Актуальные вопросы дошкольного образования

Симачкова А.В., Степченко Г.В., Карпова М.В. Влияние развития речи на развитие социального потенциала у детей старшего дошкольного возраста

Библиографическое описание:
Симачкова А.В., Степченко Г.В., Карпова М.В. Влияние развития речи на развитие социального потенциала у детей старшего дошкольного возраста // Образовательный альманах. 2023. № 11 (73). Часть 6. URL: https://f.almanah.su/2023/73-6.pdf.

Различные аспекты взаимодействия речи и социального развития ребенка изучены в педагогических, психологический, лингвистических и философских научных работах. Понятие «социальный потенциал» стали изучать и использовать сравнительно недавно. В современной научной литературе данное понятие до сих пор является поводом для дискуссии, однако можно выделить общее определение социального потенциала – совокупность материальных и духовных ценностей общества, определяющая перспективные возможности развития социума и его дезинтеграцию.

Понятие «социальный потенциал» - способность ребенка накапливать и воспроизводить ценности общества, института семьи для развития личности самого ребенка и социализации ребенка в обществе, а «социальный интеллект» - способность ребенка понимать людей, умение обращаться с людьми и действовать в отношениях с обществом. Развитие социального потенциала ребенка и развития речи связано между собой, так как оба понятия рассматривают модель взаимодействия ребенка с обществом, развития личности ребенка через накопление и проецирование ценностей институтов общества и социализацию ребенка в нем.

В современной психологической и педагогической литературе проблематика социального потенциала ребенка дошкольного возраста нередко рассматривается параллельно с проблематикой изучения социальных эмоций, эмоциональной сферы ребенка.

И.Е. Емельянова считала, что развитие речи ребенка зависит от многих причин, но, прежде всего, от социальной среды, обеспечивающей ребенку речевой общение. В социальную среду дошкольника входят в первую очередь взрослые и сверстники. Мы придерживаемся точки зрения, согласно которой, для нормального развития связной речи детей, а, следовательно, для развития их интеллекта и эмоционально-волевой сферы необходимо, чтобы окружающая их речевая среда обладала достаточно развивающими возможностями, развивающим потенциалом. Развивающий потенциал определяется богатством речи окружающих, активностью ребенка в процессе обучения языку, его способности к обучению.

При системном подходе, социальный потенциал рассматривается как системная совокупность возможностей и способностей индивидов, социальных групп и общества в целом. Формирование действий данных групп, их взаимодействия и отношений обеспечивает общественное воспроизводство. При необходимых условиях социальный потенциал может реализовывается через трудовую деятельность, также возможна и обратная трансплантация: социальный потенциал обеспечивает действия, взаимодействия и деятельность носителей социального потенциала.

При социологическом подходе социальный потенциал – понятие внутреннее, у которого присуще свойство целостности и интегративности, разработка которых обеспечивает преемственность, эффект ресурсов и возможностей прошлого, настоящего и будущего развития социальной общности. Рассматривая с данной точки зрения, социальный потенциал обозначает нереализованные и неапробированные детерминированные возможности и социальные ресурсы личности. Данный потенциал складывается посредством взаимодействия различных экономических, психологических, социальных закономерностей и факторов. Реализация социального потенциала позволяет привести к определенному социальному эффекту, которые отражаются в изменениях социальных, экономических, политических и культурных характеристик явления.

Социальному потенциалу характерны такие основные компоненты как: человеческий потенциал (который включает в себя и трудовой потенциал), взаимодействие динамических полей (культуры, религии, информации и науки), которые формируют социальное пространство.

Структуру социального потенциала составляют основные взаимосвязанные компоненты:

· Личностный (который выражается в интеллектуальном, нравственном, физическом и психическом элементе потенциала);

· Административный (который выражается в условиях формирования социального потенциала организации).

Социальный потенциал реализуется только в том случае, когда внутренняя потребность становится социальной направленностью подобной самореализации. Данная реализация реализуется в случае, если теория развития человеческого потенциала акцентирует внимание на внутренних потребностях самореализации.

Рассматривая развитие структурно-динамическую концепцию развития детского социального потенциала, Ушаков Д.В. рассматривает широкую трактовку социальному потенциалу наряду с рассмотрением понятиях социальный интеллект, как способности к познанию социальных явлений через обращение к своему внутреннему опыту.

Исследователи дошкольного возраста считают, что нельзя говорить о возможности достижения высокого уровня развития социального потенциала на данном этапе жизни и становлении личности, однако младший дошкольный возраст является оптимальным возрастом для занятий по становлению потенциала. Данное мнение сложилось через призму становления социального опыта ребенка, потребности в новых отношениях. Следующим уровнем развития социального потенциала является переход от дошкольного возраста в младший школьный возраст с переменой ведущей деятельности.

Изучая факторы становления социального потенциала у детей с адаптационными возможностями человека, многие исследователи считают социальный потенциал гораздо более значимым для достижения жизненного успеха, нежели академические и учебные способности. При этом социальный потенциал ребенка рассматривается как коммуникативный потенциал, обеспечивающий успешную социализацию ребенка и адаптацию ребенка в обществе.

Многие исследования показывают, что при переходе ребенка на более высокую возрастную степень его самочувствие и социальное благополучие зависят от отношений со сверстниками и взрослыми, выстраивании коммуникации. Используя социальный потенциал, ребенок адекватно учится понимать поведенческие особенности общества, разрешать конфликтные ситуации, успешно взаимодействовать со сверстниками.

На сегодняшний день существует множество программ для дошкольников старшего школьного возраста, направленных на развитие речи, коррекцию речевого развития или развития социального потенциала. Программы по развитию социального потенциала детей во многом специализируются на интеграцию программных модулей: слияние познавательного развития и социально-коммуникативного. Данная интеграция дает возможность детям не только позвать окружающий мир вокруг себя, но и социализироваться в обществе посредством коммуникации с другими детьми.

Программа «Я познаю мир» ДОО использует такой синтез программных модулей, развивая психолого-педагогические условия как критерий эффективности модели программы, которые обусловлены организацией диалогической формой общения педагога с детьми, использованием тематических сюжетных игр, обеспечивающие активность ребенка, применением совокупности социально ориентированных задач, обеспечивающих коммуникативное умение детей.

Программа развития социального потенциала детей дошкольного возраста также реализует модуль коммуникативного развития через общение и построение диалогового разговора, однако в технологиях данной программы используются и модули творческого развития. Деятельность программы направлена на развития творческого потенциала через занятия изобразительным искусством в малой группе и обсуждении данных рисунков, описание картин и сюжетных фотографий. Также в занятия для детей старшего дошкольного возраста включены уроки окружающего мира, для изучения животных, природы, растений, самих людей. В диалоге дети узнают о видах животных и птиц, пытаются сравнить их, сопоставить другим видам или героям сказок и мультфильмов. Таким образом, реализовывая данную программу, у детей отмечается развитие творческого мышления, логики, развитие творческого потенциала, однако применяя коммуникативные технологии работы, накапливается и социальный потенциал.

Библиографический список:

1. Белоконь, О.В. Эмоциональный и социальный интеллект и феномен лидерства. / О.В. Белоконь // Социальный и эмоциональный интеллект: От процессов к измерениям. Под.ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. Издательство Институт психологии РАН. –М., 2009. С. 60-79.

2. Ушаков, Д.В. Социальный интеллект как вид интеллекта. Социальный интеллект. Теория, измерение, исследования / Д.В. Ушаков // Под ред. Д.В. Ушакова, Д.В. Люсина. -М.: Институт психологии РАН. 2004, С. 11-29.
2023-12-12 15:00 2023