Актуальные вопросы инклюзивного и коррекционного образования

Копейкина Т.В., Линейцева Л.С., Макарова С.В., Труба О.М. Комплексное развитие речи и интеллекта у детей с ТНР посредством дидактических игр и упражнений

Оригинaл материала размещен в выпуске № 12 (62) https://f.almanah.su/62.zip

Речевое развитие дошкольника - одна из важнейших образовательных областей. 21 век – век высоких технологий. Казалось бы, есть все для развития, но почему-то все больше и больше встречается детей с речевыми и познавательными нарушениями.

Такие нарушения затрудняют общение, отрицательно влияют на мыслительную деятельность, ведут к изменениям в эмоциональной сфере ребенка, ограничивают овладение понятийными значениями и речевыми образцами.

Уже доказано, что на развитие речи дошкольника большое влияние оказывает развивающая среда.

Как отметила Елизаве́та Ива́новна Тихе́ева «В пустых стенах ребёнок не заговорит»…

Поэтому мы стараемся обогащать коррекционно-развивающую среду разнообразным практическим материалом, в том числе дидактическими играми.

Дидактические игры и упражнения – это увлекательный и эффективный способ формирования грамотной и выразительной речи и развития интеллектуальных способностей. Самое щадящее, комфортное обучение детей это обучение в игре. Дети, увлеченные процессом, не замечают того, что они учатся. Наблюдается желание абсолютно всех детей участвовать в игре, которая активизирует мыслительную деятельность, обогащает словарный запас детей, развивает умение наблюдать, выделять главное, конкретизировать информацию, сопоставлять предметы, признаки и явления, систематизировать накопленные знания.

При подборе дидактического материала следует учитывать определенные принципы:

-материалы должны стимулировать перцептивные действия и удовлетворять потребность в познавательной активности; включать внутреннюю самостоятельную активность каждого ребенка; состоять из пособий, как для индивидуальной игры, так и для подгрупповой и фронтальной работы; обеспечивать взаимоконтроль и самоконтроль правильности решения задачи в игровой ситуации.

Разнообразие дидактических игр дает возможность выбора наиболее интересных и значимых для решения определенных образовательных задач. В своей работе мы используем следующие игры и упражнения.

Игры и упражнения на развитие моторики:

«Бирюльки», «Бильбоке», «Волчки», «Серсо», «Игры с прищепками», «Собери бусы», «Шнуровка».

Бильбоке помогает улучшить крупную моторику и координацию движений, глазомер и точность, а также оказывает благотворное влияние на внимание и умение сосредоточиться.
Дети знакомятся с физическими законами, учатся вычислять траекторию полёта и тренируют скорость реакции.

Рисунок 1 "Волчки"

Волчки. Игры с волчками относятся к кинезиологическим упражнениям, повышающим стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма.

Бирюльки – представляют прекрасный педагогический материал для игр, упражняющих ребенка в развитии мышц руки, глазомера, а также воспитывающих настойчивость в достижении поставленной цели.

Рисунок 2 "Бирюльки"

«Шнуровка» развивает моторику пальцев, мышечную силу рук, координацию движений, речевые навыки, усидчивость, внимательность.

Игры и упражнения на развитие когнитивный функций.

«Логико-малыш», «4-й лишний», «Неожиданный финал», «Чудесный мешочек», «Что сначала что потом», «Сложи картинку», «Найди отличия», «Подбери слово», «Придумай загадку».

«Логико – малыш»

Логика важна для каждого из нас. Мы пользуемся логическим мышлением каждый день, даже не замечая этого. Эту задачу помогает решить пособие "Логико-малыш". Все карточки подобраны по принципу "от простого к сложному". Карточки с заданиями созданы по единому образцу. Нужно подобрать правильную пару по определенному принципу (аналог конкретного предмета, правильная характеристика для данного объекта, этап развития, нужный ракурс, подходящая форма). Работу над ошибками выполняет сам ребенок. Это очень важное достоинство пособия. Такой подход развивает самостоятельность, умение анализировать свои ошибки.

К каждой карточке подготовлены дополнительные задания, вопросы, игры или загадки. После решения основной задачи можно использовать дополнительные материалы, это разнообразит и украсит игру.

«Что сначала, что потом», «Почемучки».

Эти игры вырабатывают навык определения последовательности явлений и событий. Дети учатся составлять логические цепочки – это важный этап интеллектуального развития, подготовки к школе.

Дидактическая игра «4-й лишний» развивает мышление, внимание, закрепляет обобщающие понятия.

«Найди отличия», «Что перепутал художник». Эти дидактические игры развивают внимание, память, связную речь.

Игры на развитие речи.

«Найди звук», «Доскажи словечко», «Угадай слово», «Составь слово из букв», «Добавить к слову пропущенный звук», «Найди звуку место», «Четыре сезона», «Карусель из слов», «Учимся говорить звуки».

«Учимся говорить звуки».

Данную игру можно использовать для: автоматизации и дифференциации поставленных звуков, соотнесения звука и буквы, закрепления навыков звукового анализа, формирования связной речи.

«Четыре сезона».Дидактическая игра способствует формированию целостной картины мира, развитию речи, ознакомлению с художественной литературой. Данное пособие развивает у детей способности различать месяцы по природным явлениям, приметам, характерным особенностям видов деятельности людей, одежде; развивает творческие способности, активизирует детское внимание, развивает все компоненты устной речи, памяти, мышления.

Эффективность использования дидактических игр в педагогическом процессе формирует речевую компетентность и ведет к развитию таких качеств личности, как адекватная самооценка, самообладание, коммуникативность, уверенность в своих силах и возможностях. У детей происходит развитие и активизация речевых, познавательных, эмоционально – волевых и личностных качеств, что является предпосылкой к успешному образовательному процессу в школе.
2022