НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Анучина Л.Н. Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с живописью


Оригинaл материала размещен в выпуске № 8 (58) https://f.almanah.su/58.pdf

Потребность в красоте и доброте у ребенка отмечается с первых дней его жизни. Едва освоив элементарные движения, малыш тянет ручки к красивой, яркой игрушке и замирает, услышав звуки музыки. Немного повзрослев, рассматривает иллюстрации в книжке, приговаривая: «Красивая», и сам пытается на бумаге карандашом создавать только ему понятную красоту. В старшем дошкольном возрасте он уже избирателен в выборе красивого, имеет на этот счет собственные суждения и сам, исходя из своих возможностей, «творит» красивое, чтобы удивить, восхитить, поразить нас, взрослых, умением видеть окружающий мир.
Откуда у ребенка такое видение окружающего мира? Ответом могут быть слова народного поэта Литвы Э. Межелайтиса: «Подлинную красоту воспринимает только чистая, прекрасная душа. Душа ребенка... Прекрасное не терпит лжи. Если душа осквернена ложью, глаза не видят прекрасного. Ложь уничтожает красоту, а красота — ложь»
Ребенка надо учить видеть прекрасное вокруг себя — в природе, в жизни и деятельности человека, в отношениях между людьми, их поступках, взглядах, суждениях.
Незаменимым средством формирования духовного мира детей является искусство: литература, музыка, скульптура, народное творчество, живопись. Искусство говорит образным языком, оно наглядно, что близко ребенку дошкольного возраста. Живопись – вид изобразительного искусства, связанный с передачей зрительных образов посредством нанесения красок на поверхность. Невозможно при этом не вспомнить слова А. А. Блока - тонкого ценителя искусства: «Живопись учит смотреть и видеть (это вещи разные и редко совпадающие). Благодаря этому живопись сохраняет живым и нетронутым то чувство, которым отличаются дети».
Без воспитания эстетически грамотных людей, воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям, умения понимать и ценить искусство, без пробуждения у детей творческих начал невозможно становление цельной, гармонически развитой и творчески активной личности. В самом деле, разве воспитание творческого восприятия природы или любого вида искусства не пробуждает у детей способность не только чувствовать в этом гармонию, красоту, но и создавать их в любой своей деятельности, в любых жизненных ситуациях, во взаимоотношениях с людьми, с окружающим миром.
Может ли дошкольник понимать живопись?
К каким произведениям живописи дети проявляют больший интерес и почему? Опыт показывает: из различных живописных жанров они отдают предпочтение бытовому и натюрморту. Мотив выбора этих жанров живописи понятен: они созвучны опыту детей, так как со многими предметами, изображенными, скажем, в натюрморте, дошкольники ежедневно встречаются в быту, а чувства, выраженные художником в картине с бытовым содержанием, не раз ими переживались.
Какие психические особенности старших дошкольников создают предпосылки для ознакомления их с живописью?
Прежде чем начать разговор о том, какова же специфика понимания старшими дошкольниками живописи, рассмотрим некоторые психические особенности их развития, которые в конечном итоге создают возможность приобщения детей к искусству.
В старшем дошкольном возрасте интенсивно развивается произвольное внимание, оно становится и более устойчивым, адекватным, целостным, осознанным. Это создает основу для развития последовательного, планомерного и логического восприятия содержания картины.
Существенно меняются образные память и воображение: увеличивается объем сохраняемых представлений, они становятся осмысленными, четкими, дифференцированными, связными и системными. Развитие словесно-смысловой логической памяти влияет на изменение процесса воображения. В старшем дошкольном возрасте у детей формируется преднамеренное воображение, т. е. ребенок может строить и воплощать свой замысел. Своеобразие развития памяти и воображения способствует восприятию изобразительного искусства в форме обобщенных представлений.
На основе имеющегося у детей наглядно-действенного мышления формируются наглядно-образные его формы. Благодаря этому дошкольники познают связи и отношения между предметами и явлениями, изображенными на картине, понимают язык живописи, т.е. художественный образ и выразительные средства, используемые живописцем.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что ознакомление детей дошкольного возраста с произведениями живописи создает условие для их дальнейшего психического, нравственно эстетического развития и формирует начало художественного творчества.
Понимание художественных образов в произведении вызывает у детей сильные чувства, проявляющиеся в сопереживании с героями произведения. Оценивая содержание картины, они изменяют собственное поведение в соответствии с идеалами художника.
При целенаправленных занятиях у детей качественно изменяется восприятие красоты. Ребенок начинает понимать красоту сочетания красок, линий, видеть ритмичность в картине. Чем глубже и разнообразнее знания детей об окружающей действительности, тем сильнее чувства. Детей волнует красота пейзажа, жанровые картины, отражающие актуальные события современности.
В ходе работы по ознакомлению детей с живописью совершенствуются их представления о средствах выразительности — цвете, композиции, линии, светотени и т.д. Они правильно воспринимают выразительные средства - как форму передачи содержания произведения, его настроения. Особенность восприятия старшими дошкольниками цвета в живописи состоит в том, что цвет они выделяют сразу, так как он ярок, знаком детям, они постоянно рисуют, «играют» цветом, легко увязывают его с настроением, выраженным в произведении.

Как строить педагогический процесс приобщения дошкольников к                                                                                                       
живописи, какие при этом использовать произведения искусства для решения задач эстетического воспитания в детском саду?
Практика показывает: от отбора произведений зависит успех художественного воспитания детей, введения их в мир большого искусства. То, о чем расскажет художник на полотне и с чем впервые соприкоснется дошкольник, что откроется перед его взором, чему удивится и чем восхитится он, - все это станет основой формирования эстетического, вкуса, устойчивого интереса к живописи как источнику познания мира. Таким образом, правильный отбор произведений живописи является одним из условий эстетического воспитания дошкольников. Но не только в этом его значение. Правильно осуществляемый отбор произведений искусства для работы с детьми оказывает существенное влияние и на формирование первоначальной мировоззренческой направленности, гражданский чувств, любви к Родине, родной природе, интереса к народам других стран и континентов. Кроме того, через восприятие живописи (жанровая, портретная, натюрморт, пейзаж) происходит гуманизация личности ребенка. Скажем, понимая гуманные отношения в жанровой живописи, он пытается перенести воспринятые отношения в собственные со своими сверстниками и взрослыми. При восприятии портретной живописи ребенок приобретает умение всматриваться в лица людей, понимать их радости и печали, но самое главное он учится сопереживанию.
При отборе произведений живописи для рассматривания с детьми учитывают принцип актуальности выраженного в жанровой живописи социального явления. Из жанровой живописи у детей вызывают интерес те картины, в которых отражается современная жизнь в нашей стране, а также произведения, посвященные знаменательным событиям и сезонным изменениям в природе.
Перечисленные принципы — это принципы отбора произведений по содержанию. Однако для более глубокого понимания художественной ценности картины необходимо единство в восприятии содержания (что изображено) и средств выразительности (как выражено содержание), т. е. формы произведения. В отборе произведений по форме учитывается принцип разнообразия используемых художником средств выразительности и манеры исполнения.
По колористическому решению отбираются картины, выполненные художником в теплой и холодной цветовой гамме, основанной на цветовом контрасте — яркие цветовые пятна или спокойные мазки, живые, яркие, сочные краски или размытые, разбеленные.
Имеет значение и композиционное решение. Для рассматривания с детьми отбирают картины, в которых художественные образы расположены в круг, треугольник, асимметрично, симметрично, в центре, статично, динамично и т.д. Учитывают также и принцип концентричности, суть которого, заключается в возврате к ранее воспринятым картинам, но на более высоком уровне познания.
Итак, для приобщения дошкольников к искусству важно правильно осуществлять отбор произведений живописи.
Произведения живописи должны реалистически отражать знакомые детям явления общественной жизни и природы. В картине должна быть четко выражена идея, замысел художника. Можно отбирать картины и других направлений в живописи.
Отбирая произведения для рассматривания с дошкольниками, необходимо четко представлять, о чем картина, какую основную мысль выразил художник, для чего создал данное произведение, как передал содержание (какие художественные средства использовал).
Детям старшего дошкольного возраста доступны темы, отраженные в жанровой живописи: социальная активность людей в труде, любовь их к своей Родине, гуманные отношения людей (забота, внимание, чуткость, радушие, преданность, доброта, отзывчивость, взаимопомощь и др.), действенная любовь и бережное отношение человека к земле, природе.
И еще один важный принцип, который учитывают, отбирая произведения живописи для ознакомления детей дошкольного возраста — индивидуальное творческое видение реальной действительности в сходных темах произведений.
Ознакомление детей с картинами, сходными по своему содержанию, но выполненными разными художниками, влияет на становление у дошкольников личностного эмоционально-оценочного отношения к воспринимаемому произведению, на формирование эстетического вкуса.
Восприятие живописи и ее познание невозможны без эмоций, поэтому не следует ограничиваться только искусствоведческим рассказом или анализом содержания и выразительных средств произведения. Картины художников должны вызывать у детей определенные чувства, желание творить красоту и добро. Поэтому в процессе ознакомления детей с живописью, особенно на первых этапах, оправдывает себя прием «вхождения» в картину, воссоздания предшествующих и последующих содержанию картины событий. Применение приема «вхождения» в картину при ознакомлении с живописью целесообразно еще и потому, что он тесно связан с игрой, творческой фантазией, с определенного рода установками на развернутое выразительное рассказывание.
По мере приобретения детьми эстетического опыта рассматривания картин воспитатель вводит новые методические приемы, с помощью которых формируется творческое восприятие детьми произведений живописи. К таким приемам относятся: сравнение, классификация картин, мысленное создание собственной картины по названию картины художника, различные дидактические игры. В основе указанных приемов лежит сопоставление произведений разных художников, жанров, сравнение изображенного на картине со своим личным опытом, реальной действительностью. Это сопоставление дает возможность вызвать у ребенка разнообразные ассоциации, эмоции, чувства, углубляет его представления и переживания.
Прием сравнения вводится в процесс восприятия живописи постепенно, с некоторыми усложнениями. Вначале детям дают для сравнения две картины разных художников, одного жанра, но отражающие контрастное настроение, а затем картины одного художника, но разного колористического решения: «Золотая осень» и «Март» И. И. Левитана. Для сравнения можно называть картины разных художников, но одной тематики: картины под названием «Лето» П. Ф. Никонова и А. А. Пластова, или «Первая весна» А. П. Краснова и «Жатва» А. А. Пластова, «Хлеб» Т. Н. Яблонской и «Хлебное поле» Н. П. Ерышева.
Репродукции картин вначале сравнивают по контрасту — настроению, композиции, выделяя лишь один признак. Когда дети научатся определять один контрастный признак, при сравнении двух картин они смогут назвать различные отличительные признаки — по цвету, расположению, освещенности, динамике.
Научить сравнивать картины по контрасту можно при помощи приема классификации картин по теме, общему цветовому решению, настроению, жанру. Этот прием используется таким образом: на стене развешены разные репродукции картин, воспитатель предлагает детям отобрать те из них, в которых рассказывается об одном времени года («Март» И. И. Левитана, «Радостный март» В. Н. Гаврилова, «Март в лесу» Ю. П. Кугача), и сравнить, что общего изображено в этих произведениях, чем они отличаются, что красивого заметили в них, каким изображен в картинах март. В другом случае воспитатель предлагает отобрать репродукции картин попарно: покой и движение, веселье, радость и задумчивость, грусть, а также картины, выполненные цветовыми пятнами и ярким, сочным, локальным цветом («Хлебное поле» Н. П. Ерышева и «Месяц хлебный» А. В. Учаева, «Раздолье» А.А. Дейнеки)
Таким образом, дети дошкольного возраста видят живопись несколько иначе, чем мы, взрослые, но видят и понимают на своем уровне, иногда поражая нас своими высказываниями, умеют откликаться на красоту произведения которое волнует и нас; правда, с трудом, а иногда и не объясняя, почему оно им нравится, и мы, взрослые, однажды открыв окно ребенку в мир живописи, слегка дав прикоснуться нежной, эмоциональной душой к прекрасному миру красок, должны постоянно и постепенно вводить малыша в этот мир, углубляя понимание искусства и утончая чувства.

Библиографический список:
        1.        Ветлугина Н. А. Художественное творчество в детском саду Текст. / Н. А. Ветлугина // Сб. статей / под ред. Н. А. Ветлугиной. М.: Просвещение, 1974. - 175 с.
        2.        Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. / Г.Г. Григорьева. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 344с.
        3.        Доронова Т.Н. Обучаем детей изобразительной деятельности: Планы занятий и бесед: Пособие для воспитателей. / Т.Н. Доронова. - М.: Школ. Пресса, 2005. - 96 с.
        4.        Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. /Т.Г. Казакова – М.: Педагогика, 1983. –109 с
        5.        Комарова Т.С. Детское художественное творчество. /Т.С. Комарова. - М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 160 с.
        6.        Косминская В.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей. / В.Б. Косминская, Н.Б. Халезова. - М.: Просвещение, 1987. — 128 с.
        7.        Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. / В.С. Мухина. - М.: Педагогика, 1981. — 240 с.
        8.        Теория и методика изобразительной деятельности / Под ред. Т. С.
Комаровой, Н. П. Сакулиной. – Москва, 1979. – С. 80-90

2022