Инновационный поиск новых средств обучения приводит педагогов к пониманию того, что нам нужны деятельностные, групповые, игровые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы обучения. Ведущее место среди таких методов, существующих в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов. Метод проектов возник в 20-е годы прошлого века в США. В России идеи проектного обучения возникли практически параллельно с разработками американских педагогов. Тезис понимания метода проектов: “Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить” В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Метод проектов – способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Цель проектного обучения: 1. Способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проекта. 2. Развить у учащихся “командный дух” и “чувство локтя”; вдохновлять на развитие коммуникабельности и умение сотрудничать. 3. Обеспечить механизм развития критического мышления ребёнка, умение искать путь решения проблемы. 4. Развивать у учащихся исследовательские умения Основные требования к использованию метода проектов: 1. Наличие значимой в исследовательском творческом плане проблемы, 2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов. 3. Самостоятельная деятельность учащихся. 4. Структурирование содержательной части проекта. 5. Использование исследовательских методов. Тему проекта может предложить учитель с учётом учебной ситуации по предмету, либо она может быть предложена самими учащимися, либо тематика проектов может касаться какой-то темы с целью углубления знаний отдельных учеников. Типы проектов могут быть разнообразны: 1. Исследовательские 2. Творческие 3. Ролевые, игровые 4. Информационные 5. Прикладные Сегодня проектная деятельность учащихся всех классов – это неотъемлемый атрибут их школьной жизни. Уже в начальной школе дети вовлекаются в разработку, выполнение, презентацию проектов. Конечно, чем младше дети, тем более “облегчённый” вариант проектной деятельности им предлагается. Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения и его желание работать над другим проектом. Каждый проект - вполне реальное дело для ученика: он знает цели, может своим умственным взором охватить весь процесс работы, может предвидеть затруднения, примерить свои силы и составить план своей работы. Проекты школьников могут быть разнообразными по виду, типу, продолжительности, условиям, результатам и т. д. Однако, при всём их разнообразии в основе любого проекта лежит идея развития ребёнка как субъекта деятельности при обеспечении максимальной её самостоятельности и продуктивности. Действия учителя при реализации проектного метода можно характеризовать такими словами: - помогает ученикам определить цель деятельности; - рекомендует источники получения информации; - раскрывает возможные формы деятельности; - содействует прогнозированию результатов выполняемого проекта; - создаёт условия для активности школьника; - является партнёром; - помогает ученику оценить полученный результат и т. д. Действия ученика можно охарактеризовать так: - определяет цель своей деятельности; - открывает новые знания; - экспериментирует; - выбирает пути решения возникающих проблем; - несёт ответственность за свою деятельность и т. д. Поэтому в работе над проектом у учеников должен быть определённый набор качеств и умений: - качества: самостоятельность, инициативность, целеполагание, креативность; - умения: исследовательские, оценочные, информационные, презентационные, рефлексивные. Зададим себе вопрос: готовы ли дети младшего возраста к такой деятельности? Развиты ли у них необходимые для работы качества и умения? Ответ: скорее всего, нет. Но это не значит, что ученики не должны включаться в проектную деятельность. Наблюдения показывают, что ребёнок, не обладая достаточными умениями и качествами, вовлекается в выполнение какой-либо деятельности, и тем самым развивает необходимые для выполнения этой деятельности умения и качества. Более того, исследовательские умения ребёнка не смогут развиваться, если он не будет вовлечён в исследовательский процесс. Для успешных занятий проектной деятельностью необходимо наличие обязательных условий: - желание самого ребёнка; - благоприятная среда; - грамотный доброжелательный преподаватель – консультант. Без этого проектная деятельность будет формальной, неинтересной ученику и неплодотворной. Ещё одним условием, также достаточно необходимым для работы в проекте, особенно в младшем школьном возраста, является помощь со стороны родителей, включённость родителей в работу. Итак, третий субъект проектной деятельности в начальной школе – это родители. Привлекать родителей к процессу проектирования целесообразно, если выполнение проекта проходит в режиме сочетания урочных, внеурочных и внешкольных занятий. Особенно неоценима помощь родителей, когда дети делают первые шаги в работе над проектом. На этом этапе важно провести специальное родительское собрание, на котором родителям нужно разъяснить суть метода проектов и его значимость для развития личности детей, рассказать об основных этапах проектной деятельности и формах возможного участия в ней. На собрании родителям можно предложить рекомендации-памятки. «Если ваш ребёнок участвует в работе над проектом, то какова ваша роль?» В ходе работы над проектом родители могут выступать одновременно в нескольких ролях. Они: - консультируют; - отслеживают выполнение плана; - решают оперативные вопросы; - помогают в предварительной оценке проекта; - участвуют в подготовке презентации; - обеспечивают наиболее подходящий режим работы, отдыха и питания. Нельзя не остановиться ещё на одном очень важном, на мой взгляд, положительном моменте вовлечения родителей в работу над проектом. Стало очевидным, что совместная работа педагога, детей и родителей является ценнейшим инструментом, позволяющим составить для каждого ученика свой вариант индивидуальной работы. Кроме того, совместная работа взаимно обогащает знаниями каждого из её участников. Работая вместе с детьми над проектом, родители больше времени проводят с детьми. Они становятся ближе к ним, лучше понимают проблемы своих детей. Огромное значение имеет положительное общение детей (во время работы над проектом) из неполных и проблемных семей. Встречи, общение с родителями одноклассников может сделать для ребёнка гораздо больше, чем беседы и нравоучения. В результате совместной проектной деятельности дети узнают много нового друг о друге, восполняют дефицит общения с родителями, у них формируется значимое отношение к понятию “семья”. Таким образом, совместная проектная деятельность обеспечивает сотрудничество взрослых и детей.
Библиографический список
1. Брыкова О. В. Проектная деятельность в учебном процессе – М.: Чистые пруды, 2006,128 с. 2. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. // Нач.школа. – 2005. - №9, с.27-29 3. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. Пособие для студентов. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров. – М.: издательский центр “Академия”, 2001, с.234-237. 4. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М., 2005, 276 с.