Оригинaл материала размещен в выпуске № 03 (05) https://f.almanah.su/05.pdf
«Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка. Сказка, фантазия – это ключик, с помощью которого можно открыть эти истоки, и они забьют животворными ключами» В. Сухомлинский.
В наше быстротечное время мы порой забываем о самых простых и добрых вещах. Наши дети сидят часами у экранов телевизоров, компьютеров, различных гаджетов, впитывая, совсем недетскую информацию, а родителям некогда заниматься с детьми, к сожалению…Но, давайте, остановимся и немного вернемся назад. Вспомним себя и наше детство... Вот наступал вечер… и кто-то из близких начинал читать…СКАЗКИ!!! Для нас открывался волшебный сказочный мир... Перед нами всплывали образы, которые интересны, а жизненно важная информация усваивалась сама по себе, незаметно. Мало того, попадая в сказку, мы мысленно действовали в воображаемых ситуациях...
Так давайте задумаемся – чего же мы лишаем своих детей?!Детской сказки!!! Сказка является одним из самых доступных средств, для развития эмоций ребенка, наиболее эффективным методом интеграции личности. Она расширяет сознание ребенка, совершенствует его взаимодействие с окружающим миром, так как сказка и внутренний мир ребенка неотделимы друг от друга.
В возрасте от 6 до 7 лет можно читать любые сказки, в зависимости от предпочтения детей, но необходимо учитывать, что произведения читаемые в этом возрасте должны всесторонне развивать дошкольника. То есть выбирать те сказки, которые развивают воображение и мышление, учат добру и культуре поведения.
В своей работе я постаралась познакомить детей с уже знакомыми для них сказками, но в стихотворной форме, чтобы не только развивать речь детей, но и творческие способности при инсценировках. Работая над сказкой, я старалась воспитать душу каждого ребенка. Наблюдая за действиями и поступками персонажей, дети учились выделять себя из окружающего мира, взаимодействовать с другими людьми, с любовью относиться к природе, заботиться о своем здоровье.
Для того, чтобы сказка достигла своего назначения и произвела необходимый эффект, мы взрослые (воспитатели и родители),старались сами проникнуться в нее, сооружая атрибуты, шили костюмы, проговаривали роли. В данном случае наша работа стала важной и необходимой альтернативой всему негативному и разрушительному, что хлынуло на наших детей.
В данном творческом проекте я более подробно расписала свою и родительскую работу с детьми над сказками (см.табл.1)
Детские сказки расширяют словарный запас малыша, помогают правильно строить диалог, развивать связную логическую речь, развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Театрализованная деятельность вносит разнообразие в жизнь ребенка в детском саду, дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя.
Цель:
· Обобщить знания детей о прочитанных сказках
· Прививать любовь к народному творчеству через сказки
· Вызвать у детей эмоциональный отклик
Задачи:
· Создавать условия для детей, способствующие освоению сказок;
· Закрепить и расширить знания детей о сказках;
· Развивать творческие навыки, коммуникативные умения;
· Продолжать вовлекать детей, родителей в совместную деятельность по знакомству со сказками, показать ценность и значимость совместного творчества детей и родителей;
· Способствовать поддержанию традиции семейного чтения
· Создавать атмосферу эмоционального комфорта, взаимопонимания и поддержки.
Предполагаемые результаты:
1. В результате проекта дети учились сравнивать сказки
2. Познакомились с новыми произведениями русских народных сказок
3. Дети научились рисовать нетрадиционными методами(используя ватные диски)
4. Была организована тематическая выставка «Мы и сказка», дети учились рассказывать по своему рисунку,что им нравится,а что нет в той или иной сказке
5. Дети совместно с родителями готовили костюмы и маски для инсценировок
Таблица 1
Месяц
Формы и методы работыСЕНТЯБРЬ:
Продолжать знакомство с русскими народными сказками
-Внесение книг с народными сказками под ред. различных художников
-Иллюстрации к знакомым и незнакомым сказкам
-Беседы о сказках, героях которых знают и любят дети
- Разрезные картинки с героями знакомых сказок
-Выбор первой сказки для показа по желанию детей
ОКТЯБРЬ:
1 неделя: Продолжать учить детей обосновывать свой выбор сказки «Теремок»
Вызывать эмоциональный отклик при выборе ребенка на роль
2 неделя: Продолжать учить детей сравнивать одних и тех же героев, их характеры в сказках похожих по содержанию
Учить детей вырезать по шаблону героев сказки для теневого театра (для дома)
3 неделя: Учить детей словами, мимикой и жестами передавать характерные черты героев сказки «Теремок»
4 неделя: Продолжать активизировать словарь детей, добиваться четкого проговаривания слов героев из сказки, вырабатывать дикцию
Чтение сказок «Теремок» и «Рукавичка»
Дид.игры «Разрезные картинки», «Что лишнее»
Иллюстрации к сказкам «Рукавичка» и «Теремок»
Выбор,на усмотрение детей, сказки «Теремок» в стихах (предлагалось несколько вариантов
Показ теневого театра( «Маша и медведь»)
Просмотр диафильма «Теремок»
Консультации с родителями, как надо правильно учить с детьми стихи
Задание на дом –разучивание стихов к сказке
НОЯБРЬ:
1 неделя: Продолжать учить детей выбирать самостоятельно сказку для инсценировки, обосновывая свой выбор («День Матери»)
Вызывать желание детей говорить о своем выборе с родителями
2 неделя: Продолжать учить детей с помощью рисования и лепки выражать свое отношение к выбранной сказке «Волк и семеро козлят»
3 неделя: Продолжать учить детей четко проговаривать текст сказки в стихах, соблюдая выразительность при чтении текста
4 неделя: Продолжать формировать у детей положительно-эмоциональный отклик при подготовке к сказке.
Чтение сказки «Волк и семеро козлят»
Просмотр диафильма
Дид.игра «Назови ласково» (уменьшительно-ласкательно)
Иллюстрации к сказке «Волк и семеро козлят»
Теневой театр-мастер класс для родителей
Знакомство детей с рисованием нетрадиционным способом(с помощью ватных дисков);
п/и «Волк и козлята»
Задание на дом –разучивание стихов к сказке
ДЕКАБРЬ:
1 неделя: Выбор сказки на зимнюю тему с большим количеством участников. Учить детей выслушивать собеседника, положительно реагируя на его выбор
2 неделя: Продолжать учить детей развивать диалогическую речь в сказке «Морозко», продолжать развивать артистические способности при проигрывании сказки
3 неделя: Продолжать развивать мимику при проигрывании сказки, характерные особенности героев
Чтение сказки «Морозко»
Просмотр диафильмов сказок «Морозко», «Снегурочка», «12 месяцев»
Дид.игры «Что лишнее», «Найди героя», «Путаница»
Продолжается работа по знакомству детей с нетрадиционными видами рисования(с помощью ладошек и пальцев)
Работа с родителями –подготовка костюмов с элементами народного творчества
Литература
1. Букварь здоровья: Для дошк.и мл.шк./ Л.В.Баль,В.В.Ветрова.-М.:ТЦ «Сфера»,2000
2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии.-СПб.:Речь,2000
О себе:
borgenokl@rambler.ru
+7-953-342-42-77, +7-931-312-84-04