- поддерживать у детей интерес к башкирской подвижной игре «Разноцветные платочки»;
воспитательные:
- воспитывать любовь к башкирскому народному творчеству, трудолюбие.
- воспитывать духовно – нравственные ценности.
Раздаточный материал: клеёнка, кисточка для клея, салфетки, клейстер, квадратный желтый фон бумаги, заготовки: квадраты разных размеров красного, синего и зеленого цветов.
Предварительная работа: рассматривание кукол в башкирских национальных костюмах (мальчик, девочка), альбома о республике Башкортостан, беседы о жизни и быте башкирского народа.
Воспитатель: Ребята посмотрите, к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся.
Воспитатель: А теперь подойдите все ко мне.
(Дети собираются возле воспитателя. Чтобы привлечь внимание детей, проводится небольшая разминка)
Все друг к другу подошли,
Ножками потопали: топ, топ, топ.
Ручками похлопали: хлоп, хлоп, хлоп.
А теперь мы повернемся
И друг другу улыбнемся.
2. Основная часть
Воспитатель: Посмотрите, сегодня к нам пришла ещё одна гостья. Кто это? (Ответы детей: кукла.)
Воспитатель: Её зовут Айгуль. (Показ костюма на кукле Айгуль) Какое красивое платье на ней– с оборками внизу – на башкирском языке называется – кулмек (хоровое проговаривание), поверх платья одевается длинный халат – камзул (хоровое проговаривание), а украшают одежду серебряные монетки. На голове меховая шапка, а на ногах белые сапоги – итек (хоровое проговаривание). Это башкирский костюм. Вам понравилась её одежда? (Ответы детей: да.)
Воспитатель: Приглашаю вас сесть за столы.
(Дети садятся за столы. Воспитатель обращает внимание на осанку.)
Воспитатель: Дети, Айгуль сегодня пришла не с пустыми руками, она принесла платочек, украшенный башкирским узором. Но он у нее только один. А ведь у ее подружек скоро день рождения. Она хочет, чтоб вы ей помогли с подарками. Поможем Айгуль? (Ответы детей: да, поможем.)
Воспитатель: Давайте, посадим куклу Айгуль на видное место. Пусть она на нас будет смотреть и наблюдать.
Посмотрите на доску. Рассмотрим платочек. Какого он цвета?
(Ответы детей: желтого цвета.)
Воспитатель: Чем украшен платочек? (Ответы детей: башкирским орнаментом.)
Воспитатель: правильно. Из чего состоит башкирский орнамент?
(Ответы детей: из геометрических фигур: больших и маленьких квадратов.)
Воспитатель: Давайте вспомним с вами, какие цвета используют в башкирском орнаменте.
(Ответы детей: красный, желтый, зеленый, черный.)
Воспитатель: Правильно. Какого цвета на платочке квадраты?
(Ответы детей: красный, зеленый.)
Воспитатель: Ребята, какого цвета большой квадрат, приклеенный в середине? (Ответы детей: красный.)
Воспитатель: А маленький? (Ответы детей: зеленый.)
Воспитатель: А какого цвета квадраты, приклеенные по углам платочка? (Ответы детей: красные, зеленые.)
Воспитатель: Прежде чем начнём клеить, я приглашаю вас поиграть в башкирскую игру «Разноцветные платочки». (На полу платочки разного цвета: красный, желтый, зеленый. Под музыку, подняв платочки над головой, будем легко бегать в разных направлениях. А как музыка закончится, мы с вами подходим к стульям, на которых платочкам такого же цвета, как у вас). (Дети играют в игру 1-2 раза.)
3.Физминутка. Башкирская игра «Разноцветные платочки»
Воспитатель: Молодцы, садитесь за столы.
Воспитатель: Прежде всего, нужно орнамент расположить на платочке без клея. (Дети выполняют.)
Воспитатель: Теперь, давайте вспомним, как нужно правильно наклеить орнамент на платочек. Много клея на кисточку не набираем, работаем на клеенке – чтобы не испачкать стол клеем, когда вы приклеите орнамент - салфетку накладываем на приклеенную деталь, чтобы убрать лишний клей. Не забывайте убирать кисточку на подставку. Теперь можно начинать.
Воспитатель: возьмите желтый квадрат и положите перед собой. Давайте найдем его середину. Покажите пальцем. Вот на эту середину надо приклеить большой красный квадрат уголочкам вверх. Вот так.
(Показ воспитателя на доске.)
Воспитатель: Теперь возьмите зеленый квадрат и приклейте его на середину красного квадрата, вот так (показ воспитателя на доске). Он не должен выходить за края красного квадрата. А теперь клеим оставшиеся квадраты по углам платочка.
(Задание выполняется под легкую, башкирскую музыку.)
Воспитатель: Все закончили, молодцы! А теперь давайте посмотрим, как вы выполнили свои работы. Посмотрите, какие красивые платочки получились.
4. Итог
Воспитатель: Ребята, скажите, чем мы сегодня занимались?
(Ответы детей: украшали платочек башкирским орнаментом кукле Айгуль, чтобы она подарила их своим подружкам.)
Воспитатель: Что вам больше всего запомнилось сегодня на занятии? (Ответы детей.)
Воспитатель: Я предлагаю вам сегодня прийти домой и рассказать своим родителям что вы сегодня узнали о башкирском орнаменте и помогли Кукле Айгуль.