Оригинал материала размещен в выпуске № 12 (38) https://f.almanah.su/38.pdf
Инновационный поиск новых средств обучения приводит педагогов к пониманию того, что нам нужны деятельностные, групповые, игровые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы обучения.
Ведущее место среди таких методов, существующих в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов.
Метод проектов возник в 20-е годы прошлого века в США. В России идеи проектного обучения возникли практически параллельно с разработками американских педагогов. Тезис понимания метода проектов: “Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить”
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.
Метод проектов – способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом.
Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы.
Цель проектного обучения:
1. Способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проекта.
2. Развить у учащихся “командный дух” и “чувство локтя”; вдохновлять на развитие коммуникабельности и умение сотрудничать.
3. Обеспечить механизм развития критического мышления ребёнка, умение искать путь решения проблемы.
4. Развивать у учащихся исследовательские умения
Основные требования к использованию метода проектов:
1. Наличие значимой в исследовательском творческом плане проблемы,
2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.
3. Самостоятельная деятельность учащихся.
4. Структурирование содержательной части проекта.
5. Использование исследовательских методов.
Тему проекта может предложить учитель с учётом учебной ситуации по предмету, либо она может быть предложена самими учащимися, либо тематика проектов может касаться какой-то темы с целью углубления знаний отдельных учеников.
Типы проектов могут быть разнообразны:
1. Исследовательские
2. Творческие
3. Ролевые, игровые
4. Информационные
5. Прикладные
Сегодня проектная деятельность учащихся всех классов – это неотъемлемый атрибут их школьной жизни. Уже в начальной школе дети вовлекаются в разработку, выполнение, презентацию проектов. Конечно, чем младше дети, тем более “облегчённый” вариант проектной деятельности им предлагается. Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения и его желание работать над другим проектом.
Каждый проект - вполне реальное дело для ученика: он знает цели, может своим умственным взором охватить весь процесс работы, может предвидеть затруднения, примерить свои силы и составить план своей работы.
Проекты школьников могут быть разнообразными по виду, типу, продолжительности, условиям, результатам и т. д. Однако, при всём их разнообразии в основе любого проекта лежит идея развития ребёнка как субъекта деятельности при обеспечении максимальной её самостоятельности и продуктивности.
Действия учителя при реализации проектного метода можно характеризовать такими словами:
- помогает ученикам определить цель деятельности;
- рекомендует источники получения информации;
- раскрывает возможные формы деятельности;
- содействует прогнозированию результатов выполняемого проекта;
- создаёт условия для активности школьника;
- является партнёром;
- помогает ученику оценить полученный результат и т. д.
Действия ученика можно охарактеризовать так:
- определяет цель своей деятельности;
- открывает новые знания;
- экспериментирует;
- выбирает пути решения возникающих проблем;
- несёт ответственность за свою деятельность и т. д.
Поэтому в работе над проектом у учеников должен быть определённый набор качеств и умений:
- качества: самостоятельность, инициативность, целеполагание, креативность;
- умения: исследовательские, оценочные, информационные, презентационные, рефлексивные.
Зададим себе вопрос: готовы ли дети младшего возраста к такой деятельности? Развиты ли у них необходимые для работы качества и умения? Ответ: скорее всего, нет. Но это не значит, что ученики не должны включаться в проектную деятельность. Наблюдения показывают, что ребёнок, не обладая достаточными умениями и качествами, вовлекается в выполнение какой-либо деятельности, и тем самым развивает необходимые для выполнения этой деятельности умения и качества. Более того, исследовательские умения ребёнка не смогут развиваться, если он не будет вовлечён в исследовательский процесс.
Для успешных занятий проектной деятельностью необходимо наличие обязательных условий:
- желание самого ребёнка;
- благоприятная среда;
- грамотный доброжелательный преподаватель – консультант.
Без этого проектная деятельность будет формальной, неинтересной ученику и неплодотворной.
Ещё одним условием, также достаточно необходимым для работы в проекте, особенно в младшем школьном возраста, является помощь со стороны родителей, включённость родителей в работу.
Итак, третий субъект проектной деятельности в начальной школе – это родители.
Привлекать родителей к процессу проектирования целесообразно, если выполнение проекта проходит в режиме сочетания урочных, внеурочных и внешкольных занятий. Особенно неоценима помощь родителей, когда дети делают первые шаги в работе над проектом. На этом этапе важно провести специальное родительское собрание, на котором родителям нужно разъяснить суть метода проектов и его значимость для развития личности детей, рассказать об основных этапах проектной деятельности и формах возможного участия в ней. На собрании родителям можно предложить рекомендации-памятки.
«Если ваш ребёнок участвует в работе над проектом, то какова ваша роль?»
В ходе работы над проектом родители могут выступать одновременно в нескольких ролях. Они:
- консультируют;
- отслеживают выполнение плана;
- решают оперативные вопросы;
- помогают в предварительной оценке проекта;
- участвуют в подготовке презентации;
- обеспечивают наиболее подходящий режим работы, отдыха и питания.
Нельзя не остановиться ещё на одном очень важном, на мой взгляд, положительном моменте вовлечения родителей в работу над проектом. Стало очевидным, что совместная работа педагога, детей и родителей является ценнейшим инструментом, позволяющим составить для каждого ученика свой вариант индивидуальной работы. Кроме того, совместная работа взаимно обогащает знаниями каждого из её участников.
Работая вместе с детьми над проектом, родители больше времени проводят с детьми. Они становятся ближе к ним, лучше понимают проблемы своих детей. Огромное значение имеет положительное общение детей (во время работы над проектом) из неполных и проблемных семей. Встречи, общение с родителями одноклассников может сделать для ребёнка гораздо больше, чем беседы и нравоучения.
В результате совместной проектной деятельности дети узнают много нового друг о друге, восполняют дефицит общения с родителями, у них формируется значимое отношение к понятию “семья”.
Таким образом, совместная проектная деятельность обеспечивает сотрудничество взрослых и детей.
Библиографический список
1. Брыкова О. В. Проектная деятельность в учебном процессе – М.: Чистые пруды, 2006,128 с.2. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. // Нач.школа. – 2005. - №9, с.27-29
3. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. Пособие для студентов. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров. – М.: издательский центр “Академия”, 2001, с.234-237.
4. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М., 2005, 276 с.