НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Шындыкова Т.Е. Культура духовного развития педагога

Оригинaл материала размещен в выпуске № 2 (02) https://f.almanah.su/02.pdf


Прежде чем говорить о культуре духовного развития педагога, имеет смысл разобрать понятия «педагогическая культура» и «духовность педагога», а также получить ответ на вопрос, в чем схожесть и различие этих понятий. Итак, педагогическая культура - это часть общей культуры, в которой в наибольшей степени отразились духовные и материальные ценности, а также способы творческой педагогической деятельности, необходимые человечеству для облуживания исторического процесса смены поколений и социализации личности.
Педагогическая культура включает в себя три основные составляющие:
-         общая культура;
-         профессионализм педагога;
-         профессиональные личностные качества.
Разберем каждую составляющую в отдельности.
Общая культура – это фундамент культуры, включающий в себя культуру поведения и культуру речи. Именно в раннем детстве происходит формирование правил поведения в семье и обществе, этическое и психологическое восприятие людей и всего окружающего мира. Соответственно, общая культура педагога будет отображать тот образ жизни, который был заложен в детстве и будет использовать достижения человеческой мысли (науки и техники), то есть все, что встречалось на его жизненном пути.
Еще с древнейших времен общество вручало свое будущее – детей – самым опытным, мудрым, высоко нравственным людям. И сейчас педагог должен обладать знаниями этикета поведения и речи, знать, как вести себя с пожилыми, детьми, в обществе; искоренять и не допускать в свою жизнь то, что выходит за рамки приличия. Педагог не должен использовать «мусорных» и бранных слов и выражений, а умело владеть выразительными средствами речевых формул.
Профессионализм педагога складывается из активного владения предметом и технологией обучения.
Какие же факторы больше всего влияют на успех профессионализма? – Саморазвитие и самообразование. Еще К.Д. Ушинский говорил: «Учитель живет до тех пор, пока учится».
Для успешной деятельности каждый педагог должен переосмыслить представление о себе, как о профессионале. Важно иметь в наличии позитивную не завышенную оценку в отношении себя, важно заниматься поиском новых форм работы, добывать знания из различных источников, использовать эти знания в профессиональной деятельности и целенаправленно развивать свою личность.
Какие же это источники?
-         телевидение
-         газеты и журналы
-         литература (методическая, научно-популярная, художественная и другая)
-         интернет
-         видео- и аудиоинформация на различных носителях
-         мероприятия по обмену опытом (мастер-классы, семинары, конференции и т.д.)
-         экскурсии, посещение театров и т.д.
-         курсы повышения квалификации
Особым аспектом саморазвития и самообразования станет возрождение духовных ценностей: любовь к человеку, творчество, бескорыстие…
К.Д. Ушинский говорил: «Влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебниками, ни системой наказаний и поощрений».
Как вы думаете, что имел в виду Ушинский?
Верно, это профессионально нравственные качества: ответственность, добросовестность, трудолюбие, педагогическая справедливость, беспристрастность. Из всех существеннее всего – это любовь к детям, которая выражается в умении дружить, общаться, принимать близко радости и горести, знать душу ребенка, иметь терпение и выдержку, настойчивость, оптимизм и чувство юмора и никогда не забывать, что и вы были детьми.
Все выше перечисленные качества присущи также и духовным ценностям. Возрождение их в обществе и очищение – это основное условие творческого развития современной педагогики. В педагогической теории до сих пор отсутствует научно обоснованное определение понятия «духовность». А вот критериями формирования и развития духовности педагога выступают гуманистические ценности:
-         наличие знаний и представлений о духовных ценностях;
-         способность руководствоваться в поведении стойкими моральными принципами, убеждениями, соответствующими таким ценностям, как добро, справедливость, долг, человечность;
-         стремление к духовному совершенствованию.
Да, духовность тоже можно развивать через специальные занятия, семинары-практикумы, круглые столы, дискуссии, личное самопознание и т.д. И тогда воспитатель, как носитель духовного опыта, будет выполнять особую роль в пробуждении нравственных, этических переживаний у ребенка, даст импульс и опору для формирования духовности воспитанника, ведь педагог – не только профессионал, суть которого транслировать знания, а высокая миссия сотворения личности, той личности, которую замыслил наш Создатель.

Библиографический список:

1.       Сборник докладов и статей № 2 «V региональные рождественские образовательные чтения «Традиции и новации: культура, общество, личность» г. Чебоксары, 2016г.
2.       Социальная сеть работников образования nsportal.ru Статья на тему: «Саморазвитие и самообразование – важная составляющая профессионализма педагога дополнительного образования», автор Здоровец Н.Н. UPL https://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie [дата обращения - 22.11.2017]
Тел. 8-937-013-4000
mbdou6_cheb@mail.ru
2017