Библиографическое описание:
Лобанова Э.Н. Экскурсия как метод формирования естественнонаучных знаний у младших школьников // Образовательный альманах. 2023. № 12 (74). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/74-1.pdf.
Всем хорошо известна поговорка: "Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать". Эта поговорка заставляет исследователей отправляться в далёкие и трудные путешествия, чтобы увидеть то, что стало известно им из разнообразных источников. Чтобы доказать сформулированные научные гипотезы, подтвердить или опровергнуть ранее сделанные заключения. Обработка собранной информации приводит к построению обобщённых моделей различных природных процессов, на основе которых решаются практические задачи. Конечно, от учеников начальной школы нельзя ожидать решения серьёзных проблем, но совершить маленькие путешествия, открыть для себя новое в природе, истории, географии они могут. В этом им помогают экскурсии.
Экскурсия – чрезвычайно многосторонний инструмент формирования знаний в различных областях. С помощью экскурсий повышается мотивация учащихся в изучении предмета, воспитывается патриотизм – любовь к своей малой родине, краю, Отечеству; бережное отношение к природе, к результатам созидательного труда человека; умение вести себя на экскурсии и использовать полученные знания вне школы. Экскурсия – это эффективная форма развития функциональной естественно - научной грамотности и формирования универсальных учебных действий (УУД) младших школьников. В первую очередь, на экскурсиях развиваются познавательные и коммуникативные УУД, но ученикам приходится использовать личностные и регулятивные действия. Поэтому экскурсия выглядит не как инструмент для развития какого-то одного УУД, а как метод, позволяющий развивать УУД комплексно.
Наш мир настолько красив и разнообразен, что каждый день мы можем открывать для себя новые удивительные места и можем увлекать ими своих учеников.
Места родного края в 1-2 классе позволяют познакомить обучающихся с историей, культурой и природой, а в 3-4 классе - с достопримечательностями любого региона необъятной Родины. Младшие школьники семи-десяти лет исследуют мир вокруг себя, поэтому для них актуальны простые обучающие познавательные маршруты внутри своего района, города. Детям 9-11 лет будут интересны обучающие экскурсии, которые выступают иллюстрацией к школьному курсу окружающего мира. Учащиеся 4 классов, активно принимающие участие в экскурсиях и отлично знающие маршруты экскурсий, могут уже и сами быть экскурсоводами для малышей.
Приобщить обучающихся к изучению истории, культуры своего родного края, через краеведческую и экскурсионную деятельность одна из важных задач в работе с младшими школьниками.
И в этом нам помогают экскурсии и походы. Экскурсии позволяют дополнить знания, полученные учащимися на уроках в начальной школе. Окружающий мир и кубановедение, литературное чтение и русский язык, музыка и рисование – к любому школьному предмету можно подобрать экскурсию, по-новому раскрывающую рассказанное на уроке или на страницах учебника.
Правильно подобранная экскурсия позволяет «погрузиться» в изучаемое событие или явление, оставляет у ребят наиболее яркие впечатления, «оживляя» страницы учебника. Детям предоставляется возможность увидеть, как знания, полученные на уроках можно применить в реальной жизни.
Рассмотрим, как и где можно применить полученные знания на примере предмета «Окружающий мир».
К теме статьи относится раздел «Человек и природа», который прослеживается все 4 года, с каждым годом набор тем для изучения усложняется.
1 класс. Неживая и живая природа (экскурсия к водопаду "Девичьи слёзы" [1]).
2 класс. Методы познания природы: наблюдения, опыты, измерения (экскурсия в парк "Южные культуры". Можно попытаться пригласить научного сотрудника заповедника в качестве экскурсовода. [2]).
3 класс. Вода, свойства воды, состояния воды, её распространение в природе. Значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе (экскурсия к водопаду "Пасть дракона" [3]).
4 класс. Методы познания окружающей природы: наблюдения, сравнения, измерения, опыты по исследованию природных объектов и явлений (экскурсия к водопаду "Пасть дракона" с проведением измерений, опытов с водой).
После изучения материала для дальнейшей эффективной работы класс делится на микрогруппы, которые получают определенное задание: одна группа изучает маршрут, другая интересные объекты на маршруте, третья ищет информацию об объектах, четвёртая - фотографы, пятая – собирает материал, полученный остальными группами, и создаёт небольшой отчёт о проведённой экскурсии.
Малыши начальной школы, становясь старше, продолжают участвовать в мероприятиях и уже сами становятся наставниками более младших детей. Могут знакомить их с достопримечательностями района, города.
В воспитательной работе с детьми можно использовать формы активного и познавательного досуга:
- однодневные походы;
- практические занятия на местности;
- полевые исследования в рамках похода выходного дня;
- экскурсии и совместные туристские мероприятия с родителями и детьми.
Обязательно перед каждым выходом необходимо напомнить детям правила поведения в общественном транспорте, на природе, поговорить о безопасности.
При проведении экскурсий можно увидеть следующие межпредметные связи: измерение (математика), анализ воды (окружающий мир), описание исследуемого объекта (русский язык), составление к нему маршрута (русский язык), рисунок объекта (изо), макет объекта (технология), презентация об исследуемом объекте (информатика, музыка), подготовка сообщения об объекте и выступление (русский язык, литература). Сначала материал изучается на уроке, затем эта работа продолжается на занятиях ВД и в каникулярное время.
Город Сочи – уникальный город России. Только здесь можно утром плавать в Черном море, а через несколько часов подняться на скалистую вершину горного пика. Здесь соседствуют субтропическая растительность и высокотравье субальпийских лугов, тёплое море и сияющие снега горных хребтов. В Сочи можно кататься на лыжах и загорать на пляже, гулять в субтропическом парке и стремительно катиться по склону на лыжах. В нашем городе соседствуют современные сооружения, созданные к Олимпийским играм, красивые санатории 20 века, остатки крепостей и храмов Средневековья и мегалитические сооружения – дольмены, которым уже более 4000 лет.
Такое соседство природных и антропогенных объектов создаёт условия, позволяющие дополнить и проиллюстрировать школьные учебники посещением природных и исторических объектов, органично встраивая их в учебный процесс. Для таких коротких экскурсий достаточно одного выходного дня, а при использовании специализированного транспорта УОН – можно провести урок рядом с таким объектом.
В планировании и проведении экскурсий я, как классный руководитель, со своими учащимися плотно взаимодействую с Центром детского и юношеского туризма и экскурсий, имеющего сведения о множестве природных объектов нашего города.
Идея нашего класса – создать сборник экскурсий для учащихся младших классов и приглашать к нам в город ребят из других районов и городов края и нашей Родины.
На примере экскурсии в Ачипсинскую крепость в Красной поляне [4] я предложу вам, коллеги, алгоритм ее подготовки и полученный текст детского экскурсовода - ученика 3-4 класса.
1этап – реализация плана воспитательной работы – определение сроков проведения экскурсии и ее участников;
2 этап – деление участников на микрогруппы;
3 этап – распределение заданий (приведи пример заданий) и сроков их выполнения;
4 этап – формирование проекта текста экскурсионного маршрута;
5 этап - проведение родительского собрания;
6 этап – проведение классного часа с установкой требований к проведению и участию в экскурсии;
7 этап – экскурсия (задания на экскурсию – запоминать новую информацию, чтоб пополнить материал своего текста; фотографировать понравившиеся и важные объекты на пути, экология);
8 этап - после проведенной экскурсии подводим итоги, отвечая на 3 вопроса: 1. что получилось и что этому способствовало?
2. что не получилось и почему?
3. какие есть пожелания на будущее?
9 этап – оформление странички (с фотографиями) в летописи класса.
Ачипсинская крепость в Красной поляне [4] - это крупнейшее из выявленных оборонительных сооружений в районе Красной Поляны. Время сооружения крепости Ачипсе сейчас датируется VI–VII веками.
В плане крепость овальная. Длина стен прослеживается в восточной части на 80 метров, на юге на 260 метров, а на севере почти на 350 метров. Высота сохранившихся стен и башен достигает шести метров. Предполагается, что в древности и сами стены, и башни имели навершие в виде зубцов. Материал кладки – местный булыжник, скреплённый раствором из известняка с примесью песка. В некоторых случаях, как выравнивающий материл, использовался кирпич.
В составе северной стены крепости имеются три полукруглых выступа – контрфорса, в задачу которых входило поддержка стены от сползания в обрыв. Южная стена укрепления сохранилась хуже. В ней видны довольно большие сквозные проёмы – вероятно следы осады. Также можно предположить, что эти проёмы – результат использования материала стен крепости для строительства других сооружений в те века, когда крепость потеряла своё оборонительное значение.
В восточной части можно увидеть воротный проём. Как известно, воротам крепости в средневековье предавалось особое значение. Помимо внушительных размеров, они имели каменный порог и арочное перекрытие. Материалом для изготовления ворот было дощатое полотно из твёрдых пород деревьев. Из этого же материала делались и массивные воротные затворы.
Довольно внушительна ширина внутреннего пространства крепости, представляющая из себя почти ровную площадку, ступенями спускающуюся к реке Ачипсе. В верхней её части видны многочисленные следы каменных фундаментов.
Подъём к крепости начинается на улице Берёзовой посёлка Эсто-Садок позади гостиничного комплекса Шале (ул. Берёзовая, 134). Сюда может подъехать любой автотранспорт, но выходить из рейсовых автобусов, следующих из Адлера (№535, №535Э) и Сочи (№105, №105С, №105Э) надо на остановке "Горная карусель". Перейдя улицу Эстонскую, двигаться вперёд по ходу автобуса примерно 700 метров до гостиницы, за которой начинается тропа. От начала подъёма до крепости по прямой около двухсот метров.
Список литературы.
1. Водопад Девичьи слезы в Сочи. [Электронный ресурс]: статья на сайте Туристер.URL: https://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/sochi/waterfall/16718?ysclid=llk0hfcd3b365430504 (дата обращения: 18.11.2023).
2. Парк Южные культуры. Кавказский государственный природный биосферный заповедник имени Х.Г.Шапошникова. [Электронный ресурс]: статья на официальном сайте. URL: https://www.kavkazzapoved.ru/tours/park-yuzhnye-kultury/park-yuzhnye-kultury?ysclid=lp1jx92hq0869259453 (дата обращения: 18.11.2023).
3. Водопад Пасть Дракона (Глубокий Яр). [Электронный ресурс]: статья на сайте компании «Всё в Сочи!». URL: https://vse-v-sochi.ru/mesta/vodopad-past-drakona-mesto (дата обращения: 18.11.2023).
4. Крепость Ачипсинсе. [Электронный ресурс]: статья на сайте Туристер.URL: https://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/sochi/placeofinterest/16338?ysclid=lp4qmncrsn272639316 (дата обращения: 18.11.2023).
Лобанова Э.Н. Экскурсия как метод формирования естественнонаучных знаний у младших школьников // Образовательный альманах. 2023. № 12 (74). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/74-1.pdf.
Всем хорошо известна поговорка: "Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать". Эта поговорка заставляет исследователей отправляться в далёкие и трудные путешествия, чтобы увидеть то, что стало известно им из разнообразных источников. Чтобы доказать сформулированные научные гипотезы, подтвердить или опровергнуть ранее сделанные заключения. Обработка собранной информации приводит к построению обобщённых моделей различных природных процессов, на основе которых решаются практические задачи. Конечно, от учеников начальной школы нельзя ожидать решения серьёзных проблем, но совершить маленькие путешествия, открыть для себя новое в природе, истории, географии они могут. В этом им помогают экскурсии.
Экскурсия – чрезвычайно многосторонний инструмент формирования знаний в различных областях. С помощью экскурсий повышается мотивация учащихся в изучении предмета, воспитывается патриотизм – любовь к своей малой родине, краю, Отечеству; бережное отношение к природе, к результатам созидательного труда человека; умение вести себя на экскурсии и использовать полученные знания вне школы. Экскурсия – это эффективная форма развития функциональной естественно - научной грамотности и формирования универсальных учебных действий (УУД) младших школьников. В первую очередь, на экскурсиях развиваются познавательные и коммуникативные УУД, но ученикам приходится использовать личностные и регулятивные действия. Поэтому экскурсия выглядит не как инструмент для развития какого-то одного УУД, а как метод, позволяющий развивать УУД комплексно.
Наш мир настолько красив и разнообразен, что каждый день мы можем открывать для себя новые удивительные места и можем увлекать ими своих учеников.
Места родного края в 1-2 классе позволяют познакомить обучающихся с историей, культурой и природой, а в 3-4 классе - с достопримечательностями любого региона необъятной Родины. Младшие школьники семи-десяти лет исследуют мир вокруг себя, поэтому для них актуальны простые обучающие познавательные маршруты внутри своего района, города. Детям 9-11 лет будут интересны обучающие экскурсии, которые выступают иллюстрацией к школьному курсу окружающего мира. Учащиеся 4 классов, активно принимающие участие в экскурсиях и отлично знающие маршруты экскурсий, могут уже и сами быть экскурсоводами для малышей.
Приобщить обучающихся к изучению истории, культуры своего родного края, через краеведческую и экскурсионную деятельность одна из важных задач в работе с младшими школьниками.
И в этом нам помогают экскурсии и походы. Экскурсии позволяют дополнить знания, полученные учащимися на уроках в начальной школе. Окружающий мир и кубановедение, литературное чтение и русский язык, музыка и рисование – к любому школьному предмету можно подобрать экскурсию, по-новому раскрывающую рассказанное на уроке или на страницах учебника.
Правильно подобранная экскурсия позволяет «погрузиться» в изучаемое событие или явление, оставляет у ребят наиболее яркие впечатления, «оживляя» страницы учебника. Детям предоставляется возможность увидеть, как знания, полученные на уроках можно применить в реальной жизни.
Рассмотрим, как и где можно применить полученные знания на примере предмета «Окружающий мир».
К теме статьи относится раздел «Человек и природа», который прослеживается все 4 года, с каждым годом набор тем для изучения усложняется.
1 класс. Неживая и живая природа (экскурсия к водопаду "Девичьи слёзы" [1]).
2 класс. Методы познания природы: наблюдения, опыты, измерения (экскурсия в парк "Южные культуры". Можно попытаться пригласить научного сотрудника заповедника в качестве экскурсовода. [2]).
3 класс. Вода, свойства воды, состояния воды, её распространение в природе. Значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе (экскурсия к водопаду "Пасть дракона" [3]).
4 класс. Методы познания окружающей природы: наблюдения, сравнения, измерения, опыты по исследованию природных объектов и явлений (экскурсия к водопаду "Пасть дракона" с проведением измерений, опытов с водой).
После изучения материала для дальнейшей эффективной работы класс делится на микрогруппы, которые получают определенное задание: одна группа изучает маршрут, другая интересные объекты на маршруте, третья ищет информацию об объектах, четвёртая - фотографы, пятая – собирает материал, полученный остальными группами, и создаёт небольшой отчёт о проведённой экскурсии.
Малыши начальной школы, становясь старше, продолжают участвовать в мероприятиях и уже сами становятся наставниками более младших детей. Могут знакомить их с достопримечательностями района, города.
В воспитательной работе с детьми можно использовать формы активного и познавательного досуга:
- однодневные походы;
- практические занятия на местности;
- полевые исследования в рамках похода выходного дня;
- экскурсии и совместные туристские мероприятия с родителями и детьми.
Обязательно перед каждым выходом необходимо напомнить детям правила поведения в общественном транспорте, на природе, поговорить о безопасности.
При проведении экскурсий можно увидеть следующие межпредметные связи: измерение (математика), анализ воды (окружающий мир), описание исследуемого объекта (русский язык), составление к нему маршрута (русский язык), рисунок объекта (изо), макет объекта (технология), презентация об исследуемом объекте (информатика, музыка), подготовка сообщения об объекте и выступление (русский язык, литература). Сначала материал изучается на уроке, затем эта работа продолжается на занятиях ВД и в каникулярное время.
Город Сочи – уникальный город России. Только здесь можно утром плавать в Черном море, а через несколько часов подняться на скалистую вершину горного пика. Здесь соседствуют субтропическая растительность и высокотравье субальпийских лугов, тёплое море и сияющие снега горных хребтов. В Сочи можно кататься на лыжах и загорать на пляже, гулять в субтропическом парке и стремительно катиться по склону на лыжах. В нашем городе соседствуют современные сооружения, созданные к Олимпийским играм, красивые санатории 20 века, остатки крепостей и храмов Средневековья и мегалитические сооружения – дольмены, которым уже более 4000 лет.
Такое соседство природных и антропогенных объектов создаёт условия, позволяющие дополнить и проиллюстрировать школьные учебники посещением природных и исторических объектов, органично встраивая их в учебный процесс. Для таких коротких экскурсий достаточно одного выходного дня, а при использовании специализированного транспорта УОН – можно провести урок рядом с таким объектом.
В планировании и проведении экскурсий я, как классный руководитель, со своими учащимися плотно взаимодействую с Центром детского и юношеского туризма и экскурсий, имеющего сведения о множестве природных объектов нашего города.
Идея нашего класса – создать сборник экскурсий для учащихся младших классов и приглашать к нам в город ребят из других районов и городов края и нашей Родины.
На примере экскурсии в Ачипсинскую крепость в Красной поляне [4] я предложу вам, коллеги, алгоритм ее подготовки и полученный текст детского экскурсовода - ученика 3-4 класса.
1этап – реализация плана воспитательной работы – определение сроков проведения экскурсии и ее участников;
2 этап – деление участников на микрогруппы;
3 этап – распределение заданий (приведи пример заданий) и сроков их выполнения;
4 этап – формирование проекта текста экскурсионного маршрута;
5 этап - проведение родительского собрания;
6 этап – проведение классного часа с установкой требований к проведению и участию в экскурсии;
7 этап – экскурсия (задания на экскурсию – запоминать новую информацию, чтоб пополнить материал своего текста; фотографировать понравившиеся и важные объекты на пути, экология);
8 этап - после проведенной экскурсии подводим итоги, отвечая на 3 вопроса: 1. что получилось и что этому способствовало?
2. что не получилось и почему?
3. какие есть пожелания на будущее?
9 этап – оформление странички (с фотографиями) в летописи класса.
Ачипсинская крепость в Красной поляне [4] - это крупнейшее из выявленных оборонительных сооружений в районе Красной Поляны. Время сооружения крепости Ачипсе сейчас датируется VI–VII веками.
В плане крепость овальная. Длина стен прослеживается в восточной части на 80 метров, на юге на 260 метров, а на севере почти на 350 метров. Высота сохранившихся стен и башен достигает шести метров. Предполагается, что в древности и сами стены, и башни имели навершие в виде зубцов. Материал кладки – местный булыжник, скреплённый раствором из известняка с примесью песка. В некоторых случаях, как выравнивающий материл, использовался кирпич.
В составе северной стены крепости имеются три полукруглых выступа – контрфорса, в задачу которых входило поддержка стены от сползания в обрыв. Южная стена укрепления сохранилась хуже. В ней видны довольно большие сквозные проёмы – вероятно следы осады. Также можно предположить, что эти проёмы – результат использования материала стен крепости для строительства других сооружений в те века, когда крепость потеряла своё оборонительное значение.
В восточной части можно увидеть воротный проём. Как известно, воротам крепости в средневековье предавалось особое значение. Помимо внушительных размеров, они имели каменный порог и арочное перекрытие. Материалом для изготовления ворот было дощатое полотно из твёрдых пород деревьев. Из этого же материала делались и массивные воротные затворы.
Довольно внушительна ширина внутреннего пространства крепости, представляющая из себя почти ровную площадку, ступенями спускающуюся к реке Ачипсе. В верхней её части видны многочисленные следы каменных фундаментов.
Подъём к крепости начинается на улице Берёзовой посёлка Эсто-Садок позади гостиничного комплекса Шале (ул. Берёзовая, 134). Сюда может подъехать любой автотранспорт, но выходить из рейсовых автобусов, следующих из Адлера (№535, №535Э) и Сочи (№105, №105С, №105Э) надо на остановке "Горная карусель". Перейдя улицу Эстонскую, двигаться вперёд по ходу автобуса примерно 700 метров до гостиницы, за которой начинается тропа. От начала подъёма до крепости по прямой около двухсот метров.
Список литературы.
1. Водопад Девичьи слезы в Сочи. [Электронный ресурс]: статья на сайте Туристер.URL: https://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/sochi/waterfall/16718?ysclid=llk0hfcd3b365430504 (дата обращения: 18.11.2023).
2. Парк Южные культуры. Кавказский государственный природный биосферный заповедник имени Х.Г.Шапошникова. [Электронный ресурс]: статья на официальном сайте. URL: https://www.kavkazzapoved.ru/tours/park-yuzhnye-kultury/park-yuzhnye-kultury?ysclid=lp1jx92hq0869259453 (дата обращения: 18.11.2023).
3. Водопад Пасть Дракона (Глубокий Яр). [Электронный ресурс]: статья на сайте компании «Всё в Сочи!». URL: https://vse-v-sochi.ru/mesta/vodopad-past-drakona-mesto (дата обращения: 18.11.2023).
4. Крепость Ачипсинсе. [Электронный ресурс]: статья на сайте Туристер.URL: https://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/sochi/placeofinterest/16338?ysclid=lp4qmncrsn272639316 (дата обращения: 18.11.2023).