Оригинал материала размещен в выпуске № 01 (15) https://f.almanah.su/15.pdf
Внутришкольный контроль – это совершенствование педагогического процесса и взаимопонимания педагогического коллектива.
В системе образовательного учреждения должен быть хорошо налаженный внутришкольный контроль, который способствует взаимодействию администрации и педагогического коллектива, на основе постоянной обратной связи, информированности о происходящем в жизни школы. Как важная функция руководящего органа школы, внутришкольный контроль анализирует, оценивает действующую систему деятельности, по итогам анализа начинает работу регулирования, корректировки и целеполагания по дальнейшей оптимизации управления и самоуправления в школе. Информация, полученная в ходе контроля, является основой для принятия управленческих решений.
Внутришкольный контроль оказывает методическую помощь педагогам с целью совершенствования и развития профессионального мастерства; содействует взаимодействию с представителями общественных организаций по установлению соответствия функционирования и развития учебно-воспитательной работы на диагностической основе общегосударственным требованиям.
Основой внутришкольного контроля является законодательные и нормативные акты учреждения; честность, гуманность руководящего состава вместе с педагогами, учениками и родителями. В результате внутришкольный контроль, учитывая предложения коллектива школы, должен способствовать совершенствованию творческого мастерства и самообразованию учителей.
В школах проводятся разные формы контроля:
− многоцелевые – это проверка учебно-воспитательной, методической, научно-исследовательской и экспериментальной деятельности, совершенствование учебно-материальной базы школы, выполнение санитарно-гигиенических требований, соблюдение техники безопасности и др.;
- многосторонний контроль – осуществляется применением фронтального, тематического, персонального контроля к деятельности учителя;
- многоступенчатый – контроль деятельности учителя различными уровнями органов управления (директором, заместителями директора, руководителями методических объединений и т.д.).
Сейчас в школах все чаще используются такие формы внутреннего контроля, которые способствуют динамике доверия, позитивного настроя отношения педагогов к администрации школы и дают возможность продемонстрировать свои успехи перед коллегами, например:
- система стимулирования сотрудников – моральное и материальное поощрение за результативность деятельности;
- педагогический мониторинг − это форма объективного определения уровня сформированности педагогических умений и навыков;
- внутришкольные педагогические конкурсы − стимулирование педагогов на творческий подход, результатом которой является самоконтроль, самооценка, самоанализ педагога перед коллегами и профессиональный контроль по конечным результатам.
Новые формы внутришкольного контроля являются наглядной информацией о деятельности школы и педагогов, и активно влияют на педагогический процесс для достижения определенных позитивных результатов.
Плановые, оперативные, административные проверки, аттестация, посещение уроков, учебных и внеклассных мероприятий, обзорный контроль, предварительный, итоговый, текущий контроль, персональный контроль, фронтальный контроль, классно-обобщающий контроль, комплексный контроль – все эти формы дополняют друг друга и проводятся для успеха каждого педагога ради достижения единой, общей цели, миссии педагогической деятельности.
Внутришкольный контроль проводится, используя различные методы – устные, письменные, графические и комбинированные. Систематически и объективно проведенный внутришкольный контроль на основе четкого плана всегда даст эффективные результаты, оказывая профессиональную помощь каждому работнику.
Несмотря на разновидность форм, видов, методов внутришкольного контроля, каждая школа исходя из условий работы, своих задач, целей и возможностей, вправе использовать свой вариант контроля. Но всех образовательных учреждений объединяют общие основания − компоненты педагогической деятельности, стратегия, миссия − исходя из них, планируется и проводится внутришкольный контроль.
Таким образом, внутришкольный контроль не должен ориентироваться только на выявление недостатков, вызывая напряженность и психологический дискомфорт педагога, а одним из главных задач контроля должно стать побуждение педагогов к совершенствованию результатов своей деятельности, поиску новых возможностей;
- не должен ограничиваться своей тотальностью, а должен контролировать реализацию поставленных целей;
- не должен снимать мотивацию, сдерживать творческое решение, противоречить чувству личной независимости и технологической свободе педагога;
Внутришкольный контроль должен быть своевременным, действенным, гласным, открытым, только тогда он дисциплинирует педагога и повышает его качество работы:
- контроль должен быть нацелен на получение информации о достижении цели и задач учреждения;
- контроль должен создавать стимул к активной творческой деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого педагога, способствовать повышению педагогического мастерства, а также изучению и распространению передового опыта в коллективе;
- контроль должен мотивировать каждого педагога к творческой, инновационной деятельности, к лучшим результатам всей своей деятельности;
- контроль должен создать условия совместного поиска оптимальных вариантов организации, моделирования педагогического процесса.
Использованные источники
1. Кузнецова, Ю.В. Менеджмент: Учебн. пособие для ВУЗов. / Ю.В. Кузнецова, В.И. Полесных. – Спб.: Издательский дом «Бизнес-пресса», 200. - 432 с.
2. Конаржевский, Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управление. / Ю.А. Конаржевский. − М., Центр «Педагогический поиск», 2003. – 250с.