Библиографическое описание:
Кожурина И.Ж. Особенности работы с детьми-инофонами в начальной школе (из опыта работы) // Образовательный альманах. 2023. № 11 (73). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/73-2.pdf.
Учащиеся-инофоны - это учащиеся, чьи семьи недавно мигрировали. Учащиеся-инофоны владеют иными фоновыми знаниями, русским языком они владеют лишь на пороговом уровне, на, так называемом, бытовом уровне. При этом такие ученики часто не понимают значения многих употребляемых ими слов, так как дома родители в основном общаются со своими детьми на родном языке. В школе учащиеся-инофоны вынуждены общаться с учителями, с одноклассниками только на русском языке. Преодоление языкового барьера создает для таких учащихся определенные трудности.
В своей работе отталкиваюсь от возникающих у детей в ходе обучения проблем, применяя различные приемы работы, дифференцируя их, в соответствии с разными категориями учащихся.
Основными задачами создания индивидуально-образовательного маршрута для детей-инофонов является: оказание помощи в овладении базовым уровнем разговорной и письменной речи, грамматическими формами языка; лексическая подготовка, обогащение словарного запаса; адаптация и социализация посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса; формирование универсальных учебных действий.
При планировании работы с детьми по повышению их уровня владения русской речью, я придерживаюсь следующих методических рекомендаций:
· в целях обеспечения понимания детьми русской речи и реагирования на речь действием, сопровождаю обращённую к детям речь жестами, мимикой, показом предметов и картин;
· при планировании занятий учитываю достигнутый уровень владения языком, подбираю материал для обучения, соблюдая последовательность формирования речевых умений и навыков;
· для активизации речевой и речемыслительной деятельности детей часто применяю коллективные и групповые формы работы (работа в парах, тройками, хоровые ответы).
Для организации речевой деятельности детей и усиления потребности общения на русском языке на уроках и внеурочных занятиях широко использую различную наглядность. Использую в учебно-воспитательном процессе дидактическую игру как одну из основных форм мотивации, организации и стимулирования познавательной и речевой деятельности двуязычных детей. Повышенный интерес у детей вызывают игры-драматизации (ролевые игры). Дополнительно включать в игровую деятельность детей (по мере накопления необходимых для игры слов, грамматических форм) этот вид игры с указанием ситуации, например: «Мама готовит обед», «Семья обедает», «У врача», «Шофёр и дети» и т.д.
Работая с детьми-инофонами, учитывая все трудности усвоения русского языка, с первых дней обучения учеников в школе старалась пробудить у них интерес к его изучению, вырабатывать чутьё, психологически готовить к дальнейшему изучению и других предметов в школе.
Конспект занятия по русскому языку для детей-инофонов
Тема: «Учебные принадлежности»
Цели и задачи урока:
ознакомление учащихся с терминологией по теме «Школьные принадлежности»;
активизировать словарный запас по данной теме;
формировать умение соотносить название предмета с его изображением;
развитие навыков чтения русскоязычных текстов;
развитие умений извлекать необходимую информацию из текста.
Ход занятия
Организационный момент
– Прослушайте внимательно слова и выделите лишнее слово, скажите, почему оно лишнее.
1. Карандаш, ручка, указка, фломастеры.
2. Сумка, ранец, мешок, пакет.
3. Пила, отвертка, молоток, пенал.
4. Диван, кресло, табуретка, парта.
– Как можно назвать это, одним словом? (Школьные принадлежности)
– Правильно, сегодня на занятии мы продолжим тему о школе и о школьных принадлежностях.
– Какие ещё школьные принадлежности вы знаете? (Кисточка, краски, тетрадь, альбом, учебники, линейка, ластик)
– Посмотрите на картинки, которые стоят в нижнем ряду.
– Как называют детей, которые ходят в школу? (Ученик, ученица, школьник, школьница)
– А как называют детей, которые учатся в одном классе? (Одноклассники, одноклассницы)
– А кто учат детей в школе? (Учат детей в школе учитель, учительница.)
– За чем дети сидят в школе? (Дети сидят в школе за партами.)
Артикуляционная гимнастика
- И начнём мы наше занятие с артикуляционной гимнастики:
«Орешки» - Рот закрыт. Кончик языка с напряжением поочередно упирается в щеки.
На щеках образуются твердые шарики – "орешки".
Фонетическая зарядка.
На доске слова: школа, ученик, ученица, учитель, портфель, тетрадь, дневник, ручка, пенал, карандаш, учебник
Ученики вслух читают слова, затем учитель просит учащихся прочитать слова по цепочке. Учитель исправляет неточности произношения слов.
Игра «Типография»
Игра «Подбери пару»
Чему учится ребенок: активизирует словарь за счет имен существительных, обозначающих школьные принадлежности; строить сложные предложения; образовывать имена прилагательные от существительных; игра способствует развитию мышления.
Ход игры: предложите ребенку посмотреть на картинки. Поочередно назовите те, что нарисованы слева, и попросите ребенка подобрать пару к каждой из правого столбца.
Портфель —... (ранец); фломастеры —... (карандаши); тетрадь —... (блокнот); карта —... (глобус).
Предложите ребенку объяснить, зачем нужен тот или иной предмет: «Портфель нужен для того, чтобы...»
Предложите ребенку помочь вам закончить фразу: «Ручка из пластмассы, значит, она... (пластмассовая). Тетрадь из бумаги, значит, она... (бумажная). Ранец из кожи, значит, он... (кожаный). Карандаш из дерева, значит, он... (деревянный). Ластик из резины, значит, он... (резиновый). Папка из картона, значит, она... (картонная) ».
- Физминутка
День стоял веселый –
Осень на дворе.
Мы шагали в школу (движения по тексту)
Утром в сентябре.
Прямо и направо,
А потом назад.
А потом обратно,
А потом кругом,
А потом вприпрыжку,
А потом бегом.
- Составь предложение.
СЛОВА:
1) спешили, школу, мальчики, в
2) впереди, девочка, шла
3) она, упала, поскользнулась, вдруг, и
- Работа с текстом
- Прослушайте текст.
Друзья
Сережа и Захар братья. Они учатся в одной школе. У Сережи и Захара живет собака Дружок. Дети любят заниматься с Дружком, учить его. Он уже умеет служить, лежать, приносить в зубах палку. Когда ребята зовут Дружка, он бежит к ним, звонко лая. Сережа, Захар и Дружок хорошие друзья!
ВОПРОСЫ:
1. О ком говорится в рассказе?
2. Чем занимаются дети?
3. Кто у них живёт?
4. Что умеет Дружок?
5. Кто хорошие друзья?
Скороговорка
-Давайте выучим скороговорку, а потом запишем по памяти.
Ученик учил уроки,
У него в чернилах щёки.
Пальчиковая гимнастика «Скоро в школу»
Кроссворд
Подведение итогов занятия
Рефлексия
Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
1) сегодня я узнал…
2) было интересно…
3) было трудно…
4) я выполнял задания…
5) я понял, что…
6) теперь я могу…
7) я почувствовал, что…
8) я научился…
9) у меня получилось …
Кожурина И.Ж. Особенности работы с детьми-инофонами в начальной школе (из опыта работы) // Образовательный альманах. 2023. № 11 (73). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/73-2.pdf.
Учащиеся-инофоны - это учащиеся, чьи семьи недавно мигрировали. Учащиеся-инофоны владеют иными фоновыми знаниями, русским языком они владеют лишь на пороговом уровне, на, так называемом, бытовом уровне. При этом такие ученики часто не понимают значения многих употребляемых ими слов, так как дома родители в основном общаются со своими детьми на родном языке. В школе учащиеся-инофоны вынуждены общаться с учителями, с одноклассниками только на русском языке. Преодоление языкового барьера создает для таких учащихся определенные трудности.
В своей работе отталкиваюсь от возникающих у детей в ходе обучения проблем, применяя различные приемы работы, дифференцируя их, в соответствии с разными категориями учащихся.
Основными задачами создания индивидуально-образовательного маршрута для детей-инофонов является: оказание помощи в овладении базовым уровнем разговорной и письменной речи, грамматическими формами языка; лексическая подготовка, обогащение словарного запаса; адаптация и социализация посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса; формирование универсальных учебных действий.
При планировании работы с детьми по повышению их уровня владения русской речью, я придерживаюсь следующих методических рекомендаций:
· в целях обеспечения понимания детьми русской речи и реагирования на речь действием, сопровождаю обращённую к детям речь жестами, мимикой, показом предметов и картин;
· при планировании занятий учитываю достигнутый уровень владения языком, подбираю материал для обучения, соблюдая последовательность формирования речевых умений и навыков;
· для активизации речевой и речемыслительной деятельности детей часто применяю коллективные и групповые формы работы (работа в парах, тройками, хоровые ответы).
Для организации речевой деятельности детей и усиления потребности общения на русском языке на уроках и внеурочных занятиях широко использую различную наглядность. Использую в учебно-воспитательном процессе дидактическую игру как одну из основных форм мотивации, организации и стимулирования познавательной и речевой деятельности двуязычных детей. Повышенный интерес у детей вызывают игры-драматизации (ролевые игры). Дополнительно включать в игровую деятельность детей (по мере накопления необходимых для игры слов, грамматических форм) этот вид игры с указанием ситуации, например: «Мама готовит обед», «Семья обедает», «У врача», «Шофёр и дети» и т.д.
Работая с детьми-инофонами, учитывая все трудности усвоения русского языка, с первых дней обучения учеников в школе старалась пробудить у них интерес к его изучению, вырабатывать чутьё, психологически готовить к дальнейшему изучению и других предметов в школе.
Конспект занятия по русскому языку для детей-инофонов
Тема: «Учебные принадлежности»
Цели и задачи урока:
ознакомление учащихся с терминологией по теме «Школьные принадлежности»;
активизировать словарный запас по данной теме;
формировать умение соотносить название предмета с его изображением;
развитие навыков чтения русскоязычных текстов;
развитие умений извлекать необходимую информацию из текста.
Ход занятия
Организационный момент
– Прослушайте внимательно слова и выделите лишнее слово, скажите, почему оно лишнее.
1. Карандаш, ручка, указка, фломастеры.
2. Сумка, ранец, мешок, пакет.
3. Пила, отвертка, молоток, пенал.
4. Диван, кресло, табуретка, парта.
– Как можно назвать это, одним словом? (Школьные принадлежности)
– Правильно, сегодня на занятии мы продолжим тему о школе и о школьных принадлежностях.
– Какие ещё школьные принадлежности вы знаете? (Кисточка, краски, тетрадь, альбом, учебники, линейка, ластик)
– Посмотрите на картинки, которые стоят в нижнем ряду.
– Как называют детей, которые ходят в школу? (Ученик, ученица, школьник, школьница)
– А как называют детей, которые учатся в одном классе? (Одноклассники, одноклассницы)
– А кто учат детей в школе? (Учат детей в школе учитель, учительница.)
– За чем дети сидят в школе? (Дети сидят в школе за партами.)
Артикуляционная гимнастика
- И начнём мы наше занятие с артикуляционной гимнастики:
«Орешки» - Рот закрыт. Кончик языка с напряжением поочередно упирается в щеки.
На щеках образуются твердые шарики – "орешки".
Фонетическая зарядка.
На доске слова: школа, ученик, ученица, учитель, портфель, тетрадь, дневник, ручка, пенал, карандаш, учебник
Ученики вслух читают слова, затем учитель просит учащихся прочитать слова по цепочке. Учитель исправляет неточности произношения слов.
Игра «Типография»
Игра «Подбери пару»
Чему учится ребенок: активизирует словарь за счет имен существительных, обозначающих школьные принадлежности; строить сложные предложения; образовывать имена прилагательные от существительных; игра способствует развитию мышления.
Ход игры: предложите ребенку посмотреть на картинки. Поочередно назовите те, что нарисованы слева, и попросите ребенка подобрать пару к каждой из правого столбца.
Портфель —... (ранец); фломастеры —... (карандаши); тетрадь —... (блокнот); карта —... (глобус).
Предложите ребенку объяснить, зачем нужен тот или иной предмет: «Портфель нужен для того, чтобы...»
Предложите ребенку помочь вам закончить фразу: «Ручка из пластмассы, значит, она... (пластмассовая). Тетрадь из бумаги, значит, она... (бумажная). Ранец из кожи, значит, он... (кожаный). Карандаш из дерева, значит, он... (деревянный). Ластик из резины, значит, он... (резиновый). Папка из картона, значит, она... (картонная) ».
- Физминутка
День стоял веселый –
Осень на дворе.
Мы шагали в школу (движения по тексту)
Утром в сентябре.
Прямо и направо,
А потом назад.
А потом обратно,
А потом кругом,
А потом вприпрыжку,
А потом бегом.
- Составь предложение.
СЛОВА:
1) спешили, школу, мальчики, в
2) впереди, девочка, шла
3) она, упала, поскользнулась, вдруг, и
- Работа с текстом
- Прослушайте текст.
Друзья
Сережа и Захар братья. Они учатся в одной школе. У Сережи и Захара живет собака Дружок. Дети любят заниматься с Дружком, учить его. Он уже умеет служить, лежать, приносить в зубах палку. Когда ребята зовут Дружка, он бежит к ним, звонко лая. Сережа, Захар и Дружок хорошие друзья!
ВОПРОСЫ:
1. О ком говорится в рассказе?
2. Чем занимаются дети?
3. Кто у них живёт?
4. Что умеет Дружок?
5. Кто хорошие друзья?
Скороговорка
-Давайте выучим скороговорку, а потом запишем по памяти.
Ученик учил уроки,
У него в чернилах щёки.
Пальчиковая гимнастика «Скоро в школу»
Кроссворд
Подведение итогов занятия
Рефлексия
Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
1) сегодня я узнал…
2) было интересно…
3) было трудно…
4) я выполнял задания…
5) я понял, что…
6) теперь я могу…
7) я почувствовал, что…
8) я научился…
9) у меня получилось …