НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Алексеева В.Т., Агеева К.Н., Портнова Л.Г., Кочубей О.А. Использование практического курса математики «Игралочка» в математическом развитии детей 3-4 лет

Библиографическое описание:
Алексеева В.Т., Агеева К.Н., Портнова Л.Г., Кочубей О.А. Использование практического курса математики «Игралочка» в математическом развитии детей 3-4 лет // Образовательный альманах. 2023. № 11 (73). Часть 6. URL: https://f.almanah.su/2023/73-6.pdf.

Проблема обучения математике в современной жизни приобретает все большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием математической науки и проникновением ее в различные области знаний.

Математика предоставляет уникальные возможности для развития ребенка: она оттачивает его ум, тренирует внимание, память, учит логике, формирует жизненно – важные личностные качества – аккуратность, трудолюбие, любознательность, умение работать по правилу и образцу, планировать свои действия, развивает алгоритмические навыки и творческие способности.

Конкретные математические знания в дошкольном образовании не является самоцелью, а представляют собой средства развития личностных качеств ребенка, создания условий для накопления им опыта деятельности и общения.

Работа с детьми по курсу «Игралочка» позволяет решать задачи, поставленные Федеральной образовательной программой дошкольного образования, утвержденной Министерством просвещения Российской Федерации 25 ноября 2022 г и усилить образовательную область за счет превышения уровня задач ФОП ДО по математическим представлениям.

В основу организации образовательного процесса положен деятельностный метод: новое знание не дается детям в готовом виде, а входит в их жизнь как «открытие». Воспитатель подводит детей к этим «открытиям», организуя и направляя их через систему развивающих ситуаций, дидактических игр, вопросов и заданий, в процессе которых они экспериментируют, исследуют, выявляют существенные признаки и отношения предметов – делают свои первые «математические открытия». Малыши не замечают, что идет обучение, - они перемещаются по комнате, работают с игрушками, картинками, кубиками. Вся система образовательных ситуаций воспринимается ребенком как естественное продолжение его игровой и практической деятельности. Необходимым условием организации образовательного процесса с детьми является атмосфера доброжелательности, создание для каждого ребенка ситуации успеха. Это важно не только для поддержания познавательной активности детей, но и для сохранения и поддержки их здоровья. Взаимоотношения между детьми и взрослыми строятся на основе доброжелательности, уважительного отношения друг к другу, поддержки и взаимопомощи. Основной акцент делается на организации самостоятельных детских «открытий» в процессе разнообразных видов деятельности.

С малышами организуются образовательные ситуации «открытия» нового знания. Их особенность заключается в том, что поставленные образовательные цели реализуются в процессе освоения детьми нового для них содержания. Параллельно с этим дети приобретают первичный опыт преодоления затруднения на основе рефлексивного метода. В младшем дошкольном возрасте дети осваивают способ преодоления затруднения «придумай сам», «спрошу у того, кто знает».

Структура образовательных ситуаций «открытия» нового знания имеет следующий вид:

1. Введение в ситуацию

Создаются условия для возникновения у каждого ребенка внутренней потребности (мотивации) включения в деятельность. Дети фиксируют, что они хотят сделать (так называемую свою «детскую цель»).

2. Актуализация знаний

Взрослый организует деятельность детей, в которой целенаправленно актуализируются знания и опыт, а также мыслительные операции, необходимые им для построения самостоятельного построения нового способа действия.

3.Затруднение в игровой ситуации

В рамках выбранного сюжета моделируется ситуация, в которой дети сталкиваются с затруднением. С помощью системы вопросов «Смогли?» - «Почему не смогли?» взрослый помогает детям приобрести опыт фиксации затруднения и выявления его причины. Например «Смогли мы показать кукле, что один шарф длиннее другого? Как вы думаете, почему не смогли?»

4. Открытие

образовательные ситуации тренировочного типа. В образовательных ситуациях тренировочного типа акцент делается на тренировке познавательных процессов и мыслительных операций. Параллельно с эти идет закрепление знаний, умений, ранее освоенных детьми.

Структура образовательных ситуаций тренировочного типа имеет следующий вид:

1. Введение в ситуацию.

2. Совместная деятельность.

3. Осмысление.

Цель образовательных ситуаций обобщающего типа заключается в систематизации накопленного опыта математической деятельности, а также моделировании диагностических ситуаций для определения динамики развития детей.

Таким образом, использование практического курса математики «Игралочка» в математическом развитии детей 3-4 лет помогает сделать занятия математикой простыми, интересными и понятными, увлечь детей математикой.

Библиографический список

1. Федеральная образовательная программа дошкольного образования.

2. Петерсон Л.Г. Игралочка: практический курс математики для детей 3-4 лет: методические рекомендации: ступень 1. - 5 –е изд., Москва: Просвещение, 2023.
2023