НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Давыдова И.В., Нагиева З.Ю. Театрализованная деятельность как средство развития речевой активности детей дошкольного возраста

Библиографическое описание:

Давыдова И.В., Нагиева З.Ю. Театрализованная деятельность как средство развития речевой активности детей дошкольного возраста // Образовательный альманах. 2023. № 3 (65). URL: https://f.almanah.su/2023/65.pdf.

Овладение речью является одним из важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве, так как речь не даётся человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребёнок начал говорить, а взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребёнка развивалась правильно и своевременно. Основная задача любого ДОУ – это речевое развитие дошкольников. В результате работы с детьми дошкольного возраста, можно сделать вывод о том, что в последнее время возросло число дошкольников, имеющих существенные нарушения в способности правильно говорить.

Дома ребёнок проводит мало времени в обществе взрослых (всё больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками), редко слушает рассказы и сказки из уст мамы с папой, а уж планомерные развивающие занятия по освоению речи – вообще редкость.

Многие родители полагаются на детский сад, однако практика показывает, что двух занятий в неделю недостаточно для формирования речевых умений и навыков, развития коммуникативных способностей.

Поэтому для развития речи детей своей группы я использую театрализованную деятельность. Именно театрализованная деятельность оказывает большое влияние на речевое развитие детей. Театрализованная деятельность:

-стимулирует речь за счёт расширения словарного запаса,

-совершенствует артикуляционный аппарат.

Приоритетом педагогической деятельности в ДОУ является театрализованная деятельность. Театрализованная деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, к театру, совершенствует артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, побуждает их к созданию новых образов через театральную игру.

Играя, мы общаемся с детьми на «их территории». В какие игры играют дети? Сюжетно-ролевые, настольно-печатные, дидактические, словесные, игры-драматизации и, конечно же театральные.

Театральные игры являются важнейшим фактором, стимулирующим развитие у детей связной речи. В театрализованной игре каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только наедине с собой, но и публично не стесняясь присутствия слушателей.

Как научить ребенка всему, что ему пригодится в этой сложной, современной жизни? Как воспитать и развить основные его способности: слышать, видеть, чувствовать, понимать, четко, ясно говорить, фантазировать и придумывать?

Пожалуй, самым увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. С точки зрения педагогической направленности можно говорить об универсальности, игровой природы и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра.

В соответствии с целевыми ориентирами, которые обозначены в Федеральном Государственном Образовательном Стандарте Дошкольного Образования, ребенок на этапе завершения дошкольного образования должен обладать развитым воображением, проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, активно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками. Все эти личностные характеристики особенно ярко развиваются в театрализованной деятельности.

Театрализованная деятельность позволяет решить комплекс взаимосвязанных задач во всех образовательных областях по ФГОС ДО.

Очевидно, что театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать. Нашему обществу необходим человек такого качества, который бы смело, мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел возможность пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение.

Существуют различные виды театров:

-настольный, кукольный

-театр кукол бибабо, театр на фланелеграфе

-театр с ложками, пальчиковый театр

-теневой театр, театр на конусах

-драматический театр, театр игрушек

Совместно с родителями мы обновили уголок театрализации, сшили костюмы, дополнили ее недостающими атрибутами.

Используя эти атрибуты, я стараюсь наиболее полно использовать весь педагогический потенциал традиционных форм взаимодействия с семьей и ищу новые, современные формы сотрудничества с родителями.

Выстраивая взаимодействие с родителями, я развиваю и использую как традиционные формы – это родительские собрания, практикумы,слайды консультации, рекомендации так и современные формы – экскурсии, оздоровительные мероприятия, игры, информационные стенды, выставки и т.п

Именно взаимодействие с родителями способствует полноценному развитию личности ребенка. А когда родитель еще и активно участвует в жизни ребенка, играет с ним, читает ему знакомые и любимые сказки, разыгрывает с ним небольшие сценки ребенок, раскрепощается, развивается творчески.

Свой опыт по театрализованной деятельности активно распространяю и среди коллег. В работу с педагогами включаю: беседы, консультации.

В заключении отметим, что влияние театрализованной деятельности на развитие речи неоспоримо. С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи. Театр может сыграть большую роль в формировании личности ребенка. Он доставляет много радости, привлекает своей яркостью, красочностью, динамикой, воздействует на зрителей. Жизнь дошкольников в детском саду обогатится за счет интеграции игры в разных видах искусства, которые находят свой воплощение в театрально-игровой деятельности.

Библиографический список:1. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников/ Л.В.Артемова// Москва, Просвещение, 1991.

2.Алексеевская Н.Н. Домашний театр/ Н.Н.Алексеевская//, Москва, Лист,2000.

3. Караманенко Т.Н. Кукольный театр – дошкольникам/ Т.Н. Караманенко//, Москва, Просвещение,1982.

4. Караманенко Ю.Г. Кукольный театр – дошкольникам// Ю.Г. Караманенко, Москва, Просвещение,1982.
2023