Актуальные вопросы преподавания предметов гуманитарного цикла

Быкова О.А. Грамотность чтения как один из компонентов функциональной грамотности школьников

Оригинал материала размещен в выпуске № 10 (24) https://f.almanah.su/24.pdf


Читательская грамотность сегодня рассматривается как один из самых важных параметров готовности к жизни в современном обществе. Особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает чтение и работа с информацией. Успешное обучение в средней школе невозможно без сформированности у обучающихся читательской грамотности. Несмотря на то, что вопросам обучения чтению в образовании всегда придавалось большое значение, задача развития читательской грамотности является новой областью для современной школы, решающей задачи реализации требований государственного образовательного стандарта Республики Казахстан.
Современному обществу требуются люди, умеющие быстро адаптироваться к изменениям, происходящим в постиндустриальном мире. Объективной исторической закономерностью в настоящее время является повышение требований к уровню образованности человека. Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей, способных использовать знания, умения, навыки (ЗУН), приобретенные в школе для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, а также в межличностном общении и социальных отношениях. [1]. Н.А.Назарбаев в Послании народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» сказал: «Чтобы стать развитым конкурентоспособным государством, мы должны стать высокообразованной нацией. В современном мире простой поголовной грамотности уже явно недостаточно. Необходимо уделять большое внимание функциональной грамотности наших детей, в целом всего подрастающего поколения. Это важно, чтобы наши дети были адаптированы к современной жизни». Общие ориентиры развития функциональной грамотности определены в Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2011 — 2020 годы, одной из целей которой является «формирование в общеобразовательных школах интеллектуального, физически и духовно развитого гражданина Республики Казахстан, удовлетворение его потребности в получении образования, обеспечивающего успех и социальную адаптацию в быстро меняющемся мире». [2]
Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность - способность к пониманию и осмыслению письменных текстов, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, активного участия в жизни общества. [3]
Читательская грамотность сегодня рассматривается как один из самых важных параметров готовности к жизни в современном обществе. Особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает чтение и работа с информацией. Успешное обучение в средней школе невозможно без сформированности у обучающихся читательской грамотности. Несмотря на то, что вопросам обучения чтению в образовании всегда придавалось большое значение, задача развития читательской грамотности является новой областью для современной школы, решающей задачи реализации требований государственного образовательного стандарта Республики Казахстан.
Качество всего процесса обучения в школе и в жизни в целом зависит от умения читать. Как показывает практика, если учащийся недостаточно хорошо читает, его грамотность оставляет желать лучшего, устная и письменная речь недостаточно развита. Не научившись хорошо читать, он не сможет прочитать задания по другим предметам и ответить на должном уровне или без посторонней помощи, хорошо подготовить реферат или сообщение по какой либо теме. Поэтому научить ребенка читать, пользоваться книгой как источником знаний и информации, приобщить учащихся к миру книг и тем самым способствовать развитию читательской грамотности – главная задача школы. [4]
Формирование читательской грамотности - сложный, многосторонний, длительный процесс. Достичь нужных результатов можно лишь умело, грамотно сочетая в своей работе различные современные образовательные педагогические технологии, приемы и методы.
Одним из технологических приёмов, направленных на активизацию мыслительной деятельности учеников, является техника активно-продуктивного чтения. На уроке ребятам представляется целый комплекс учебных задач, сочетающих в себе приёмы всех уровней.

Отсроченная отгадка

В начале урока учитель задаёт загадку, (сообщает удивительный факт), разгадка которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом. Такое «вхождение в урок» окажется эффективнее, чем традиционно-школьное: «А теперь мы будем изучать новую тему…»
! При использовании этого приёма не рекомендуется упрощать задание, когда ученики должны выполнить простейшую операцию на репродукцию знания, то есть найти в учебнике однозначный ответ на конкретно поставленный вопрос: «Кто…?», «Что…?» и т.д.
Ученики совершенно иначе относятся к самостоятельной работе с учебником на уроке, если необходимо не просто читать, а искать разгадку, ответ на сформулированную педагогом учебную задачу. Поэтому данный приём является одним из ключевых в технике активно-продуктивного чтения.

Оценка текста

Самостоятельная работа учащегося с учебником требует четкой, рациональной организации со стороны учителя. Очень важно, чтобы ученик «приподнялся» над текстом, оценил бы его целиком, как некую единицу информации. Данный приём педагогической техники является одним из ключевых в технике активно-продуктивного чтения.
! Ученикам предлагается не читать текст абзац за абзацем, а оценить содержание изучаемого параграфа:
Какие слова выделены курсивом или жирным шрифтом? Как, по-вашему, почему они выделены?
Какое имя чаще всего встречается в данном параграфе?
Какой раздел параграфа самый большой? Как, по-вашему, почему?
В каком разделе вы найдёте ответ на вопрос…? и т.д.

Задай вопрос

Во время самостоятельной работы над текстом ученики получают задание составить вопросы. К примеру, задать вопросы, которые начинались бы со слов «Что…?», «Когда…?», «Где…», «Почему…» и т.д. Целесообразно ограничить число вопросов и время на их составление.
! Ребятам не ставится задача прочесть текст, а затем задать вопросы. Это очень важно.
Чтобы грамотно и лаконично сформулировать вопрос, ученик должен хотя бы бегло ознакомиться с текстом. Но он делает это гораздо быстрее, чем в режиме «Прочти…». Подводя итоги, отмечаем лучшие вопросы, тут же предлагая ученикам ответить на них. Этим самым мы закрепляем только что изученный материал.

Составь задание

Данный приём очень эффективен при самостоятельной работе с учебником. Ученики «приподнимаются» над учебным материалом, выполняют «роль учителя», конструируя учебные задачи.
! К отдельным заданиям следует относиться осторожно. В течение урока ученик не обладает достаточным временем, чтобы составить хороший кроссворд, сканворд или остроумную головоломку. Такие задания можно задать на дом.
Предложенные задания помогут добиться наивысшей продуктивности самостоятельного чтения на уроке, организовать учебную деятельность и, прежде всего, организовать самостоятельную работу с учебником и дополнительной литературой. Самостоятельное чтение превращается в увлекательное и познавательное дело.
Умение работать с текстом – важное общеучебное умение, характеризующее не только уровень функциональной грамотности, но и культуры человека.
Литература:
1.       Об особенностях организации образовательного процесса в общеобразовательных школах Республики Казахстан в 2017-2018 учебном году: Инструктивно-методическое письмо. – Астана: Национальная академия образования им. И. Алтынсарина, 2017. – 370 с.
2.       Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011 — 2020 годы. ( Утверждена Указом Президента Республики Казахстан от 07.12.2010 года № 1118)
3.       Каспржак А. Г., Митрофанов К. Г. и др. Основные результаты международного исследовния PISA-2015, 2017 год: Национальный отчет/С.Иралиев, А. Култуманова, Е.Сабырұлы, М. Аманғазы –Астана: АО «Информационно-аналитический центр»,2017-241 стр.
4.       Казахстанская карта детского чтения в аспекте формирования
функциональной грамотности школьников. Методическое пособие. – Астана: Национальная академия образования им. И. Алтынсарина, 2013. – 81 с.
5.       Техника продуктивного чтения или как организоватьработу с учебником на уроке [Электронный ресурс]. URL: http://didaktor.ru/texnika-aktivno-produktivnogo-chteniya-ili-kak-organizovat-rabotu-s-uchebnikom-na-uroke/
2019