НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Деркунская И. В., Козлова М. Н. Методы оказания помощи семье, находящейся в трудной жизненной ситуации

Оригинал материала размещен в выпуске № 12 (38) https://f.almanah.su/38.pdf


Учитывая специфику профессиональной деятельности, социальный педагог постоянно взаимодействует с различными типами семей, дети из которых посещают образовательные учреждения. Как показывает практика, большая часть семей все-таки являются благополучными. Но другая часть этих семей являются семьями группы риска или семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации. Именно эти семьи, хоть они и составляют меньшую часть от общего числа, имеют наиболее острую потребность в помощи и поддержке со стороны узких специалистов. Поэтому одной из задач работы социального педагога с семьями группы риска, становится оказание помощи в решении кризисных ситуаций, которые в основном возникают в тех семьях, где не обеспечиваются нормальные условия для жизни каждого ее члена.
Какие же семьи принято считать находящимися в трудной жизненной ситуации? В содержании Федерального закона «Об основах социального обслуживания в РФ» от 15 ноября 1999 года №195 имеется определение трудной жизненной ситуации: «трудная жизненная ситуация – ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина, которую он не может преодолеть самостоятельно». В Федеральном законе «Об основных гарантиях прав ребенка РФ» также обозначены категории детей, которых стоит считать находящимися в трудной жизненной ситуации:
– дети, оставшиеся без попечения родителей;
– дети-инвалиды;
–дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий;
– дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев;
– дети, которые оказались в экстремальных условиях;
– дети - жертвы насилия;
– дети, которые находятся в специальных учебно-воспитательных учреждениях;
– дети, проживающие в малоимущих семьях;
– дети с отклонениями в поведении;
– дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств, и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.
В соответствии с ФГОС, основной задачей образования в нашей стране стало создание самых благоприятных условий для здорового физического и эмоционального проживания детьми своего детства, а также полноценное развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями детей, подготовка к участию в жизни современного общества, развитие предпосылок к учебной деятельности, обеспечение безопасности ребенка. Безусловно, ни одна из вышеперечисленных задач не будет выполнена без тесной и конструктивной работы с семьей.
Главной задачей поддержки семей в рамках стандарта является забота об эмоциональном и психическом благополучии детей. Введение в образование Федерального государственного образовательного стандарта показывает всю ценность семьи, как универсального института, играющего большую роль в воспитании и развитии детей, всю необходимость создания партнерских и доброжелательных отношений с семьей ребенка, способность разрешать различные типы кризисных ситуаций, связанных с воспитанием ребенка.
В настоящее время социальные опросы, которые проводятся в средствах массовой информации, и различные социальные институты отмечают количественный рост данной категории семей. И это является одной из проблем в нашей стране.
Семьи, которые находятся в трудной, кризисной для них ситуации, часто нуждаются в профессиональной помощи. И такую помощь им могут оказать ряд специалистов, таких как социальные педагоги, психологи, наркологи, юристы, медицинские работники. Социальному педагогу отводится основная диагностическая, координирующая, правозащитная роль, так как именно он может оказывать помощь и детям, и родителям.
Существуют различные методы оказания помощи семье, находящейся в кризисной ситуации. В данной статье рассмотрены некоторые из них, которые могут быть использованы социальными педагогами и психологами в работе с такими семьями.
1.       «Телефон доверия» - впервые такую услугу стал оказывать английский священник Чад Вара в 1958 г. по этому телефону могли обратиться любой человек, у которого возникли какие-либо проблемы. Это могли быть проблем депрессии, мысли суицидального направления, отчаявшиеся и неуверенные в себе люди. Это было начало экстренной психологической помощи.
2.       Консультирование – включает в себя личное общение консультанта-специалиста с людьми (семьями), которое направлено на решение различных социально-психологических проблем, возникающих в семьях, находящихся в кризисной ситуации. Консультирование - это своего рода беседа, которая построена определенным способом, который требует от специалиста достаточного количество знаний и профессионализма. А также при консультировании от консультанта требуется выполнение определенных этических принципов.
3.       Консультативная переписка – это сравнительно новая форма психологической помощи. Особенности данной помощи заключаются в том, что при переписке происходит не только воздействие консультанта на клиента, но и вербальное и невербальное самовыражение самого клиента. В настоящее время данная форма оказания помощи семье считается наиболее перспективной, так как расширяет круг оказываемой помощи и дает возможность для использования новых диагностик и консультаций. Но наравне с возможностями данного вида помощи семье этот вид имеет и некоторые ограничения, которые могут затруднять диагностику (консультанту не видны невербальные проявления клиента, затрудняется рефлексия клиента).
4.       Различные виды так называемые «убежища» для семьи - это наиболее распространённый вид помощи семье и лицам подвергающихся, каким либо видам насилия. К данному виду относятся также временные и постоянные приемные семьи. В данных центрах оказывается юридическая, психолого-педагогическая, социальная помощь семьям. К преимуществам данного вида помощи можно отнести то, что основной формой помощи является очное консультирование специалистов. В данных центрах может использоваться метод «групповой терапии», которая будет подобрана и разработана для оказания помощи конкретной семье (клиенту).
5.       В настоящее время происходит развитие таких форм помощи семье как «выездная». Но эта форма пока в нашей стране практически не используется. Данная форма может оказываться в таких случаях как: суицидальные намерения клиента, доставить клиента в медицинское учреждение или реабилитационный центр, патронаж семьи.
Таким образом, в своей работе социальный педагог может использовать большой арсенал различных методов в работе с семьями. Выбор определенного метода зависит от проблем конкретной семьи, попавшей в кризисную ситуацию, и социальный педагог как профессионал, выбирает наиболее приемлемый и действенный способ помощи семье.
Список использованной литературы:
1.       Федеральный закон РФ «О государственной социальной помощи» от 21.07.95 № 62-ФЗ.
2.       Бойко В.В., Копытенкова О.И., Оганян К.М. Социально защищённые и незащищённые семьи в изменяющейся России. СПб. 1999.
3.       Выготский Л.С. Психология искусства.- М.,1998.
4.       Гарбузов В.И. Практическая психотерапия.- СПб.: АО «Сфера»,1994
5.       Змановская Е.В. Девиантология: психология отклоняющегося поведения. Учебное пособие.СПб.,2001.
6.       Сатир В. Психотерапия семьи. СПб.: Ювента,1999.
7.       Словарь – справочник по социальной работе/под ред. Холостовой Е.И.- М.: Юристь, 1997.
8.       Сулимова Т.С. Социальная работа и конструктивное разрешение конфликтов.- М.: Институт практической психологии, 1996.
9.       Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи.- СПб. ЗАО Издательство «Питер», 1999.
2020