Библиографическое описание:
Кощеева Т.В. Внеклассное мероприятие по математике для обучающихся 5-6 классов «Математический брейн-ринг» // Образовательный альманах. 2023. № 4 (66). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/66-2.pdf
Цели мероприятия: расширить знания учащихся по предмету; показать использование математических знаний в других науках; развивать познавательный интерес, интеллект; формировать дружеские, товарищеские отношения через положительную оценку таких качеств, как работа в команде, стремление к взаимопомощи, сотрудничеству, воспитывать стремление к непрерывному совершенствованию своих знаний.
Задачи
Образовательные:
расширение кругозора, формирование представлений о математике как универсальном средстве моделирования явлений и процессов, о её применении в различных сферах деятельности человека;
Развивающие:
развитие логического мышления, познавательных и творческих способностей посредством элементов игры, соревнования; принятие самостоятельных решений в проблемных ситуациях в условиях нестандартных практических задач;
Воспитательные:
формирование культуры общения со сверстниками, развитие коммуникативных способностей учащихся, привитие интереса к предмету.
Формируемые УУД:
Личностные: формирование положительно го отношения к учению, по знавательной деятельности, желания при обретать новые знания, умения, совершенство вать имеющиеся.
Познавательные: умение анализировать информацию, понимать практическую значимость математических вычислений, выдвигать и обос новывать гипотезы, предлагать спо собы их проверки;
Коммуникативные: умение
слушать и слы шать друг друга; с достаточной пол нотой и точностью выражать свои мысли; эффективно сотрудничать и способствовать про дуктивной кооперации.
Регулятивные: выделять количе ственные характеристики объектов, заданные словами; составлять точный алгоритм действий и реализовывать его.
Используемые технологии: личностно-ориентированная, информационно-коммуникативная, проблемно-диалогическая, здоровье сбережения, системно – деятельностная, дифференцированного обучения.
Формы работы: коллективная, творческая, ролевая игра
Используемые ИКТ: компьютер, мультимедийная установка, презентация
Материалы и оборудование: Карточки с заданиями, фломастеры, карандаши, декорации учащихся для инсценировки домашнего задания, таблица результатов, одноминутные песочные часы, черный ящик, мелодии к игре, портреты известных математиков.
Межпредметные связи: математика – литература; математика – русский язык; математика – история; математика – музыка.
Тип мероприятия: Повторительно- обобщающий
Форма проведения: игра.
Структура мероприятия
1. Вступительное слово учителя. Представление команд.
Предмет математики настолько серьёзен, что полезно не упускать случаев делать его немного занимательным. В. Паскаль
Ведущий:
Почему торжественно вокруг?
Слышите, как быстро смолкла речь?
Это о царице всех наук
Начинаем мы сегодня вечер.
Не случайно ей такой почет.
Это ей дано давать ответы,
Как хороший выполнить расчет
Для постройки здания, ракеты.
Есть о математике молва,
Что она в порядок ум приводит,
Потому хорошие слова
Часто говорят о ней в народе.
Нам, ты математика, даешь
Для победы трудностей закалку,
Учится с тобою молодежь
Развивать и волю и смекалку.
И за то, что в творческом труде
Выручаешь в трудные моменты,
Мы, сегодня искренне тебе
Посылаем гром аплодисментов.
Тем, кто учит математику,
Тем, кто учит математике,
Тем, кто любит математику,
Тем, кто еще не знает,
Что может полюбить математику,
Наша викторина посвящается. (М. Борзаковский)
Сегодня играют:
Учащиеся:
Команда «Радиус»: радостные, активные, дружные, изобретательные, умные, спортивные.
Команда «Фигура»: физкультурники, инициативные, грамотные, умелые,
развеселые, азартные.
Приветствие команд:
Команда «Радиус» (на мелодию народных частушек)
Математику учить,
Что по бурному морю плыть:
Коль не знаешь, как грести,
То тебе не вылезти. Ох!
Вот фигура к нам пришла,
Мы желаем ей добра.
И приветствуем мы их
Как соперников своих. Ох!
Ну, а нашему жюри
Пожелать мы что могли:
Чтобы нам оценку «5»
Постоянно получать!
Команда «Фигура» (на мотив песни «Московские окна»).
Мы пришли сегодня к вам, друзья,
Нам без знаний жить никак нельзя.
И пусть кризисы вокруг,
Будем мы учиться, друг,
И станет шире знаний наших круг!
Мы приветствуем своих гостей,
Мы приветствуем учителей,
И, конечно, же жюри,
Справедливо чтоб они оценки ставить
Нам сейчас могли!
И, конечно, «Радиус», привет!
Будем мы сражаться – спору нет.
Чтоб все в игре прошло без заминки, ее мы начнем….
Ну, конечно, с разминки!
II. Разминка
Вопросы I команде:
1. Натуральные числа – это…. (числа, которые используют для счета предметов и указания порядковых номеров)
2. 52 (25)
3. Какая дробь называется правильной? (числитель меньше знаменателя)
4. а*0 (ноль)
5. 1 куб. м = ___ куб. дм (1000)
6. Что больше 7/9 или 5/4? (5/4)
7. Наибольшее двузначное число? (99)
8. Формула пути (s = v*t)
9. Периметр – это… (сумма длин всех сторон)
10. Что найдем, если площадь прямоугольника разделим на его ширину? (длину)
11. 4*х=12, х=? (3)
12. Чтобы найти неизвестный множитель, нужно… (произведение разделить на известный множитель)
13. Острый угол – это… (угол больше 0, но меньший 90 градусов)
14. 8/17 + 9/17 = (1)
15. 3а + 2а = (5а)
16. Сколько вершин у квадрата? (4)
17. Чему равно наименьшее простое число? (2)
18. Какое число делится на все числа без остатка? (ноль)
19. 0,52 – это ___ % (0,52)
20. Чему равна ¼ часть часа? (15 мин)
Вопросы II команде:
1. 0: а (ноль)
2. 23 (8)
3. Какая дробь называется неправильной? (числитель больше знаменателя)
4. 6а-а (5а)
5. Площадь прямоугольника …. (длину умножить на ширину)
6. Что больше 3/2 или 9/11? (3/2)
7. Наименьшее двузначное число (10)
8. Что найдем, если путь разделим на скорость? (время)
9. Тупой угол – это… (больший 90, но меньший 180 градусов)
10. 5/7 – 3/7 (2/7)
11. Сложить дроби с одинаковыми знаменателями…. (сложить числители, знаменатели оставить без изменения)
12. 5у=30, у -? (6)
13. 1 куб. см = ___ куб. мм (1000)
14. Чтобы найти делитель, нужно… (делимое разделить на частное)
15. Сколько вершин у шестиугольника? (6)
16. Целые числа – это… (натуральные, противоположные натуральным, 0)
17. Число, противоположное -5…. (5)
18. Представьте 8 в виде произведения простых множителей (2*2*2)
19. Чему равна 1/3 часа? (20 минут)
20. ¼ = ___% (25 %)
Жюри подводит итоги двух конкурсов.
II гейм. «Заморочки из бочки»
Учащиеся каждой команды поочередно вытягивают бочонки с номерами из бочки и отвечают на соответствующий номеру вопрос.
1. Зайцы пилят бревно. Они сделали 10 распилов. Сколько получилось чурбачков? (11)
2. Кирпич весит 2 кг и еще полкирпича. Сколько весит кирпич? (4)
3. Сколько углов в квадратной комнате? (8)
4. На руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках? (50)
5. Как 666 увеличить в 1,5 раза, не производя над ним арифметических действий?
6. Какая из дробей лишняя 3/8,12/17,25/18,112/127?
7. Человек разглядывает портрет. «Чей это портрет Вы рассматриваете?», - спрашивают его. И человек отвечает: «В семье я рос один, как перст один! И все же отец того, кто на портрете – сын моего отца!» Чей портрет разглядывает человек? (свой)
8. Поезд отправляется из Бостона в Нью – Йорк. Через час другой поезд отправляется из Нью – Йорка в Бостон. Оба поезда идут с одной и той же скоростью. Какой из них в момент встречи будет находиться на меньшем расстоянии от Бостона? (на одинаковом)
III гейм. «Дальше, дальше…»
Ну, а теперь команды, стоп.
Математический калейдоскоп!
Кто в терминах не знает затрудненья
Ответит всё сейчас без промедленья.
За одну минуту командам необходимо успеть ответить на вопросы:
I команда
Слова на букву «К»:
1. Геометрическая фигура, четырехугольник (квадрат)
2. 1000м -____? (километр)
3. Число, которое делится на а без остатка? (кратное)
4. Единица массы (килограмм)
5. Есть у растения и у уравнения (корень)
6. Геометрическая фигура, площадь которой вычисляется по формуле S=ПR2 (круг)
II команда
Слова на букву «Д»:
1. Арифметическое действие (деление)
2. Число, на которое делят (делитель)
3. Он есть у окружности (диаметр)
4. Она живет в двухэтажном доме. Бывает правильной и неправильной. (дробь)
5. Ее можно измерить с помощью линейки у отрезка (длина)
6. Дроби бывают обыкновенные и …… (десятичные)
Жюри подводит итоги конкурсов.
IV гейм «Разрезание»
Каждой команде выдается лист с заданием. Квадрат содержит 16 клеток. Разделите квадрат на две равные части так, чтобы линия разреза проходила по сторонам клеток.
Ответ: 4 способа
Игра с болельщиками
Сейчас для болельщиков конкурс у нас.
Они пусть покажут смекалку и класс.
Команды свои пусть поддержат хоть баллом,
Ведь им от команд отстаивать не пристало.
1. Вы вошли в темную комнату. В коробке у вас всего одна спичка. В комнате находится свеча, керосиновая лампа, готовая к растопке речь. Что вы зажжете в первую очередь?
2. Что легче, 1 кг пуха или 1 кг железа? (одинаковы)
3. Когда делимое и частное равны между собой? (делитель 1)
4. Какими должны быть два числа в последовательности:
10;8;11;9;12;10;13;… (11;9)
5. К Айболиту на прием пришли звери: все, кроме двух, собаки; все, кроме двух, - кошки; все, кроме двух – зайцы! Сколько животных пришло к Айболиту? (3)
Эстафета «Передай другому»
Шесть болельщиков каждой команды поочередно подбегают к столу с 6 заданиями, правильному ответу на каждое из которых, соответствует буква. В итоге команда должна угадать слово.
Ответы: зяблик, барсук.
«Отгадай ребусы»
Ответы: вершина, знаменатель, треугольник, вычитаемое, минус, диагональ.
V Гейм. «Числа»
Число – как много в этом звуке
Для математики, друзья!
Но и в простой, обычной жизни
Без чисел нам никак нельзя.
Числа вторгаются в каждый наш день: встать в 7 ч, успеть к 9 ч.
Мы настолько привыкли к этому, что не придаем числам особого значения, но так было не всегда. Древние люди считали числа особым кодом, часто придавая им сказочный и мифический смысл. Например, число «7» считалось магическим (7 цветов радуги, 7 тонов музыки), а «13» - наоборот, число несчастливое (чертова дюжина); число «3» получило название священного. Древние пифагорейцы считали его совершенным и обозначали его в виде треугольника.
Итак, наш конкурс посвящен числам.
1. Вам, наверное, знакома басня И.А. Крылова «Волк и ягненок». Автор утверждает: «У сильного всегда бессильный виноват: тому в истории мы тьму примеров слышим».
Вопрос: Какое число встречается в этих строках, и как оно переводилось у народов?
(Тьма. Очень много, десять тысяч, сотня сотен)
2. Назвать строки из пословиц, стихотворений, сказок, где есть числа.[1 c.10]
Вопросы болельщикам:
Угадайте мелодию и скажите фразу, в которой будет математический термин.
Ответы:
1. «Учат в школе» («…к четырем прибавить два»)
2. «Вместе весело шагать по просторам» («...раз дощечка, два дощечка…»)
3. «Крокодил Гена» («..и подарит 500 эскимо»)
4. «В траве сидел кузнечик» («… он ел одну лишь травку»)
5. «Школьные годы» («Здесь десять классов пройдено…»
6. «Там вдали за рекой…» («… сотня юных бойцов»)
VI Гейм. Конкурс капитанов.
1. Перед вами портреты известных математиков. Задание: Расположите их в хронологической последовательности, начиная с древности.
Учитель задает вопрос учащимся о том, какой вклад внес каждый из них в становление и развитие математики как науки? (просмотр слайдов презентации)
2. Значения слов указываются в толковом словаре. Но бывает интересным узнать и о происхождении слов. У некоторых математических слов оно сразу понятно. Например, «делимое» - ясно, так назвали число, которое делят на другое число, т.е. это слово происходит от глагола «делить». Еще пример: «вычитаемое» - от глагола «вычитать».
Вопрос: От какого слова произошло слово «точка»?
Ответ: От русского слова «ткнуть» - результат мгновенного прикосновения, укола; Н.А. Лобачевский: от слова «точить», -результат прикосновения отточенного пера.
3. Черный ящик. Это изобретение Древних Вавиловян. С этой «рукописью» вы встречались еще в начальной школе. Она основа математических вычислений. Это в черном ящике? (Таблица умножения)
4. Переложите одну спичку так, чтобы равенство стало верным.
X = VIII – III
IV – V = I
5. Кто самый внимательный?
Расскажу я вам рассказ
В полтора десятка фраз.
Лишь скажу я цифру три,
Приз немедленно бери! (на столе лежит конфета)
Однажды щуку мы поймали.
И рассмотрели, что внутри.
Рыбёшек мелких увидали,
И не одну, а целых..две!
Мечтает мальчик закалённый
Стать олимпийским чемпионом.
Смотри, на старте не хитри.
А жди команду: - Раз, два, ….марш!
Когда стихи запомнить хочешь,
Их не зубри до поздней ночи,
А про себя их повтори.
Разок, другой, а лучше…. семь.
Однажды поезд на вокзале
Мне три часа пришлось прождать!
Ну что ж, друзья, вы приз не взяли,
Когда была возможность взять?
VII Гейм. Домашнее задание
Сказку не простую, а математическую
Вам сейчас покажут без прикрас.
Может быть, там будет что-то фантастическое.
Что ж, мы начинаем слушать их рассказ.
Команда «Радиус»: инсценировка стихотворения С. Маршака «Вот это ноль - иль ничего».
Вот это ноль иль ничего.
Послушай сказку про него.
Сказал весёлый, круглый ноль
Соседке-единице:
- С тобою рядышком позволь
Стоять мне на странице!
Она окинула его
Сердитым, гордым взглядом:
- Ты, ноль, не стоишь ничего.
Не стой со мною рядом!
Ответил ноль: - Я признаю,
Что ничего не стою,
Но можешь стать ты десятью,
Коль буду я с тобою.
Так одинока ты сейчас,
Мала и худощава,
Но будешь больше в десять раз,
Когда я стану справа.
Напрасно думают, что ноль
Играет маленькую роль.
Мы двойку в двадцать превратим.
Из троек и четвёрок
Мы можем, если захотим,
Составить тридцать, сорок.
Пусть говорят, что мы ничто, -
С двумя нолями вместе
Из единицы выйдет сто,
Из двойки - целых двести!
Команда «Фигура»: инсценировка стихотворения Е. Панина
«Треугольник и квадрат».
Жили-были два брата,
Треугольник с Квадратом.
Старший – квадратный,
Добродушный, приятный.
Младший – треугольный,
Вечно недовольный!
Стал расспрашивать Квадрат:
«От чего ты злишься, брат?!»
Тот кричит ему: «Смотри,
Ты полней меня и шире,
У меня углов-то три,
У тебя же их – четыре!»
Но ответил старший брат:
«Я же старше, я Квадрат».
И сказал ещё нежнее:
«Не известно, кто нужнее!»
Но настала ночь, и к брату,
Натыкаясь на столы,
Младший лезет воровато
Срезать старшему - углы…
Уходя, сказал:
«Приятных я тебе желаю снов!
Спать ложился, – был Квадратом,
А проснёшься, - без углов!»
Но наутро младший брат
Страшной мести был не рад.
Посмотрел он, - «Нет Квадрата»,
Онемел, стоял без слов!
Вот так месть! Теперь у брата
Восемь новеньких углов!
Звучат аплодисменты ребятам. Жюри подводит итоги конкурсов
Подведение итогов
Вот и закончилась игра.
Результат узнать пора.
Кто же лучше всех трудился
И в турнире отличился?
Рефлексия
Предлагает закончить любое из понравившихся предложений:
- На этом мероприятии я ….
- Я повторил...
- Новыми для меня стали сведения о..
Награждение команд грамотами, а самых активных болельщиков поощрительными призами
Приложение
Таблица результатов
Оценивание команд жюри:Конкурс «Приветствие» - максимальная оценка «5» баллов
«Разминка» - по 1 баллу за правильный ответ
«Заморочки из бочки» - по 1 баллу оцениваются задания с 1 по 6, задания 7 и 8 оцениваются 2 баллами.
Гейм «Разрезание» - по 1 баллу за каждый способ
Игра с болельщиками - по 0.5 балла за правильный ответ
Эстафета «Передай другому» - 3 балла
«Числа» - по 1 баллу
Конкурс капитанов – максимальная оценка 5 баллов
Список использованной литературы:
1. Газета «Математика в школе» № 45, 2000 г.
2. Математика в стихах: задачи, сказки, рифмованные правила. 5-11 классы/ авт-сост. О.В. Панищева. – Волгоград: Учитель, 2013. – 219 с.
3. Я иду на урок математики. 5 класс. Книга для учителя. –М.: Издательство «Первое сентября», 2001. – 352 с.: ил.
Кощеева Т.В. Внеклассное мероприятие по математике для обучающихся 5-6 классов «Математический брейн-ринг» // Образовательный альманах. 2023. № 4 (66). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/66-2.pdf
Цели мероприятия: расширить знания учащихся по предмету; показать использование математических знаний в других науках; развивать познавательный интерес, интеллект; формировать дружеские, товарищеские отношения через положительную оценку таких качеств, как работа в команде, стремление к взаимопомощи, сотрудничеству, воспитывать стремление к непрерывному совершенствованию своих знаний.
Задачи
Образовательные:
расширение кругозора, формирование представлений о математике как универсальном средстве моделирования явлений и процессов, о её применении в различных сферах деятельности человека;
Развивающие:
развитие логического мышления, познавательных и творческих способностей посредством элементов игры, соревнования; принятие самостоятельных решений в проблемных ситуациях в условиях нестандартных практических задач;
Воспитательные:
формирование культуры общения со сверстниками, развитие коммуникативных способностей учащихся, привитие интереса к предмету.
Формируемые УУД:
Личностные: формирование положительно го отношения к учению, по знавательной деятельности, желания при обретать новые знания, умения, совершенство вать имеющиеся.
Познавательные: умение анализировать информацию, понимать практическую значимость математических вычислений, выдвигать и обос новывать гипотезы, предлагать спо собы их проверки;
Коммуникативные: умение
слушать и слы шать друг друга; с достаточной пол нотой и точностью выражать свои мысли; эффективно сотрудничать и способствовать про дуктивной кооперации.
Регулятивные: выделять количе ственные характеристики объектов, заданные словами; составлять точный алгоритм действий и реализовывать его.
Используемые технологии: личностно-ориентированная, информационно-коммуникативная, проблемно-диалогическая, здоровье сбережения, системно – деятельностная, дифференцированного обучения.
Формы работы: коллективная, творческая, ролевая игра
Используемые ИКТ: компьютер, мультимедийная установка, презентация
Материалы и оборудование: Карточки с заданиями, фломастеры, карандаши, декорации учащихся для инсценировки домашнего задания, таблица результатов, одноминутные песочные часы, черный ящик, мелодии к игре, портреты известных математиков.
Межпредметные связи: математика – литература; математика – русский язык; математика – история; математика – музыка.
Тип мероприятия: Повторительно- обобщающий
Форма проведения: игра.
Структура мероприятия
1. Вступительное слово учителя. Представление команд.
Предмет математики настолько серьёзен, что полезно не упускать случаев делать его немного занимательным. В. Паскаль
Ведущий:
Почему торжественно вокруг?
Слышите, как быстро смолкла речь?
Это о царице всех наук
Начинаем мы сегодня вечер.
Не случайно ей такой почет.
Это ей дано давать ответы,
Как хороший выполнить расчет
Для постройки здания, ракеты.
Есть о математике молва,
Что она в порядок ум приводит,
Потому хорошие слова
Часто говорят о ней в народе.
Нам, ты математика, даешь
Для победы трудностей закалку,
Учится с тобою молодежь
Развивать и волю и смекалку.
И за то, что в творческом труде
Выручаешь в трудные моменты,
Мы, сегодня искренне тебе
Посылаем гром аплодисментов.
Тем, кто учит математику,
Тем, кто учит математике,
Тем, кто любит математику,
Тем, кто еще не знает,
Что может полюбить математику,
Наша викторина посвящается. (М. Борзаковский)
Сегодня играют:
Учащиеся:
Команда «Радиус»: радостные, активные, дружные, изобретательные, умные, спортивные.
Команда «Фигура»: физкультурники, инициативные, грамотные, умелые,
развеселые, азартные.
Приветствие команд:
Команда «Радиус» (на мелодию народных частушек)
Математику учить,
Что по бурному морю плыть:
Коль не знаешь, как грести,
То тебе не вылезти. Ох!
Вот фигура к нам пришла,
Мы желаем ей добра.
И приветствуем мы их
Как соперников своих. Ох!
Ну, а нашему жюри
Пожелать мы что могли:
Чтобы нам оценку «5»
Постоянно получать!
Команда «Фигура» (на мотив песни «Московские окна»).
Мы пришли сегодня к вам, друзья,
Нам без знаний жить никак нельзя.
И пусть кризисы вокруг,
Будем мы учиться, друг,
И станет шире знаний наших круг!
Мы приветствуем своих гостей,
Мы приветствуем учителей,
И, конечно, же жюри,
Справедливо чтоб они оценки ставить
Нам сейчас могли!
И, конечно, «Радиус», привет!
Будем мы сражаться – спору нет.
Чтоб все в игре прошло без заминки, ее мы начнем….
Ну, конечно, с разминки!
II. Разминка
Вопросы I команде:
1. Натуральные числа – это…. (числа, которые используют для счета предметов и указания порядковых номеров)
2. 52 (25)
3. Какая дробь называется правильной? (числитель меньше знаменателя)
4. а*0 (ноль)
5. 1 куб. м = ___ куб. дм (1000)
6. Что больше 7/9 или 5/4? (5/4)
7. Наибольшее двузначное число? (99)
8. Формула пути (s = v*t)
9. Периметр – это… (сумма длин всех сторон)
10. Что найдем, если площадь прямоугольника разделим на его ширину? (длину)
11. 4*х=12, х=? (3)
12. Чтобы найти неизвестный множитель, нужно… (произведение разделить на известный множитель)
13. Острый угол – это… (угол больше 0, но меньший 90 градусов)
14. 8/17 + 9/17 = (1)
15. 3а + 2а = (5а)
16. Сколько вершин у квадрата? (4)
17. Чему равно наименьшее простое число? (2)
18. Какое число делится на все числа без остатка? (ноль)
19. 0,52 – это ___ % (0,52)
20. Чему равна ¼ часть часа? (15 мин)
Вопросы II команде:
1. 0: а (ноль)
2. 23 (8)
3. Какая дробь называется неправильной? (числитель больше знаменателя)
4. 6а-а (5а)
5. Площадь прямоугольника …. (длину умножить на ширину)
6. Что больше 3/2 или 9/11? (3/2)
7. Наименьшее двузначное число (10)
8. Что найдем, если путь разделим на скорость? (время)
9. Тупой угол – это… (больший 90, но меньший 180 градусов)
10. 5/7 – 3/7 (2/7)
11. Сложить дроби с одинаковыми знаменателями…. (сложить числители, знаменатели оставить без изменения)
12. 5у=30, у -? (6)
13. 1 куб. см = ___ куб. мм (1000)
14. Чтобы найти делитель, нужно… (делимое разделить на частное)
15. Сколько вершин у шестиугольника? (6)
16. Целые числа – это… (натуральные, противоположные натуральным, 0)
17. Число, противоположное -5…. (5)
18. Представьте 8 в виде произведения простых множителей (2*2*2)
19. Чему равна 1/3 часа? (20 минут)
20. ¼ = ___% (25 %)
Жюри подводит итоги двух конкурсов.
II гейм. «Заморочки из бочки»
Учащиеся каждой команды поочередно вытягивают бочонки с номерами из бочки и отвечают на соответствующий номеру вопрос.
1. Зайцы пилят бревно. Они сделали 10 распилов. Сколько получилось чурбачков? (11)
2. Кирпич весит 2 кг и еще полкирпича. Сколько весит кирпич? (4)
3. Сколько углов в квадратной комнате? (8)
4. На руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках? (50)
5. Как 666 увеличить в 1,5 раза, не производя над ним арифметических действий?
6. Какая из дробей лишняя 3/8,12/17,25/18,112/127?
7. Человек разглядывает портрет. «Чей это портрет Вы рассматриваете?», - спрашивают его. И человек отвечает: «В семье я рос один, как перст один! И все же отец того, кто на портрете – сын моего отца!» Чей портрет разглядывает человек? (свой)
8. Поезд отправляется из Бостона в Нью – Йорк. Через час другой поезд отправляется из Нью – Йорка в Бостон. Оба поезда идут с одной и той же скоростью. Какой из них в момент встречи будет находиться на меньшем расстоянии от Бостона? (на одинаковом)
III гейм. «Дальше, дальше…»
Ну, а теперь команды, стоп.
Математический калейдоскоп!
Кто в терминах не знает затрудненья
Ответит всё сейчас без промедленья.
За одну минуту командам необходимо успеть ответить на вопросы:
I команда
Слова на букву «К»:
1. Геометрическая фигура, четырехугольник (квадрат)
2. 1000м -____? (километр)
3. Число, которое делится на а без остатка? (кратное)
4. Единица массы (килограмм)
5. Есть у растения и у уравнения (корень)
6. Геометрическая фигура, площадь которой вычисляется по формуле S=ПR2 (круг)
II команда
Слова на букву «Д»:
1. Арифметическое действие (деление)
2. Число, на которое делят (делитель)
3. Он есть у окружности (диаметр)
4. Она живет в двухэтажном доме. Бывает правильной и неправильной. (дробь)
5. Ее можно измерить с помощью линейки у отрезка (длина)
6. Дроби бывают обыкновенные и …… (десятичные)
Жюри подводит итоги конкурсов.
IV гейм «Разрезание»
Каждой команде выдается лист с заданием. Квадрат содержит 16 клеток. Разделите квадрат на две равные части так, чтобы линия разреза проходила по сторонам клеток.
Ответ: 4 способа
Игра с болельщиками
Сейчас для болельщиков конкурс у нас.
Они пусть покажут смекалку и класс.
Команды свои пусть поддержат хоть баллом,
Ведь им от команд отстаивать не пристало.
1. Вы вошли в темную комнату. В коробке у вас всего одна спичка. В комнате находится свеча, керосиновая лампа, готовая к растопке речь. Что вы зажжете в первую очередь?
2. Что легче, 1 кг пуха или 1 кг железа? (одинаковы)
3. Когда делимое и частное равны между собой? (делитель 1)
4. Какими должны быть два числа в последовательности:
10;8;11;9;12;10;13;… (11;9)
5. К Айболиту на прием пришли звери: все, кроме двух, собаки; все, кроме двух, - кошки; все, кроме двух – зайцы! Сколько животных пришло к Айболиту? (3)
Эстафета «Передай другому»
Шесть болельщиков каждой команды поочередно подбегают к столу с 6 заданиями, правильному ответу на каждое из которых, соответствует буква. В итоге команда должна угадать слово.
Ответы: зяблик, барсук.
«Отгадай ребусы»
Ответы: вершина, знаменатель, треугольник, вычитаемое, минус, диагональ.
V Гейм. «Числа»
Число – как много в этом звуке
Для математики, друзья!
Но и в простой, обычной жизни
Без чисел нам никак нельзя.
Числа вторгаются в каждый наш день: встать в 7 ч, успеть к 9 ч.
Мы настолько привыкли к этому, что не придаем числам особого значения, но так было не всегда. Древние люди считали числа особым кодом, часто придавая им сказочный и мифический смысл. Например, число «7» считалось магическим (7 цветов радуги, 7 тонов музыки), а «13» - наоборот, число несчастливое (чертова дюжина); число «3» получило название священного. Древние пифагорейцы считали его совершенным и обозначали его в виде треугольника.
Итак, наш конкурс посвящен числам.
1. Вам, наверное, знакома басня И.А. Крылова «Волк и ягненок». Автор утверждает: «У сильного всегда бессильный виноват: тому в истории мы тьму примеров слышим».
Вопрос: Какое число встречается в этих строках, и как оно переводилось у народов?
(Тьма. Очень много, десять тысяч, сотня сотен)
2. Назвать строки из пословиц, стихотворений, сказок, где есть числа.[1 c.10]
Вопросы болельщикам:
Угадайте мелодию и скажите фразу, в которой будет математический термин.
Ответы:
1. «Учат в школе» («…к четырем прибавить два»)
2. «Вместе весело шагать по просторам» («...раз дощечка, два дощечка…»)
3. «Крокодил Гена» («..и подарит 500 эскимо»)
4. «В траве сидел кузнечик» («… он ел одну лишь травку»)
5. «Школьные годы» («Здесь десять классов пройдено…»
6. «Там вдали за рекой…» («… сотня юных бойцов»)
VI Гейм. Конкурс капитанов.
1. Перед вами портреты известных математиков. Задание: Расположите их в хронологической последовательности, начиная с древности.
Учитель задает вопрос учащимся о том, какой вклад внес каждый из них в становление и развитие математики как науки? (просмотр слайдов презентации)
2. Значения слов указываются в толковом словаре. Но бывает интересным узнать и о происхождении слов. У некоторых математических слов оно сразу понятно. Например, «делимое» - ясно, так назвали число, которое делят на другое число, т.е. это слово происходит от глагола «делить». Еще пример: «вычитаемое» - от глагола «вычитать».
Вопрос: От какого слова произошло слово «точка»?
Ответ: От русского слова «ткнуть» - результат мгновенного прикосновения, укола; Н.А. Лобачевский: от слова «точить», -результат прикосновения отточенного пера.
3. Черный ящик. Это изобретение Древних Вавиловян. С этой «рукописью» вы встречались еще в начальной школе. Она основа математических вычислений. Это в черном ящике? (Таблица умножения)
4. Переложите одну спичку так, чтобы равенство стало верным.
X = VIII – III
IV – V = I
5. Кто самый внимательный?
Расскажу я вам рассказ
В полтора десятка фраз.
Лишь скажу я цифру три,
Приз немедленно бери! (на столе лежит конфета)
Однажды щуку мы поймали.
И рассмотрели, что внутри.
Рыбёшек мелких увидали,
И не одну, а целых..две!
Мечтает мальчик закалённый
Стать олимпийским чемпионом.
Смотри, на старте не хитри.
А жди команду: - Раз, два, ….марш!
Когда стихи запомнить хочешь,
Их не зубри до поздней ночи,
А про себя их повтори.
Разок, другой, а лучше…. семь.
Однажды поезд на вокзале
Мне три часа пришлось прождать!
Ну что ж, друзья, вы приз не взяли,
Когда была возможность взять?
VII Гейм. Домашнее задание
Сказку не простую, а математическую
Вам сейчас покажут без прикрас.
Может быть, там будет что-то фантастическое.
Что ж, мы начинаем слушать их рассказ.
Команда «Радиус»: инсценировка стихотворения С. Маршака «Вот это ноль - иль ничего».
Вот это ноль иль ничего.
Послушай сказку про него.
Сказал весёлый, круглый ноль
Соседке-единице:
- С тобою рядышком позволь
Стоять мне на странице!
Она окинула его
Сердитым, гордым взглядом:
- Ты, ноль, не стоишь ничего.
Не стой со мною рядом!
Ответил ноль: - Я признаю,
Что ничего не стою,
Но можешь стать ты десятью,
Коль буду я с тобою.
Так одинока ты сейчас,
Мала и худощава,
Но будешь больше в десять раз,
Когда я стану справа.
Напрасно думают, что ноль
Играет маленькую роль.
Мы двойку в двадцать превратим.
Из троек и четвёрок
Мы можем, если захотим,
Составить тридцать, сорок.
Пусть говорят, что мы ничто, -
С двумя нолями вместе
Из единицы выйдет сто,
Из двойки - целых двести!
Команда «Фигура»: инсценировка стихотворения Е. Панина
«Треугольник и квадрат».
Жили-были два брата,
Треугольник с Квадратом.
Старший – квадратный,
Добродушный, приятный.
Младший – треугольный,
Вечно недовольный!
Стал расспрашивать Квадрат:
«От чего ты злишься, брат?!»
Тот кричит ему: «Смотри,
Ты полней меня и шире,
У меня углов-то три,
У тебя же их – четыре!»
Но ответил старший брат:
«Я же старше, я Квадрат».
И сказал ещё нежнее:
«Не известно, кто нужнее!»
Но настала ночь, и к брату,
Натыкаясь на столы,
Младший лезет воровато
Срезать старшему - углы…
Уходя, сказал:
«Приятных я тебе желаю снов!
Спать ложился, – был Квадратом,
А проснёшься, - без углов!»
Но наутро младший брат
Страшной мести был не рад.
Посмотрел он, - «Нет Квадрата»,
Онемел, стоял без слов!
Вот так месть! Теперь у брата
Восемь новеньких углов!
Звучат аплодисменты ребятам. Жюри подводит итоги конкурсов
Подведение итогов
Вот и закончилась игра.
Результат узнать пора.
Кто же лучше всех трудился
И в турнире отличился?
Рефлексия
Предлагает закончить любое из понравившихся предложений:
- На этом мероприятии я ….
- Я повторил...
- Новыми для меня стали сведения о..
Награждение команд грамотами, а самых активных болельщиков поощрительными призами
Приложение
Таблица результатов
Оценивание команд жюри:Конкурс «Приветствие» - максимальная оценка «5» баллов
«Разминка» - по 1 баллу за правильный ответ
«Заморочки из бочки» - по 1 баллу оцениваются задания с 1 по 6, задания 7 и 8 оцениваются 2 баллами.
Гейм «Разрезание» - по 1 баллу за каждый способ
Игра с болельщиками - по 0.5 балла за правильный ответ
Эстафета «Передай другому» - 3 балла
«Числа» - по 1 баллу
Конкурс капитанов – максимальная оценка 5 баллов
Список использованной литературы:
1. Газета «Математика в школе» № 45, 2000 г.
2. Математика в стихах: задачи, сказки, рифмованные правила. 5-11 классы/ авт-сост. О.В. Панищева. – Волгоград: Учитель, 2013. – 219 с.
3. Я иду на урок математики. 5 класс. Книга для учителя. –М.: Издательство «Первое сентября», 2001. – 352 с.: ил.