Библиографическое описание:
Архипова Н.В., Царева М.А. Коррекция речевых нарушений у дошкольников средствами песочной терапии // Образовательный альманах. 2024. № 4 (79). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2024/79-1.pdf.
Часто в своей работе мы сталкиваемся с детьми с диагнозом ОВЗ. Что же это такое? Это значит, что данный ребёнок в повседневной жизни отличается от других тем, что имеет физические, психические и сенсорные ограничения.
Такие дети обычно испытывают трудности при общении с другими детьми. Они стремятся к изоляции, отличаются повышенной тревожностью и неуверенностью в своих силах. Поэтому работу с ними начинают с раннего возраста.
Дети с ОВЗ отличаются наличием физических и психических отклонений, которые способствуют формированию нарушения общего развития. Но при создании благоприятных условий, можно избежать большей части проблем с развитием, так как многие нарушения не являются природой между ребёнком и окружающим его миром. Грамотное психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ позволяет детям посещать детский сад, общаться со своими ровесниками, усвоить программный материал, а в дальнейшем обучаться в общеобразовательной школе.
Дети с ОВЗ-это одна из основных проблем неспециализированных детских садов. Поскольку процесс адаптации очень важен для ребёнка, родителей и педагогов. Дети, имеют разные возможности, они должны научиться взаимодействовать и общаться в одной группе, развивать свой потенциал (интеллектуальный, личностный). Это одинаково важно для всех детей, так как позволяет раздвинуть границы окружающего их мира.
В последнее время увеличилось число дошкольников, у которых имеются нарушения речевого развития. Из этого следует не только речевой дефект, но и недоразвитость интеллектуально - познавательной сферы, а также некоторые трудности в поведении. Из-за сложившейся ситуации, количество детей, попадающих в коррекционные группы в детском саду, также растет.
Такие дети имеют отклонения в развитии речи, но слух и интеллект - сохранен. Отметим, что нарушения речи многообразны, они могут проявляться в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи. Для проведения коррекционной работы, очень важно наладить тесный контакт с ребенком, внимательно, бережно относиться к нему. Обучение состоит в коррекции дефекта устной речи и подготовке к усвоению грамоты. Пути решения проблемы зависят от природы дефекта и индивидуальных особенностей ребенка.
В настоящее время значительно возрос интерес специалистов: педагогов, психологов, логопедов к специально организованным занятиям с использованием песка. В системе традиционных и нетрадиционных методов психологической коррекции все больше места занимают специальные техники, куда входят следующие направления: пескотерапия (sand-р1ау), арт-терапия, сказкотерапия. Принцип «терапии песком» был предложен еще Карлом Юнгом психотерапевтом, основателем аналитической терапии. Быть может, естественная потребность «возиться» с песком и сама его структура и подсказали К. Юнгу эту идею. «Песок - великий Актер. То он – новые возможности человека; то становиться его памятью; то играет роль непокорного разрушителя то перевоплощается в податливую субстанцию, из которой можно лепить что угодно». Игра с песком как процесс развития самосознания ребенка и его спонтанной «само терапии» известен с древних времен. Взаимодействуя с песком, ребенок проявляет чудеса фантазии. Волна ли смоет им созданное, или чья-то неосторожная нога раздавит творение, ребенок расстраивается не долго. Чаще всего, он сам готов разрушить созданное, чтобы на прежнем месте с еще большим энтузиазмом приступить к новому строительству. Так один сюжет жизни завершается, уступая место следующему. И так бесконечно.
Именно в песочнице создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность, развивается «мануальный интеллект» ребенка. Поэтому перенос традиционных обучающих и развивающих заданий в песочницу дает дополнительный эффект. С одной стороны, существенно повышается мотивация ребенка к занятиям. С другой стороны, более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов. А если учесть, что песок обладает замечательным свойством «погашать» негативную психическую энергию, то в процессе образовательной работы происходит и гармонизация психоэмоционального состояния ребенка. Песочница может помочь освоить любые темы во время обучения чтению и письму, усвоить разнообразные понятия («Фрукты», «Овощи», «Звери», «Насекомые»). Работать можно и с цветным песком. Иными словами, использование песочницы в педагогической практике дает комплексный образовательно-терапевтический эффект. Сегодня можно говорить о таком эффекте не только по отношению к нормально развивающимся детям, но и их сверстникам с особенностями развития.
Многие дети, начиная говорить, не выговаривают некоторые звуки. У одних малышей это быстро проходит, у других затягивается, и тогда, чтобы справиться с этой проблемой, необходима помощь специалистов. Некоторые дети с возрастом начинают осознавать свой речевой дефект и стесняться его. Страдающий нарушением речи ребенок может быть повышенно агрессивным, или, наоборот, замкнут и подавлен. Дети с нарушениями речи требуют к себе особого внимания. Им требуется помощь логопеда, который работает над звуковой стороной, общим развитием речи, и педагога-психолога, который помогает справиться с их внутренними трудностями.
Кроме нарушения эмоционально-волевой сферы у многих детей с нарушениями развития речи проявляются еще и следующие симптомы: низкое развитие мелкой моторики рук, неразвитость чувства ритма, нарушение речевой памяти, внимания, восприятия (различных видов), более позднее формирование словесно-логического мышления. Все это требует более тщательного подбора методов коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения в развитии речи.
Существуют программы по коррекции речевых нарушений у детей средствами песочной терапии. Отличительной особенностью этих программ является использование песочной терапии в коррекции речевых нарушений ребенка, развитие связной речи, словаря, грамматического строя речи. Они рассматриваются как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей мелкой моторики рук, развития связной речи, словаря, грамматического строя речи, восприятия, мышления, фантазии. Песок - загадочный материал. Он обладает способностью завораживать человека – своей податливостью, способностью принимать любые формы, быть сухим и легким, или ускользающим и влажным, или плотным и пластичным. Песочная терапия - это возможность выразить то, для чего трудно подобрать слова, соприкоснуться с тем, к чему трудно обратиться напрямую, увидеть в себе то, что обычно ускользает от сознательного восприятия. Песочная терапия - это уникальная возможность исследовать свой внутренний мир с помощью множества миниатюрных фигурок, подноса с песком, некоторого количества воды - и ощущения свободы и безопасности самовыражения, возникающей в общении
Цель такой терапии – не менять и не переделывать ребенка, не учить его каким - то специальным поведенческим навыкам, а дать ему возможность быть самим собой. Начинать следует со знакомства с песком, с тактильными ощущениями, появляющимися от взаимодействия с песком. Следующий шаг, который делает педагог, заключается в том, чтобы научить ребенка ставить ладонь на ребро и удерживать в таком положении (песок помогает детям ровно держать ладони). Через некоторое время дети при помощи педагогов могут составлять отпечатками рук различные геометрические формы, что способствует лучшему запоминанию понятия формы, сенсорных эталонов цвета и величины. Параллельно с этим важно помогать детям делать самомассаж песком: перетирать его между пальцами, глубоко зарывать в песок руки. Все это позволяет перейти к упражнениям, направленным на развитие мелкой моторики: пальчики «ходят гулять» по песку, играют на песке, как на пианино, и т.д. После обучения детей манипуляциям с песком можно переходить к предметному конструированию. Можно строить природные ландшафты: реки, озера, моря, горы, долины, по ходу объясняя сущность этих явлений. Так, постепенно дети получают информацию об окружающем мире и принимают участие в его создании. Все песочные картины хорошо сопровождать рассказами педагога. При этом дети манипулируют деревьями, животными, транспортом и даже домами. Такие занятия развивают не только представления об окружающем мире, но и пространственную ориентацию. Как и в любых играх, в играх с песком тоже есть правила безопасной игры
с песком, которые обязательно нужно проговаривать детям: нельзя кидаться песком, нельзя высыпать песок, нельзя брать песок в рот и обсыпать других, играть сухими руками. Для игры в песок можно использовать разные предметы относительно лексических тем. Это и фигурки людей, животные, дома, продукты питания, растения, различный природный материал (камешки, ракушки, перышки и другое), транспорт, другие аксессуары. Игры могут быть: проекционными, в которых ребенок ассоциирует себя с одной фигуркой и строит свой собственный мир; коррекционными, в которых ребенок может создать мир, который будет наполнен страшными и пугающими существами, жуткими ситуациями, то есть ребенок должен проиллюстрировать на песке свои страхи, а потом смело избавиться от них; семейными, когда одновременно мир строят и ребенок, и члены его семьи.
Параллельно можно «писать» на песке. Детям не страшно ошибиться, это не бумага, и легко можно все исправить, если допустили ошибку. И дети на песке пишут с удовольствием. Затем можно приступить к постановке сказок на песке: «Колобок», «Теремок», «Курочка Ряба». Мы рассказываем сказку и рукой ребенка передвигаем фигурки в разных направлениях. Постепенно ребенок учится соотносить речь с движением персонажей и начинает действовать самостоятельно. Кроме того, с помощью игр на песке можно изучать грамоту, счет.
Все игры с песком можно разделить по трем направлениям:
· Обучающие (облегчают процесс обучения ребенка);
· Познавательные (с их помощью познается многогранность этого мира);
· Проективные (через них осуществляется диагностика и развитие).
Игры с песком разнообразны: обучающие игры обеспечивают процесс обучения чтению, письму, счету, грамоте; познавательные игры дают возможность детям узнать о многообразии окружающего мира, об истории своего поселка, страны и т.д.; проективные игры откроют потенциальные возможности ребенка, разовьют его творчество и фантазию. Игры с песком способствуют обогащению словарного запаса детей, развитию связной речи, в том числе и творческого рассказывания. Многогранные возможности песочной игротерапии способствуют более качественной коррекции речи и развитию эмоционально-волевой сферы детей с нарушениями речи. Игры с песком, сочетая с другими видами коррекционной работы, позволяют осуществлять интеграцию в процессе развития и обучения. Использование песочной терапии дает положительные результаты. У детей возрастает интерес к занятиям; активизируется словарный запас; развивается зрительная память и мелкая моторика; улучшается эмоциональное состояние детей в общем. Таким образом, можно сделать вывод, что песочная терапия является незаменимым методом в профилактике речевых нарушений у дошкольников и сохранения и укрепления здоровья детей, что служит обязательным условием повышения результативности учебно-воспитательного процесса. Только здоровый ребенок может стать успешной личностью.
Опыт работы показывает, что использование песочной терапии дает положительные результаты:
· у обучающихся значительно возрастает интерес к занятиям;
· обучающиеся чувствуют себя более успешными;
· перенос традиционных обучающих и развивающих заданий в «песочницу» существенно повышает мотивацию к занятиям;
· на занятиях нет места монотонности и скуке.
Песочница - прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. И если ребенок еще плохо говорит и не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в играх с песком все становится возможным.
Архипова Н.В., Царева М.А. Коррекция речевых нарушений у дошкольников средствами песочной терапии // Образовательный альманах. 2024. № 4 (79). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2024/79-1.pdf.
Часто в своей работе мы сталкиваемся с детьми с диагнозом ОВЗ. Что же это такое? Это значит, что данный ребёнок в повседневной жизни отличается от других тем, что имеет физические, психические и сенсорные ограничения.
Такие дети обычно испытывают трудности при общении с другими детьми. Они стремятся к изоляции, отличаются повышенной тревожностью и неуверенностью в своих силах. Поэтому работу с ними начинают с раннего возраста.
Дети с ОВЗ отличаются наличием физических и психических отклонений, которые способствуют формированию нарушения общего развития. Но при создании благоприятных условий, можно избежать большей части проблем с развитием, так как многие нарушения не являются природой между ребёнком и окружающим его миром. Грамотное психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ позволяет детям посещать детский сад, общаться со своими ровесниками, усвоить программный материал, а в дальнейшем обучаться в общеобразовательной школе.
Дети с ОВЗ-это одна из основных проблем неспециализированных детских садов. Поскольку процесс адаптации очень важен для ребёнка, родителей и педагогов. Дети, имеют разные возможности, они должны научиться взаимодействовать и общаться в одной группе, развивать свой потенциал (интеллектуальный, личностный). Это одинаково важно для всех детей, так как позволяет раздвинуть границы окружающего их мира.
В последнее время увеличилось число дошкольников, у которых имеются нарушения речевого развития. Из этого следует не только речевой дефект, но и недоразвитость интеллектуально - познавательной сферы, а также некоторые трудности в поведении. Из-за сложившейся ситуации, количество детей, попадающих в коррекционные группы в детском саду, также растет.
Такие дети имеют отклонения в развитии речи, но слух и интеллект - сохранен. Отметим, что нарушения речи многообразны, они могут проявляться в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи. Для проведения коррекционной работы, очень важно наладить тесный контакт с ребенком, внимательно, бережно относиться к нему. Обучение состоит в коррекции дефекта устной речи и подготовке к усвоению грамоты. Пути решения проблемы зависят от природы дефекта и индивидуальных особенностей ребенка.
В настоящее время значительно возрос интерес специалистов: педагогов, психологов, логопедов к специально организованным занятиям с использованием песка. В системе традиционных и нетрадиционных методов психологической коррекции все больше места занимают специальные техники, куда входят следующие направления: пескотерапия (sand-р1ау), арт-терапия, сказкотерапия. Принцип «терапии песком» был предложен еще Карлом Юнгом психотерапевтом, основателем аналитической терапии. Быть может, естественная потребность «возиться» с песком и сама его структура и подсказали К. Юнгу эту идею. «Песок - великий Актер. То он – новые возможности человека; то становиться его памятью; то играет роль непокорного разрушителя то перевоплощается в податливую субстанцию, из которой можно лепить что угодно». Игра с песком как процесс развития самосознания ребенка и его спонтанной «само терапии» известен с древних времен. Взаимодействуя с песком, ребенок проявляет чудеса фантазии. Волна ли смоет им созданное, или чья-то неосторожная нога раздавит творение, ребенок расстраивается не долго. Чаще всего, он сам готов разрушить созданное, чтобы на прежнем месте с еще большим энтузиазмом приступить к новому строительству. Так один сюжет жизни завершается, уступая место следующему. И так бесконечно.
Именно в песочнице создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность, развивается «мануальный интеллект» ребенка. Поэтому перенос традиционных обучающих и развивающих заданий в песочницу дает дополнительный эффект. С одной стороны, существенно повышается мотивация ребенка к занятиям. С другой стороны, более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов. А если учесть, что песок обладает замечательным свойством «погашать» негативную психическую энергию, то в процессе образовательной работы происходит и гармонизация психоэмоционального состояния ребенка. Песочница может помочь освоить любые темы во время обучения чтению и письму, усвоить разнообразные понятия («Фрукты», «Овощи», «Звери», «Насекомые»). Работать можно и с цветным песком. Иными словами, использование песочницы в педагогической практике дает комплексный образовательно-терапевтический эффект. Сегодня можно говорить о таком эффекте не только по отношению к нормально развивающимся детям, но и их сверстникам с особенностями развития.
Многие дети, начиная говорить, не выговаривают некоторые звуки. У одних малышей это быстро проходит, у других затягивается, и тогда, чтобы справиться с этой проблемой, необходима помощь специалистов. Некоторые дети с возрастом начинают осознавать свой речевой дефект и стесняться его. Страдающий нарушением речи ребенок может быть повышенно агрессивным, или, наоборот, замкнут и подавлен. Дети с нарушениями речи требуют к себе особого внимания. Им требуется помощь логопеда, который работает над звуковой стороной, общим развитием речи, и педагога-психолога, который помогает справиться с их внутренними трудностями.
Кроме нарушения эмоционально-волевой сферы у многих детей с нарушениями развития речи проявляются еще и следующие симптомы: низкое развитие мелкой моторики рук, неразвитость чувства ритма, нарушение речевой памяти, внимания, восприятия (различных видов), более позднее формирование словесно-логического мышления. Все это требует более тщательного подбора методов коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения в развитии речи.
Существуют программы по коррекции речевых нарушений у детей средствами песочной терапии. Отличительной особенностью этих программ является использование песочной терапии в коррекции речевых нарушений ребенка, развитие связной речи, словаря, грамматического строя речи. Они рассматриваются как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей мелкой моторики рук, развития связной речи, словаря, грамматического строя речи, восприятия, мышления, фантазии. Песок - загадочный материал. Он обладает способностью завораживать человека – своей податливостью, способностью принимать любые формы, быть сухим и легким, или ускользающим и влажным, или плотным и пластичным. Песочная терапия - это возможность выразить то, для чего трудно подобрать слова, соприкоснуться с тем, к чему трудно обратиться напрямую, увидеть в себе то, что обычно ускользает от сознательного восприятия. Песочная терапия - это уникальная возможность исследовать свой внутренний мир с помощью множества миниатюрных фигурок, подноса с песком, некоторого количества воды - и ощущения свободы и безопасности самовыражения, возникающей в общении
Цель такой терапии – не менять и не переделывать ребенка, не учить его каким - то специальным поведенческим навыкам, а дать ему возможность быть самим собой. Начинать следует со знакомства с песком, с тактильными ощущениями, появляющимися от взаимодействия с песком. Следующий шаг, который делает педагог, заключается в том, чтобы научить ребенка ставить ладонь на ребро и удерживать в таком положении (песок помогает детям ровно держать ладони). Через некоторое время дети при помощи педагогов могут составлять отпечатками рук различные геометрические формы, что способствует лучшему запоминанию понятия формы, сенсорных эталонов цвета и величины. Параллельно с этим важно помогать детям делать самомассаж песком: перетирать его между пальцами, глубоко зарывать в песок руки. Все это позволяет перейти к упражнениям, направленным на развитие мелкой моторики: пальчики «ходят гулять» по песку, играют на песке, как на пианино, и т.д. После обучения детей манипуляциям с песком можно переходить к предметному конструированию. Можно строить природные ландшафты: реки, озера, моря, горы, долины, по ходу объясняя сущность этих явлений. Так, постепенно дети получают информацию об окружающем мире и принимают участие в его создании. Все песочные картины хорошо сопровождать рассказами педагога. При этом дети манипулируют деревьями, животными, транспортом и даже домами. Такие занятия развивают не только представления об окружающем мире, но и пространственную ориентацию. Как и в любых играх, в играх с песком тоже есть правила безопасной игры
с песком, которые обязательно нужно проговаривать детям: нельзя кидаться песком, нельзя высыпать песок, нельзя брать песок в рот и обсыпать других, играть сухими руками. Для игры в песок можно использовать разные предметы относительно лексических тем. Это и фигурки людей, животные, дома, продукты питания, растения, различный природный материал (камешки, ракушки, перышки и другое), транспорт, другие аксессуары. Игры могут быть: проекционными, в которых ребенок ассоциирует себя с одной фигуркой и строит свой собственный мир; коррекционными, в которых ребенок может создать мир, который будет наполнен страшными и пугающими существами, жуткими ситуациями, то есть ребенок должен проиллюстрировать на песке свои страхи, а потом смело избавиться от них; семейными, когда одновременно мир строят и ребенок, и члены его семьи.
Параллельно можно «писать» на песке. Детям не страшно ошибиться, это не бумага, и легко можно все исправить, если допустили ошибку. И дети на песке пишут с удовольствием. Затем можно приступить к постановке сказок на песке: «Колобок», «Теремок», «Курочка Ряба». Мы рассказываем сказку и рукой ребенка передвигаем фигурки в разных направлениях. Постепенно ребенок учится соотносить речь с движением персонажей и начинает действовать самостоятельно. Кроме того, с помощью игр на песке можно изучать грамоту, счет.
Все игры с песком можно разделить по трем направлениям:
· Обучающие (облегчают процесс обучения ребенка);
· Познавательные (с их помощью познается многогранность этого мира);
· Проективные (через них осуществляется диагностика и развитие).
Игры с песком разнообразны: обучающие игры обеспечивают процесс обучения чтению, письму, счету, грамоте; познавательные игры дают возможность детям узнать о многообразии окружающего мира, об истории своего поселка, страны и т.д.; проективные игры откроют потенциальные возможности ребенка, разовьют его творчество и фантазию. Игры с песком способствуют обогащению словарного запаса детей, развитию связной речи, в том числе и творческого рассказывания. Многогранные возможности песочной игротерапии способствуют более качественной коррекции речи и развитию эмоционально-волевой сферы детей с нарушениями речи. Игры с песком, сочетая с другими видами коррекционной работы, позволяют осуществлять интеграцию в процессе развития и обучения. Использование песочной терапии дает положительные результаты. У детей возрастает интерес к занятиям; активизируется словарный запас; развивается зрительная память и мелкая моторика; улучшается эмоциональное состояние детей в общем. Таким образом, можно сделать вывод, что песочная терапия является незаменимым методом в профилактике речевых нарушений у дошкольников и сохранения и укрепления здоровья детей, что служит обязательным условием повышения результативности учебно-воспитательного процесса. Только здоровый ребенок может стать успешной личностью.
Опыт работы показывает, что использование песочной терапии дает положительные результаты:
· у обучающихся значительно возрастает интерес к занятиям;
· обучающиеся чувствуют себя более успешными;
· перенос традиционных обучающих и развивающих заданий в «песочницу» существенно повышает мотивацию к занятиям;
· на занятиях нет места монотонности и скуке.
Песочница - прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. И если ребенок еще плохо говорит и не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в играх с песком все становится возможным.