Актуальные вопросы инклюзивного и коррекционного образования

Максимов А.Н. Инклюзивное образование в сельской школе

Оригинaл материала размещен в выпуске № 08 (10) https://f.almanah.su/10.pdf


В течение многого времени система образования разделяла детей на обычных и детей с нарушением в развитии, у которых не было шанса получить образование и показать свои возможности, их не принимали в учреждения, где обучались здоровые дети. Несправедливость очевидна. Дети с ОВЗ должны иметь равные возможности с другими детьми.
В образовании сейчас идут дискуссии о новом направлении - это инклюзивное образование, представляющее собой процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями [1,2]. Данное образование стремится развить методологию, направленную на детей и признающую, что все дети – индивидуумы с различными потребностями в обучении. Инклюзивное образование пытается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения потребностей в обучении. Если эта система станет более эффективной в результате изменений, которые внедряет инклюзивное образование, тогда выиграют все дети (не только дети с особыми потребностями).
Разработаны восемь принципов инклюзивного образования:
·           Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
·           Каждый человек способен чувствовать и думать;
·           Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
·           Все люди нуждаются друг в друге;
·           Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
·           Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
·           Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
·           Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Положительными чертами инклюзивного образования
- Создание в организациях образования специальных условий обучения для детей с особыми образовательными потребностями.
- Создание гибкой адаптивной образовательной среды, которая может соответствовать образовательным потребностям всех детей - данной образовательной организации.
- Подготовка детского, педагогического и родительского коллективов к принятию детей с ОВЗ и создание таких условий обучения, которые являлись бы комфортными для всех детей и способствовали бы достижению максимального уровня развития, а также социальной реабилитации ребенка и его интеграции в общество.
- Формирование в группе навыков толерантности, т.е. терпимости, милосердия, взаимоуважения.
К минусам такого обучения детей с особенностями в развитии в обыкновенном классе можно отнести, то что на данный момент большинство наших школ не оснащены технически, чтобы такие «особые» ученики смогли без проблем учится с их сверстниками. Например, нет пандусов, без которых не сможет свободно передвигаться ребенок с ДЦП, нет лифтов, новой методической литературы.
Также еще одним минусом является нехватка квалифицированных специалистов, которые знали бы как правильно преподнести материал ребенку с особыми потребностями. Помимо этого в инклюзивных классах, должны работать не только учитель, но зачастую нужна помощь тьютеров, учителей-воспитателей, социальных педагогов, логопедов, дефектологов, психологов. В практике получается, что учителю приходится самому разрабатывать и внедрять методики обучения и воспитания, контролировать процесс, когда учащийся с ОВЗ привлекает к себе все внимание, в то время, когда остальной класс вынужден работать самостоятельно.
Важно также отметить, что зачастую классы с инклюзивным образованием имеет отличный учебный план от общегосударственного, что свидетельствует о том, что дети с нормальным интеллектуальным развитием не смогут полноценно продолжать свое обучение.
Не всегда объективная оценка знаний учащегося с особенностями в развитии (часто завышенная) со стороны обучающего состава, в силу проявления снисходительности к нему по его состоянию здоровья.
В сельской школе на сегодняшний момент в основном обучаются дети с задержкой умственного развития разной степени, дети-инвалиды с нарушениями опорно-двигательного аппарата и нарушениями слуха, дети- аутисты. Такие дети по рекомендации врачебной комиссии и заявления родителей могут обучаться индивидуально на дому по общеобразовательным и коррекционным программам. Но происходит другое - дети с небольшим исключением получают образование в школе в вместе со всеми. Специализированных классов очень мало, одна из главных причин этому - финансовая составляющая. Нужно отметить, что с каждым годом растет количество детей, которые не могут и не хотят в полной мере осваивать основные программы общеобразовательной школы. Зачастую это дети из неблагополучных семей или дети, чьи родители не осознают в полной мере свою ответственность за своего ребенка (его здоровья и образование).
Выход из данной ситуации – это использование адаптированной образовательной программы – образовательной программы, адаптированной для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц (п.28 ст.2 Закона «Об образовании в РФ» №273-ФЗ).
Однако осознание необходимости и перспективности перехода к инклюзивной форме образования лиц с ограниченными возможностями здоровья высвечивает ряд проблем:
необходимость совершенствования нормативно-правовой базы, регламентирующей организацию инклюзивной формы образования;
отсутствие экономических и финансовых механизмов реализации инклюзивного образования в соответствии с финансовыми нормативами затрат, в которые включаются затраты на создание специальных условий обучения (воспитания) учащихся с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе;
недостаточное развитие в образовательных учреждениях развивающей адаптивной среды, условий доступности, безбарьерной среды жизнедеятельности;
многим педагогам нужно будет пройти переподготовку, если программа инклюзивного образования будет широко внедряться в школы. Не все педагоги готовы одновременно обучать две категории детей. Ведь это не только дополнительная подготовка к уроку, написание дополнительного поурочного плана и разработка наглядных пособий, но и умение правильно и результативно донести до него учебный материал;
нехватка специалистов, подготовленных для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условия инклюзивного образования;
недостаточное методическое обеспечение инклюзивного образовательного процесса, не способное удовлетворить потребности специалистов сопровождения и педагогов, включённых в инклюзивную практику;
неготовность общества и самих лиц с ограниченными возможностями здоровья к взаимному принятию.
Проблема еще заключается в том, что при поступлении в школу проведение медицинской комиссии зачастую происходит формально. В дошкольном образовательном учреждении не проводится диагностика сформированности основной деятельности у детей выпускных групп (а именно, сформированности игровой деятельности и степени сформированности учебной деятельности). В школу приходят дети, достигшие возраста 6,5 лет. И уже в процессе обучения в школе у многих детей возникают проблемы. Чтобы выяснить причины данных проблем, необходимы консультации специалистов: психолога, логопеда, дефектолога и т.д. В сельской школе таких специалистов чаще всего нет. Хотя в районе работает психолого- медико-педагогическая комиссия, но чтобы показать ребенка ее специалистам, необходимо собрать документы (что не составляет труда сделать со стороны школы) и получить согласие родителей (что зачастую просто невозможно из-за непонимания и нежелания этого делать с их стороны). Также возникают ситуации, когда учителя, не видя понимания и поддержки со стороны законных представителей ребенка, сами начинают не обращать внимания на отстающих учащихся. Такие действия приводят к тому, что правильная диагностика на ПМПК ставится только в среднем звене.
В сельской школе на сегодняшний момент реализуются варианты обучения детей-инвалидов. А именно:
1. Домашнее обучение – вариант обучения детей-инвалидов или детей, по медицинским показаниям не имеющих возможности посещать школу длительное время, при котором наши преподаватели организованно посещают ребенка и проводят с ним занятия непосредственно по месту его проживания. Домашнее обучение ведется по общеобразовательной программе с уменьшением сроков ее прохождения.
2. Дистанционное обучение – комплекс образовательных услуг, предоставляемых детям-инвалидам с помощью специализированной информационно-образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии. В ходе учебного процесса проходит как общение преподавателя с ребенком в режиме он-лайн, так и выполнение учащимся заданий, присылаемых ему в электронном виде, с последующей отправкой результатов обратно преподавателю.
Чтобы обучение детей с нарушениями в развитии было успешным в массовой школе, считаем необходимым знание психолого-педагогических особенностей детей, принятие их такими, какие они есть; умение перестраивать свое настроение под «необычного» ребенка; учение находить контакт с родителями и работать вместе с другими учителями в одной команде.


Библиографический список

1. Борисова, Н.В. Инклюзивное образование: право, принципы, практика [Текст]/ Н.В.Борисова, С.А. Прушинский. – М., 2009.
2. Зарецкий В.К. Десять конференций по проблемам развития особенных детей – десять шагов от инновации к норме // Психологическая наука и образование.- 2005.- № 1.- С. 83-95.
3. Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей / Ф.Л.Ратнер, А.Ю.Юсупов. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006.
4.Инклюзивное образование в России. ЮНИСЕФ. М., 2011.
5. Ярская-Смирнова Е.Р., Лошакова И.И. Инклюзивное образование детей-инвалидов // Социологические исследования.- 2013.- № 5.- С. 100-106

QQQZZZ666@yandex.ru, +9026208746
2018