НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Архипова О.М. Учебно-методическое пособие "Роль дидактических игр в развитии познавательных способностей старших дошкольников"

Библиографическое описание:
Архипова О.М. Учебно-методическое пособие "Роль дидактических игр в развитии познавательных способностей старших дошкольников" // Образовательный альманах. 2023. № 10 (72). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/72-1.pdf.

Целевая аудитория: дети 6-7 лет, воспитатели ДОУ.

Цель: сформировать у детей старшего дошкольного возраста мотивацию к обучению и развитию познавательных способностей посредством дидактических игр.

В подготовительной группе ребёнок к концу года:

1. Совершенствует умения считать в прямом и обратном порядке;

2. Знакомится составом чисел из двух меньших в пределах первого десятка;

3. Развивает умение составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание;

4. Умеет выделять структуру геометрических фигур и устанавливать взаимосвязи между ними.

5. Умеет классифицировать фигуры по внешним признакам: округлые, многоугольники (треугольники, четырехугольники и т.д.);

6. Умеет видоизменять геометрические фигуры путем: наложения, соединения.

В течение учебного года педагогу важно способствовать развитию и совершенствованию математических способностей каждого ребенка. Для того чтобы у детей не угасал интерес к познавательной деятельности можно применять в работе интересные дидактические игры. Несмотря на то, что в современном детском саду сформирована цифровая образовательная среда, используются современные интерактивные технологии, оборудование, именно дидактические игры вызывают у ребенка наибольший интерес.

Это связано с тем, то интерактивные игры не могут находиться в свободном доступе для ребенка в течение дня, прежде всего из-за соблюдения требованиям норм СанПиН.

В то же время дидактические игры могут использоваться как в качестве основного материала, так и в качестве дополнительного (например, при проведении НОД). Ключевое преимущество дидактических игр – это материал, который можно ощущать как тактильно, так и зрительно. В интерактивных играх основным элементом является экран, возможности сенсорного восприятия ограничены для ребенка.

Привожу пример изготовленных дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста для развития математических способностей:

1. В игре «Голодные мышата», изображенной на рисунке 1, дети знакомятся с составом числа в пределах 10. Детям необходимо помочь найти потерявшиеся кусочки сыра. На сырной голове указано число, на кусочках сыра – числа, указывающие на образование этого числа. Ребенок составляет в ряд из сырных кусочков.

2. В игре «Геометрические фигуры», изображённой на рисунке 2, воспитатель уточняет знания детей о геометрических фигурах: четырёхугольниках, круге, овале, треугольнике. На дидактических карточках изображены геометрические абстракции. Ребёнок называет на что похож рисунок, составленный из геометрических фигур (ракета, собака, клоун и т.д.). Далее ребенку необходимо посчитать общее количество изображённых геометрических фигур и сколько фигур по отдельности. Игра усложняется тем, что ребёнок также называет количество геометрических фигур в зависимости от цвета (сколько синих треугольников? Сколько коричневых квадратов и т.д.). Во втором варианте игры воспитатель либо другой ребёнок закрывает полоской несколько геометрических фигур.

Ребёнок должен назвать, каких фигур не хватает и в каком количестве. Такая игра способствует также развитию логического мышления, концентрации внимания и памяти.

3. В дидактической игре «Пчелки-труженицы», изображённой на рисунке 3, на сотах сидят пчелки. В первом варианте игры необходимо посчитать количество пчел на сотах. Во втором варианте – количество сот. В третьем варианте игры – выполнить задание на решения простых арифметических действий: сложение, вычитание, используя в речи понятия «было», «стало». Например: «Было 8 сот, осталось 5. Сколько нужно прибавить к 5 что было восемь?».

Изготавливая дидактическую игру необходимо придерживаться следующих рекомендаций:

1) Дидактическая игра всегда предполагает цель и правила (игровые действия), которые должны быть понятны ребенку;

2) Материал, из которого изготовлена игра должен быть качественным, устойчивым к внешним изменениям;

3) Яркие красочные картинки воспринимаются зрительно всегда лучше, чем черно-белые.

Дидактические игры — это необходимый элемент в группе. Они должны быть в свободном доступе для всех детей (например, нужно размещать их в центрах активности) и постоянно совершенствоваться, видоизменяться.

Список литературы

1. Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова. От рождения до школы: инновационная программа дошкольного образования. М.: Мозаика-синтез, 2019. - 336с.;

2. Колесникова, Елена Владимировна Математические ступеньки. Программа развития математических представлений у дошкольников. ФГОС / Колесникова Елена Владимировна. М.: Сфера, 2018. - 384 c.;

3. Нищева, Н. В. Играйка 10. Считайка. Игры для развития математических представлений у старших дошкольников / Н.В. Нищева. М.: Детство-Пресс, 2015. - 790 c.;

4. В.П. Новикова. Математические игры в детском саду. М.: Мозаика-синтез, 2015. - 176с.;

5. Шевелев, К.В. Программа «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников». ФГОС ДО / К.В. Шевелев. М.: Ювента, 2015. - 691 c.
2023