимания. Вероятно, проблема состоит в сфере произвольности: организации своего внимания и поведения в соответствии с услышанным; организации собственной речевой реакции. Оптимальный способ добиться включенности в реальность – применять постоянно специальный эмоционально-смысловой комментарий.
Эмоционально-смысловой комментарий позволяет привлечь внимание ребенка, сосредоточить его на чем-либо, чтобы добиться осмысления происходящего, осознания сказанного. Эмоционально-смысловой комментарий обязательно
должен быть привязанным к опыту ребенка, вносить смысл даже, на первый взгляд, бессмысленную деятельность ребенка, в его аутостимуляцию; прояснять причинно-следственные связи, давать ребенку представление об устройстве предметов и сути явлений.
В результате пропадает напряжение у ребенка, он начинает заинтересованно слушать.
Нужно комментировать чувства и ощущения самого ребенка, всякий раз накладывая словесную формулу на его аффективные реакции, даже если кажется, что он не слушает.
Реакция ребенка может быть отсроченной, но можно добиться хотя бы эхолалии.
Работать над активизацией речевой деятельности нужно одновременно провоцируя непроизвольные подражания действию, звукопроизношению, мимике, интонации взрослого, провоцируя на эхолалии и непроизвольные словесные реакции [1,19], повторяя за ребенком и обыгрывая его звуковые реакции, в том числе и вокализации.
Для каждого ребенка с ранним детским аутизмом необходимо составить индивидуальную программу стимулирования речевого развития с учетом его возможностей, а также коммуникативного интереса.
Терпение и постоянство – это самые важные компоненты в обучении и воспитании аутичного ребёнка.
Правильно организованная работа всех участников коррекционно-образовательного процесса поможет развитию социально – коммуникативных навыков детей, повысит уровень мотивации, снизит негативные эмоционально – личностные проявления, а в итоге будет способствовать социальной и психологической адаптации детей и их интеграции в общество.
Для того, чтобы дети чувствовали себя более комфортно в обществе, необходимо учить их общаться. Результат работы свидетельствует о том, что в условиях специально организованной, целенаправленной, последовательной и систематической коррекционно-развивающей работы у детей с аутизмом в целом повышается речевая активность.
«Литература»
1.Коррекционная работа с аутичным ребенком: [кн. для педагогов: метод. пособие] / О.С. Рудик. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2015. – 189 с
2.Лаврентьева Н.Б. Педагогическая диагностика детей с аутизмом / Дефектология. 2003.– № 2. – С. 88.
3.Никольская О., Фомина Т., Цыпотан С. Вместе с учителем. Ребенок с аутизмом в обычной школе // Газета «Первое сентября», 2002. - №№ 7, 8, 9

2020