Оригинал материала размещен в выпуске № 5 (43) https://f.almanah.su/43.pdf
В современном обществе всё большую популярность приобретает профессия – программист ЭВМ. Сейчас повсеместно труд человека заменяют роботы. По ФГОСУ робототехнике уделяется пристальное внимание. Мы также много работаем в этом направлении и для формирования первоначальных навыков программирования, используем также много других различных технологий. Среди них и очень результативная и увлекательная ТРИЗ –технология – это метод матриц. Данный метод способствует одновременному развитию таких мыслительных операций, как анализ, синтез, обобщение, сравнение. Через данный вид поисковой деятельности мы не сообщаем новые знания, а обучаем способам самостоятельного добывания информации, что также является основным требованием ФГОСА. Автором метода является швейцарский астрофизик Фриц Цвикки. Суть метода заключается в том, что мыслительные операции осуществляется с помощью таблицы, в которой по вертикали и горизонтали выставляются какие –либо показатели. Пересечение значений этих показателей и является основой аналитической деятельности.
Работу с матрицами можно начинать с 3 –летнего возраста, постепенно увеличивая количество рассматриваемых объектов и их признаков. К середине средней группы детям предлагаются морфологические таблицы без готового объекта: в верхней строке указывается несколько признаков, в столбцах располагаются их значения.
Этапы работы с таблицей:
На первом этапе детям предлагается незаполненная таблица с заданными признаками – форма, цвет, количество – и нарисованный объект из геометрических фигур. Дети раскрашивают объект любым цветом, далее, анализируя свою работу, заполняют таблицу, указывая из каких фигур состоит объект, какого цвета и в каком количестве.(задание) (работа, выполненная ребёнком)
На втором этапе детям дают заполненную морфологическую таблицу и нераскрашенный объект. Дети анализируют таблицу и раскрашивают свой объект уже по заданным параметрам.
(задание) (работа, выполненная ребёнком)
На третьем этапе детям предлагается только заполненная таблица. Дети должны создать свой объект, используя только данные таблицы и воображение.
(задание) (работа, выполненная ребёнком)
На последующих этапах дети должны из нескольких объектов выбрать тот, который соответствует заполненной таблице (игра «Узнай рисунок»). На данном этапе в таблицу добавляются такие признаки, как размер и место расположения фигур в пространстве. Это усложняет мыслительные операции.
В старшем возрасте на конструировании объекты становятся более сложные, так как увеличивается количество признаков
(объекты для старших дошкольников) (матрица «Рыбка» №4)
Этапы работы с матрицами в старшем дошкольном возрасте:
1.На первом этапе дети рассматривают объект и заполняют матрицу. (Обычно дети испытывают затруднения при определении места частей объекта на плоскости, поэтому мы используем ориентиры).2.На втором этапе дети получают матрицу карточку и отбирают детали для конструирования в соответствии с заданными признаками.
3. На третьем этапе дети выполняют конструирование.
Таким образом, ТРИЗ – технологии в детском саду от младшей до подготовительной групп дают положительный результат, побуждая детей к активной мыслительной деятельности, даря радость творческих открытий, реализуя детское «Я сам!».
Библиографический список:
1.Гин Светлана. Занятия по ТРИЗ в детском саду. Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Светлана Гин. - Москва: Гостехиздат, 20192.Альтшуллер Генрих. Введение в ТРИЗ – теорию решения изобретательских задач / Генрих Альтшуллер. - М.: Альпина Диджитал, 2017
3.Бухвалов, В. А. Общая методика развивающего образования (с применением ТРИЗ) / В.А. Бухвалов. - М.: Эксперимент, 2017
4.Кашкаров, А. Домашнее образование с элементами ТРИЗ. Воспитываем в эпоху интернета / А. Кашкаров. - М.: Солон-Пресс, 2018.