НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Назарова Л.Н., Моор О.В. Актуальность ранней профориентации дошкольников

Оригинал материала размещен в выпуске № 01 (27) https://f.almanah.su/27.pdf


Редкий человек уверен в деле своей мечты с самого рождения и поэтому проблема профориентации стала общественной, так как именно от неё зависит состояние общества, развитие рынка труда, возможность выявления талантов и направление их в наиболее подходящие сферы деятельности.
А. С. Макаренко говорил, что правильное воспитание не может быть нетрудовым. Наше государство — это государство трудящихся. В нашей Конституции написано: «Кто не работает, тот не ест». И воспитатели должны научить детей творчески трудиться. Этого можно достичь, только воспитав у них представление о труде как об обязанности человека.
В п. 6.7. постановления Минтруда РФ «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации» от 27 сентября 1996 г. № 1 определена компетенция дошкольного учреждения в области ранней профориентации:
«…в процессе реализации программ воспитания:
осуществляют психолого-социальную ориентацию детей;
проводят бесплатные учебные занятия по изучению мира труда;
развивают у детей в ходе игровой деятельности трудовые навыки;
формируют мотивации и интересы детей с учетом особенностей их возраста и состояния здоровья.»
Целевые ориентиры, определенные Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования на этапе завершения дошкольного образования, частично направлена на раннюю профориентацию дошкольников:
- ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты.
Авторы примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы», разработанной в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования рекомендуют знакомить детей с видами труда, наиболее распространенными в конкретной местности, а также с личностными качествами представителей этих профессий.
Поэтому нами выбраны профессии сельскохозяйственной направленности.
Ознакомление дошкольников с профессиями на селе осуществляется с учётом принципа интеграции пяти образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО, возрастными возможностями и особенностями воспитанников.
Именно данные компетенции реализуется через систему спланированных педагогических мероприятий дополнительной общеобразовательной программы профориентационной работы с дошкольниками сельскохозяйственной направленности «Маленький селянин». Наше дошкольное учреждение находится в сельской местности, поэтому у детей естественен интерес к работам родителей, желание стать такими, как папа и мама.
По сути, ни один из целевых ориентиров дошкольного образования не может быть, достигнут без освоения речевой культуры. Мероприятия программы преимущественно носят информационный характер, вызывают необходимость речевого общения, совместного обсуждения мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности при выполнении посильной работы. Это особенно актуально в системе логопедической работы с детьми с речевыми нарушениями, так как по мере развития познавательных возможностей детей, связанных с ознакомлением с жизнью людей, их трудом и отношениями, взаимообусловлено протекает процесс речевого развития. Накопление соответствующего словаря характеризуется разнообразием тематики, обеспечивает свободное общение и позволяет сделать речь ребенка в конце дошкольного детства содержательной и точной. Таким образом, для того, чтобы расширить кругозор старших дошкольников о мире профессий на селе и систематизировать профориентационную работу уже на этапе дошкольного возраста, направленную на выявление личностных особенностей, интересов, способностей и талантов каждого ребенка для оказания ему помощи в разумном выборе какой-либо области трудовой деятельности, по максимуму соответствующей его индивидуальным возможностям и желаниям была разработана дополнительная общеобразовательная программа профориентационной работы с дошкольниками сельскохозяйственной направленности «Маленький селянин».
Новизна программы заключается в подготовке ребенка к выбору своей будущей профессии, основанной на знаниях специфики различных сельскохозяйственных профессий, требований, которые они предъявляют к человеку, особенно на личном примере его родителей, близких родственников и предков, работавших на селе.
В основу работы положена организационно-содержательная модель ранней профориентации дошкольников.
Работа по ранней профориентации в рамках коррекционно-педагогического процесса содействует развитию речи и формированию правильного поведения, элементарного опыта профессиональных действий, способствует успешной адаптации в социуме. Игра, как отражение взрослой жизни, чаще всего посвящено труду людей разных профессий, поэтому работа по ранней профориентации дошкольников ведется через организацию игровой деятельности.
Формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий современного мира построено с учётом современных образовательных технологий:
1. Технология проектной деятельности (Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова).
2. Технология исследовательской деятельности (А.И. Савенков, Н.А. Короткова).
3. Педагогическая технология организации сюжетно-ролевых игр (Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, Р.И. Жуковская, Д.В. Менджерицкая, А.П. Усова, Н.Я. Михайленко).
4. Технология интегрированного обучения (Л.А. Венгер, Е.Е. Кравцова, О.А. Скоролупова).
Игры на разных этапах работы с дошкольниками можно повторять с постепенным усложнением их правил и речевого материала. Основным критерием подбора игр являются речевые возможности дошкольников и степень их участия в них. Игры могут проводиться на различных занятиях.
Организация экскурсии на действующие промышленные предприятия в форме промышленного туризма, позволяет детям получить конкретные впечатления, знания и представления о современных и традиционных технологиях, заглянуть в мир «живого» производства. Опыт работы показывает, что экскурсия такого рода может заменить серию занятий, так как она расширяет кругозор, прививает навыки общественного поведения. Во время экскурсий организуются встречи с представителями разных профессий.
Моделирование различных профессиональных ситуаций, недоступных для непосредственного наблюдения в условиях детского сада проектируются с помощью ИК-технологий в форме виртуальных экскурсий и игр-презентаций.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что формирование представлений о различных сельскохозяйственных профессиях и экономического сознания приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, дает знания о новых профессиях и умение рассказать о них. Обогащается детский словарь, приобретаются такие качества, как чувство собственного достоинства, умение честно соревноваться и не бояться проигрыша, стремление доводить начатое до конца, возникает здоровый интерес к профессиям и деньгам. Учитывая то, что у дошкольников преобладает наглядно-образное мышление и основной вид деятельности – игра, игровая деятельность становится основным средством ознакомления с профессиями и экономического воспитания ребёнка
Цель:
обеспечить целостность коррекционно-образовательного процесса через систему работы с дошкольниками по ранней профориентации на примере сельскохозяйственных профессии; обогащение знаниями и представлениями детей о многообразии профессиональной деятельности на селе, её ролью в жизни нашего поселка.
Задачи:
- вызвать интерес к деятельности в рамках проекта; развивать представления о сельскохозяйственной деятельности человека.
- помочь детям понять важность, необходимость каждой профессии в сельском хозяйстве (фермер, агроном, ветеринар, доярка, тракторист, телятница, хлебороб, комбайнер).
- воспитывать уважение к сельским труженикам, воспитывать интерес к этим профессиям, присваивать чувство любви к деревне, ее красоте, простоте, неразделимой связи с природой.
- развивать связную речь, формировать грамматический строй речи, закрепить умение образовывать прилагательные от существительных; понимать значение и мудрость народных пословиц. Развивать фонематический слух, речевую моторику, расширение словарного запаса, логического мышления, приобщению к коллективной деятельности, формированию знаний о сенсорных эталонах.
Формы и методы работы с дошкольниками:
-промышленный туризм, целевые прогулки и виртуальные экскурсии
Игры-презентации и игры-викторины;
-рассказы воспитателей и родителей, «встречи с интересными людьми;
-непосредственно образовательная деятельность в форме занятия-путешествия в город мастеров;
-самостоятельная художественно–творческая деятельность.
Для реализации поставленных задач важную роль играет привлечение социальных партнеров, помогает совершенствовать конструктивные взаимоотношения с родителями воспитанников.
Ожидаемый результат: предполагается, что используемые в ходе работы, максимально разнообразные формы образовательной деятельности с детьми, варьирование приёмов и средств коррекционно-образовательной работы способствует развитию интереса к труду родителей, постепенно расширяясь до интересов к жизни общества и своей будущей профессии.

Библиографический список

1.     Буре Р. С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания. – М.: Мозаика-Синтез, 2011. – 136 с.
2.     Выготский, Л.С. О связи между трудовой деятельностью и интеллектуальным развитием ребенка / Л.С.Выготский // Дефектология. — 1996. — №6.
2020