НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Умарова И.А. Консультация для родителей по теме «Игры на формирование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста»

Оригинaл материала размещен в выпуске № 04 (06) https://f.almanah.su/06.pdf


Ни для кого не секрет, что для детей самый сложный предмет в школе – русский язык. С чем это связано? Прежде всего, с тем, что родители уделяют недостаточно внимания развитию речи и обогащению словарного запаса ребенка.
Что такое словарный запас? (спросить у родителей)
Словарный запас – запас слов, применяемых человеком в каком-нибудь направлении (беседе, рассказе, произведении и т. д.).
У детей после 5 лет словарный запас растет стремительно. Их непроизвольная память – основа пополнения словаря, - т. е. слова запоминаются как бы сами собой, без волевых усилий. Один раз услышанное слово легко входит в активный словарь. Эту способность схватывать все на лету, надо использовать, организуя с детьми игры, читая книги и просматривая телепередачи, наблюдая и беседуя с ним на прогулке, на даче, в лесу, называть ему все новые предметы, попадающие в поле его внимания, дать возможность выполнить с этим предметами действия, трогать их.
Поэтому нужно как можно раньше упорядочить работу над обогащением словарного запаса дошкольника. Необходимо, чтобы ребенок почувствовал, что все слова в нашем языке организованы в строгую систему и в то же время связаны между собой. Упростить работу над обогащением словарного запаса и развитием речи помогут упражнения, направленные на: (памятки для родителей).
Ребенок хорошо развитой речью, как правило, не испытывает трудностей в освоении грамматики родного языка. А ведь именно из-за малого запаса слов и неправильного понимания их значений многие школьники не могут применить на практике почти ни одного выученного ими грамматического правила. В таких случаях родители обычно с удивлением отмечают, что их ребенок все правила хорошо знает, но только не умеет их применять.
Грамматический строй языка ребенок усваивает в процессе общения со взрослыми и сверстниками. Основные грамматические формы - падежные формы имен существительных единственного и множественного числа, изменение имен прилагательных по падежам, числам и родам, правильное употребление глагольных форм, наречий. Из речи окружающих людей дети заимствуют слова в разных грамматических формах и постепенно начинают самостоятельно пользоваться разнообразными грамматическими средствами. Тем не менее, могут оставаться ошибки в согласовании числительных с существительными, некоторые глагольные формы спряжений (ехать-ехают); несклоняемые существительные
(в пальте); некоторые формы падежей, где много вариантов окончаний (много бабочков), и другие речевые ошибки, характерные не только для дошкольников, но встречающиеся и в речи взрослых людей, так как являются объективно трудными для усвоения формами.
Обогащение словарного запаса детей по так называемым тематическим группам (посуда, одежда, овощи и т. д.);
Все названия предметов (имена существительные) распределяются по тематическим группам – одежда, обувь, животные (дикие и домашние), времена года, дни недели и т. д.
Названия действий (глаголы) подразделить на определенные смысловые группы:
1.       Действия людей (пишет, читает, рисует).
2.       Способы передвижения животных, птиц, насекомых (ходит, бегает, прыгает, летает, ползает, плавает).
3.       Голоса, издаваемые животными, птицами, насекомыми (жужжит, каркает, лает).
4.       Явления природы (подмораживает, моросит, смеркается) и др.
Признаки предметов (имена прилагательные):
- по цвету (красный, белый); по форме (круглый, овальный); по величине (большой, широкий); по температуре (теплый, прохладный); по вкусу (сладкий, горький); по материалу, из которого сделан предмет (железный, деревянный); по принадлежности определенному лицу или предмету (мамин, лисий, медвежий).
Признаки действий (наречия): по месту совершения действия (вверху, слева, сбоку); по времени совершения действия (вчера, утром, завтра); по способу совершения действия (быстро, неожиданно).
Подбор антонимов, то есть слов с противоположным значением:
(белый-черный, горячий-холодный, тяжелый-легкий, сильный-слабый, высокий-низкий, широкий-узкий, день-ночь, темный-светлый, надевать-снимать и т. д.)
Овладение правилами словообразования:
1.       Образование новых слов при помощи приставок (ходит – У-ходит – ПРИ-ходит – ПЕРЕ-ходит и т. д.) – лететь, ехать, идти, ползет…..
2.       Образование новых слов при помощи суффиксов (ключ-клю-ЧИК – ключ-НИК; рыба – рыб-КА – рыб-ЕШК-а – рыб – АК).
3.       Образование новых слов путем словосложения (ВЕЗДЕ-ХОД – ходит везде; листья падают – ЛИСТОПАД; самокат, самосвал, электрочайник, морепродукты, землечерпалка, землеройка и т. д.).
Подбор однокоренных («родственных») слов:
Лес – лесник – лесной – лесничество. Гриб – грибник – грибной дождь – грибница.
Зима – зимний – зимовать – зимняя одежда – зимушка.
Лед, снег, дождь, лист, горький и т. д.

ПОИГРАЙТЕ С ДЕТЬМИ!

У детей 5-6 лет речь насыщается словами, обозначающими все части речи. Но не всегда у ребенка развитие речи происходит в норме, поэтому ему нужно помочь. Важно, чтобы взрослый способствовал развитию правильной речи ребенка, подготавливал условия для успешного обучения в школе.
В данном возрасте ребенок должен уметь:

Согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе

«Что такого же цвета?»
Взрослый называет (или показывает) цвет (любой). Ребенок должен назвать предметы такого же цвета: зеленый свитер, зеленая полоска, зеленая трава и т. д.
«Угадай, что это?»
Взрослый загадывает любой фрукт, либо овощ, либо игрушку (любой предмет) и описывает этот предмет: Круглое, красное, большое, вкусное, сладкое – яблоко.
Яркое, желтое, теплое – солнце.
Проворная, хитрая, рыжая – лиса.
«Из чего сделано?»
Взрослый называет предмет и тот материал, из которого он сделан.
Стакан сделан из стекла – стеклянный стакан.
Нож из металла – металлический нож.
Варенье из вишни – вишневое варенье.

Правильно употреблять сущес-ные единственого и множес-го числа в родительном падеже

«Много – один»

стол-столы стул-стулья яблоко-яблоки лев-львы дятел-дятлы и т. д.
«Много – один»
много колес - одно колесо много яблок – одно яблоко много полотенец – одно полотенце
много апельсинов – один апельсин много помидоров – один помидор

Образовывать сущест-ные с помощью суффиксов

«ик»-стул-стульчик «чик»-чинит водопровод кто?-водопроводчик
«очк»-Дима-Димочка «ниц»-хлеб лежит где?-в хлебнице
«ышк»-солнце-солнышко «ечк»-Аня-Анечка
«щик»-чинит часы кто?- часовщик «иц»-лужа-лужица

Согласовывать глаголы в активной речи

«Отгадай, что это за животное?»
Сторожит, грызет, лает-кто это?-собака.
Мяукает, царапает, лакает….
Хрюкает, роет….
Мычит, жует, ходит….
«Кто как подает голос, передвигается?»
лошадь –скачет свинья-хрюкает
лягушка –прыгает курица-кудахчет
рыба-плавает волк-воет
машина-едет медведь-рычит и т. д.

Употреблять предлоги

Используются предлоги и предлоги-наречия между, выше, ниже, справа, слева, перед, сзади, в, на, под, из-под, из-за, около и т.д.
«Добавь слова»
Взрослый называет часть предложения, ребенок должен закончить, используя предлоги:
стол стоит..(около стены) машина едет…
полка с книгами висит.. Саша выглядывает.. (из-под стола)
Желаем успехов!
2018