НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Гайдукова И.П. Использование схем и интеллект карт как один из путей повышения познавательного интереса старших дошкольников

Оригинaл материала размещен в выпуске № 08 (10) https://f.almanah.su/10.pdf


В настоящее время воспитательно-образовательная деятельность в большинстве ДОУ построена с учетом тематического планирования, при котором каждая календарная неделя подчинена определенной теме. Поток информации велик. От него кругом идет голова не только у воспитателей, но и у детей. Существует проблема, препятствующая получению хороших показателей при мониторинге знаний. Так, с одной стороны – темп, в котором выдается новая информация детям, зачастую не дает возможности получить желаемый результат в детском саду, с другой - недостаточный интерес большинства родителей к образовательной деятельности детей в ДОУ, не позволяет в полной мере вести системную работу по закреплению пройденного материала дома. Для решения указанной проблемы педагогу ДОУ приходиться находиться в постоянном поиске путей и возможностей культивирования познавательного интереса у старшего дошкольника, методов и приемов, способствующих лучшему запечатлению в памяти детей полученных новых сведений.
Одним из таких путей, по мнению автора статьи, является использование воспитателем при работе с детьми дошкольного возраста всем известных интеллект карт и схем, позволяющих сжимать и систематизировать изучаемый материал. Однако, для детей даже старшего дошкольного возраста фиксирование и зашифровывание полученной информации в некую условную систему, а также дальнейшее её расшифровывание является весьма сложным процессом. Поэтому работа педагога в данном направлении должна быть продуманной и осторожной. Навязывание подобного метода, спешка при создании конечного продукта могут привезти к непониманию детьми смысла изложенного на схеме или карте материала, тем самым утратится само значение использования данного метода систематизации и фиксирования изучаемой информации.
Следуя методике фиксирования результатов наблюдений, описанной Е.А. Мартыновой и И.М. Сучковой, лучше начинать работу по составлению интеллект карт и схем с использования готовых фотографий и картинок, т.е. полных изображений, не подменяя их символами. Впоследствии, по мере освоения детьми работы с данным видом материалов, можно вводить схематичные зарисовки и условные знаки, при этом обязательно заранее обговаривать с ребятами (придумывать, выбирать из нескольких) те знаки, которые им наиболее понятны и соответствуют изучаемому предмету или явлению.
Как выстраивается работа воспитателя с детьми? По мере получения дошкольниками представлений по теме недели, накапливания ими сведений об изучаемом вопросе, происходит подбор иллюстрационных материалов (фотографий, картинок, символов) на первых порах – это задача воспитателя, со временем ребята сами с огромным удовольствием подбирают все, что соответствует проблеме. Ближе к концу изучения темы, например на итоговой НОД, совместно с детьми происходит группировка и систематизация материала. Составляются, в зависимости от предмета изучения, схемы или интеллект карта. Педагогу очень удобно такую работу выполнять на ПК, транслируя весь процесс через проектор на большой экран. Данная технология позволяет ребятам «поиграть» с материалом, заменяя с помощью воспитателя выбранные изображения, их расположения в зависимости друг друга, подбирая символы. А полученная в результате такой совместной деятельности схема (интеллект карта) без особого труда впоследствии распечатывается в нужном для работы формате. Впоследствии, после приобретения ребятами элементарных навыков работы со схемами, можно предложить составлять простые схемы об отдельном предмете или явлении самим дошкольникам. В дальнейшем, из нарисованных или иным способом изготовленных детьми схем (их фрагментов) совместно составлять интеллект карты. Главное – пробудить интерес, показать творческую составляющую процесса оформления пособий. Ну, а содержательная составляющая, несущая информацию для детей – задача для педагога, весь материал должен быть достоверным, научно доказанным и соответствовать возрастным особенностям детей.
Отлично зарекомендовал себя способ предоставления детям наглядной схематичной информации по принципу: «Уже знаю. Узнаю. Хочу узнать». В этом случае работа с материалом не является стихийной. В течение трех недель схема находится на глазах ребят. «Уже знаю» - содержится разработанная совместно с детьми готовая схема по пройденной теме. «Узнаю» - происходит накапливание материала по мере изучения вопроса по изучаемой на данной неделе теме. «Хочу узнать» - ставится проблема, вопрос, а может быть и готовая схема, которая, впоследствии будет дорабатываться совместно с детьми в процессе изучения следующей темы. Понятно, что при таком принципе размещения охватываются три темы: пройденная, изучаемая и та, которая будет изучаться. В зависимости от познаваемой детьми темы материал располагается в определенной групповой зоне (познание, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие и др.). Иногда схема может быть создана и не запланировано, например: по запросу детей или желанию педагога.
Схемы и карты накапливаются от темы к теме, что позволяет постепенно формировать альбомы, папки, с которыми дети могут оперировать в процессе самостоятельной деятельности: бесед, при организации сюжетно-ролевых игр и пр. Большинство ребят, хорошо читая схемы и карты, с удовольствием делятся знаниями с детьми, пропустившими изучение темы. А еще, оказалось, что рассматривание ранее разработанных схем - возвращение к пройденному зафиксированному материалу, позволяет ребятам увидеть закономерности и связи между разными темами, что дает им возможность чувствовать себя первооткрывателями и стимулирует их познавательный интерес.
Умение составлять и «читать» схемы и интеллект карты не только дает хороший результат в систематизации у детей знаний и полученных представлений, развитии их речи, но и способствует налаживанию эффективного взаимодействия между педагогами и родителями. Как это происходит? Можно предложить родителям изготовить и использовать так называемый «организатор». Это элементарное пособие, для изготовления которого потребуется совсем немного: лист бумаги формата А 4, карандаш или карандаши и от 5 до 15 минут в день родительского внимания к своему чаду.
Взяв лист и разделив его на 8 равных частей (сделать это очень просто, согнув его три раза пополам) – получаем «организатор». Каждый, получившийся прямоугольник – день недели. И все, что требуется делать детям – это ежедневно, приходя домой, зарисовывать то, о чем они узнали в этот день (Внимание! «узнали», а не «делали»). А задача родителей - расспросить о том, что нарисовано, тем самым закрепив у ребенка пройденный материал и проведя работу по развитию его речи. Первое время родителям, возможно, придется настаивать на том, чтобы дети брали и заполняли свои «организаторы» вечером, но постепенно работа с этими листочками превратится в приятное времяпрепровождение, и совсем скоро, придя домой, ребята без напоминания будут браться за карандаш, а это и есть наша цель! Прямоугольники выходных дней можно заполнять на усмотрение родителей или детей. Так, в начале недели ребенок может нарисовать свои пожелания по поводу того, как он хочет провести выходные, и взрослые будут знать его предпочтения. Или же, дети заполняют их уже после того, как прошел выходной день, а затем, в понедельник, приносят свои рисунки в детский сад и с удовольствием, рассказывая о прошедших выходных, проводят работу по развитию связной речи. И, наконец, пустой прямоугольник. Его заполнение зависит от фантазии участников: он может быть планирующим, оценочным, мотивирующим или каким-то другим. А заполнять его может любой участник (взрослый или ребенок).
Такой нехитрый прием, как совместное с детьми создание схем и интеллект карт, обязательно принесет свои плоды и позволит превратить процесс познания в увлекательное занятие с подбором картинок, символов или рисованием. Закрепление пройденного материала дома позволяет «разложить все по полочкам», развивает речь детей, делает их более организованными, что особенно важно «на пороге школы»! Ну, и самое главное, позволяет родителям отслеживать уровень погружения ребенка в тему недели, быть в курсе его садиковских дел и предоставляет великолепную возможность приятного продуктивного совместного времяпрепровождения!

Библиографический список

1. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий / авт. – сост. Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова. – Изд. 3-е, испр. – Волгоград: Учитель. – 333с.
i.gaidukova2016@yandex.ru; +7(902)6320799.
2018