Актуальные вопросы начального общего образования

Ванютина Л.Н. Развитие речевого этикета младшего школьника

Оригинал материала размещен в выпуске № 04 (18) https://f.almanah.su/18.pdf


Речевой этикет - это система правил речевого поведения, нормы использования средств языка в определённых условиях. Этикет речевого общения играет важную роль для успешной деятельности человека в обществе, его личностного и профессионального роста, построения крепких семейных и дружеских отношений. Для овладения этикетом речевого общения, требуются знания из различных гуманитарных областей: лингвистики, истории, культурологи, психологии. Для более успешного освоения культурных навыков общения используют такое понятие, как формы речевого этикета.
С самого рождения до полноценного развития ребенку необходимо общение. В первые годы жизни закладываются основы деятельности растущего ребенка. В процессе общения у ребенка формируется образ самого себя, образ взаимоотношений с другими людьми, избирательные привязанности, духовность. Общение с взрослым влияет на психическое развитие ребенка. Трудности общения детей проявляются в несформированности основных форм коммуникации, снижения потребности в общении. Недостаточность вербальных средств общения лишает детей возможности взаимодействия с взрослыми и сверстниками, становится препятствием в формировании игрового процесса. Следствием этих трудностей являются снижение потребности в общении, отсутствие диалогической и монологической речи. Особенностями поведения являются незаинтересованность в контакте, неумение ориентироваться в ситуации общения, негативизм. У детей может отмечаться избирательная контактность с окружающими.
При организации педагогической работы по воспитанию речевого этикета у школьников необходимо использовать наиболее доступные и эффективные практически-действенные методы общения: упражнение, воспитывающие ситуации, игру, ручной труд, изобразительную и художественную деятельность. Эти методы необходимо сочетать с различными информационными методами. Ценным является опора на визуальную информацию, сопровождаемую комментариями, разъяснениями педагога, использование примеров из окружающей ребенка жизни, художественной литературы, личного опыта педагога.
Первичная диагностика выявила средний и низкий уровень сформированности речевого этикета.
Дети со средним уровнем обладают знанием форм речевого этикета, наличием представлений о культуре поведения, но не всегда применяют эти знаний в деятельности, в практике общения со сверстниками и взрослыми иногда испытывают затруднения в использовании речевых форм и выражений.
Дети с низким уровнем ограничены в представлениях о культуре поведения, не применяют эти знания в своей деятельности, знают некоторые формы речевого этикета, в практике общения со сверстниками и взрослыми испытывают затруднения в использовании речевых форм выражений этикета.
Организация педагогической работы по воспитанию речевого этикета у школьников выстраивалась по всем направлениям программы обучения и воспитания:
В рамках формирующего эксперимента был реализован комплекс игровых тренингов, направленный на поэтапное воспитание речевого этикета. Он состоит из трех последовательно реализующихся блоков:
–   мотивационно-информативного - формирование мотивационно-ценностного восприятия форм речевого этикета в общении и введение в активный словарь ребенка достаточного количества форм речевого этикета;
–   процессуальный блок соответствует основному этапу формирования речевого этикета – репродуктивное воспроизведение форм, характерных для той или иной ситуации речевого общения, доведение их применения до автоматизма.
–   обобщающий блок включает завершающий этап воспитания речевого этикета перенос умений из одной ситуации в другую и обучение «развёртыванию» выученных форм речевого этикета.
Положительная динамика в сравнительных результатах контрольного и констатирующего экспериментов показала, что организованная нами коррекционно-развивающая работа по воспитанию речевого этикета у школьников является эффективной. У всех детей наблюдалось улучшение речевого общения как на занятиях, так и в общении на прогулках, в играх.



Библиографический список

1.       Белобрыкина О.А. Речь и общение. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: «Академия развития», 2008.
2.       Выготский Л.С. Развитие устной речи.- // Собр. соч.: в 6-ти томах. Т.З. -М.: Просвещение, 1992.С.56-68.
3.       Гольдин В.Е. Речь и этикет. – М., 2003.
4.       Зарубина Н.Д. Методика обучения связной речи. - М.: Русский язык, 1997.С.35.
5.       Формановская Н.И. Культура общения и речевой этикет Издательство: Икар 2005, С.250.
2019