НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Шахоткина С.В. Система работы по обучению дошкольников правилам дорожной безопасности

Оригинал материала размещен в выпуске № 05 (19) https://f.almanah.su/19.pdf


Самое ценное - здоровье и жизнь ребенка, поэтому особое внимание педагогам дошкольной организации и родителям воспитанников необходимо уделять вопросу безопасности детей на улицах и дорогах города.
Жизненная необходимость обучения детей правилам дорожной безопасности несомненна, так как рост количества автотранспорта на улицах городов и поселков нашей страны, увеличение скорости движения, плотности транспортных потоков, растущие пробки на автодорогах являются одной из причин дорожно - транспортных происшествий. Часто причиной аварий на дороге являются именно дети. Приводят к этому элементарное незнание детьми правил дорожного движения, безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части. Правила дорожного движения едины для детей и взрослых, но они написаны «взрослым» языком без учета возрастных психологических особенностей детей. Поэтому обеспечение безопасности движения на дороге становится все более важной государственной задачей.
Важная роль в предупреждении детского дорожно - транспортного травматизма принадлежит как детскому дошкольной организации, так и родителям. Известно, что стереотипы поведения, сформированные в детстве, остаются на всю жизнь. Сегодня детский сад стремится обеспечить своим воспитанникам качественное, универсальное образование, обеспечить высокий уровень общей культуры, в том числе и культуры на дороге. Соблюдение правил безопасной жизни должно стать осознанной необходимостью.
В связи с этим работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах ни в коем случае не должна быть одноразовой акцией. Ее нужно проводить планово, систематически, постоянно. Она должна охватывать все виды деятельности с тем, чтобы полученные знания ребенок пропускал через продуктивную деятельность и затем реализовал в играх и повседневной жизни за пределами детского сада
Вот поэтому в ходе работы по предупреждению детского дорожно - транспортного травматизма решаю следующие задачи:
·          Обучение детей безопасному поведению на автомобильных дорогах.
·          Формирование у детей навыков и умений наблюдения за дорожной обстановкой и предвидения опасных ситуаций, умение обходить их.
·          Воспитание дисциплинированности и сознательного выполнения правил дорожного движения, культуры поведения в дорожно - транспортном процессе.
·          Обогащение представление детей о здоровье. Детей необходимо обучать не только правилам дорожного движения, но и безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте.
При построении системы работы по обучению дошкольников правилам дорожной безопасности следует иметь в виду три аспекта взаимодействия с транспортной системой города:
·           Ребенок – пешеход;
·           Ребенок – пассажир городского транспорта;
·           Ребенок – водитель детских транспортных средств (велосипед, снегокат, санки, ролики и др.).
Работа эта не должна выделяться в самостоятельный раздел, а должна входить во все разделы и направления основной образовательной программы:
организованные формы обучения на занятиях,
·           совместную деятельность взрослого и ребенка,
·           самостоятельную деятельность ребенка,
·           воспитание навыков поведения,
·           ознакомление с окружающим,
·           развитие речи,
·           художественную литературу,
·           конструирование,
·           изобразительное искусство,
·           игровую деятельность
Для систематической работы по обучению дошкольников правилам дорожной безопасности широко использую проектный метод.
Для осуществления работы по данному направлению в группе созданы необходимые условия: центры детской деятельности «Безопасность, дорожная азбука», куда вошли:
атрибуты дорожно-постовой службы: жезлы, каски, знаки;
·           Транспорт различного функционального назначения (грузовые и легковые машины, автобусы, поезда, пожарные и почтовые машины, «скорая медицинская помощь» и т. д.);
·           Светофоры, фигурки людей (пешеходов, водителей, регулировщика);
·           Разные картинки, кубики, мозаики;
·           Плакаты;
·           Сюжетные картинки, отражающие дорожные ситуации;
·           Атрибуты для сюжетно-ролевых, игр в регулировщиков, водителей и пешеходов (жезл, свисток, фуражка, нарукавники, нагрудные изображения различных видов транспорта и др.);
·           Дорожные знаки.
·           Макет микрорайона. На макете, прежде всего педагоги с детьми изучают свой микрорайон, составляют его план - схему: детский сад, близлежащие улицы и дороги (их названия), жилые дома и общественные здания. Работу на макете усложняют по содержанию в соответствии с возрастом. На макете микрорайона дети знакомятся с окружающей обстановкой, также на макете проводятся игры:
·           «Наша улица» цель - расширить знания детей о правилах поведения пешеходов и водителя в условиях улицы, научить детей различать дорожные знаки, предназначенные для водителей и пешеходов.
·           «Улица города» цель: уточнить и закрепить знания детей о правилах поведения на улице, о правилах дорожного движения, о различных видах транспортных средств.
Чтобы разнообразить работу по этой теме, использую инновационные методы. Так в группе появились новые игры – алгоритмические, которые проводятся на макете.
Целью алгоритмических игр является не только закрепление правил дорожного движения, но и обучение ориентировке в пространстве, развитие монологической речи, развитие логического мышления. В работе с детьми использую такие алгоритмические игры: «Переход улицы без светофора», «Переход улицы со светофором». Для облегчения составления связного рассказа используются модели, схемы.
В работе с детьми использую мнемотаблицы. Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Овладения приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образные модели. Например, мнемотаблица «Красный, желтый, зеленый» - используется для закрепления знаний о сигналах светофора.
В работе с детьми по обучению правилам дорожной безопасности использую настольно-печатные игры, книги по правилам дорожного движения, подвижные, интеллектуальные, дидактические игры.
Педагоги должны помнить, что в процессе обучения детей правилам дорожного движения нельзя ограничиваться лишь словесными объяснениями. Значительное место должно быть отведено практическим формам обучения: наблюдению, экскурсиям, целевым прогулкам, во время которых дети изучают на практике правила для пешеходов, наблюдают дорожное движение, закрепляют ранее полученные знания.
Проводя целевые прогулки и экскурсии с детьми по улицам в разное время года, наблюдая, как взаимодействуют пешеходы и транспорт, как работают светофоры, всегда обращаю внимание детей на такие важные моменты для безопасности движения: как освещение, погодные условия, состояние дороги, количество пешеходов, их двигательная активность (гуляют, или спешат, перебегают дорогу или спокойно идут по переходу).
Зимой внимание воспитанников обращаю на скользкую дорогу: можно поскользнуться и упасть; водителю трудно остановить машину (даже после того как он нажмет на тормоз, машина скользит и проезжает еще несколько метров).
После таких экскурсий и прогулок детям предлагаю нарисовать рисунки, которые оформляю в альбомы, выставки детского творчества.
Совместные целевые прогулки и экскурсии с детьми провожу по улицам микрорайона в разное время года. Во время прогулки провожу наблюдение, как взаимодействуют пешеходы и транспорт, как работают светофоры, всегда обращаю внимание детей на такие важные моменты для безопасности движения, как освещение, погодные условия, состояние дороги, количество пешеходов, их двигательная активность (гуляют, или спешат, перебегают дорогу или спокойно идут по переходу). Ребенок учится законам дороги, прежде всего, на примере взрослых. Пример старших должен способствовать выработке у ребенка привычки вести себя в соответствии с правилами дорожного движения. Это главный фак­тор воспитания дисциплинированного поведения на улице.
Минутки безопасности: «минутка» - это кратковременное занятие по безопасности движения (1-2 минуты), которое провожу в старших групп перед тем, как дети пойдут домой. Цель «минутки» - повлиять на процесс стихийного формирования навыков поведения на улице во время движения по ней путем создания у детей соответствующей установки, ориентировки мышления на вопросы «дороги» и «безопасности».
В настоящее время разработаны мультимедийные игры по правилам дорожного движения. Это - компьютерные игры («По дороге со смешариками», «Дракоша и правила дорожного движения», «Маленький автомобильчик ищет друзей», «Как вести себя на улице»); мультфильмы «Азбука безопасности»; аудио- сказки «Когда поют светофоры», «Новые приключения в городе поющих светофоров»; презентации. Компьютерные игры - новый вид развивающего обучения. Компьютер делает значимым, ярким содержание усваиваемого материала, что не только ускоряет его запоминание, но делает его более осмысленным и долговременным.
Обучение, проверка и закрепление знаний по правилам безопасного поведения эффективно осуществляются в игровой форме. Для этих целей использую различные типы игр: настольные, дидактические, так и сюжетно-ролевые, подвижные игры. Выбор игры зависит от возможностей, но наилучшего результата можно достичь, сочетая интеллектуальные и ролевые игры.
С целью углубленной работы по дорожной безопасности ведет кружок дополнительного образования «Юный пешеход». Программа кружка разработана на основе программы «Светофор» (автор Данилова Т.И.), пособия «Безопасность на дороге» (авторы Н.И. Маркина, М.Н. Денисова), рассчитанное на четыре года обучения. Детям, занимающимся в кружке, даются знания с усложнениями, разнообразные по своему содержанию. Полученные знания включаю в театрализованные праздники, развлечения, игры.
Вместе с воспитанниками посетили Музей истории Госавтоинспекции. Инспекторами ГИБДД был проведен занимательный автоурок в классе по безопасности дорожного движения: просмотр видеофильма, мультфильмов, компьютерные игры. Экскурсия в Музее была увлекательным и запоминающимся мероприятием, экспонаты Музея – познавательными, понятными для дошкольников. Фотографии, сделанные в Музее еще не раз пересматривались воспитанниками, педагогами и родителями.
Вся работа с детьми по воспитанию у них навыков безопасного поведения на улицах города должна происходить в тесном взаимодействии с родителями.
Формы работы с родителями очень разнообразны. Важным элементом общения с семьей являются родительские собрания, которые можно проводить в нетрадиционной форме (круглый стол, вечер вопросов и ответов, пресс - конференция и др.). Необходимо обращать внимание родителей на особо опасные участки во дворе, на улице, а также рекомендовать места для игр детей; познакомить с местоположением детского сада, указать наиболее опасные места, где следует быть внимательными при переходе улиц с детьми. Тематика родительских собраний разнообразна: «Для чего нужны правила дорожного движения», «Дисциплина на улице — залог безопасности пешеходов», «Влияние на безопасность детей поведения родителей».
Действенной формой обратной связи с родителями и эффективным источником педагогической информации является анкетирование, экспресс - опрос родителей. Перед родительским собранием провожу анкетирование родителей «Я и мой ребенок на улицах города», которое поможет выявить уровень знаний Правил дорожного движения и умения дошкольников использовать их на практике. И то, как сами родители соблюдают ПДД.
В ходе проведения семинара - практикума «Безопасный путь» вместе с родителями составляется схема двора с указанием опасных мест. По этим схемам предлагать рассказать детям, как они будут играть во дворе: где безопасно кататься на велосипеде, играть в мяч, бадминтон и другие игры. И наоборот, дети должны рассказать, где им запрещено играть; это стоянки автомобилей, гаражи, мусорные ящики, различные строения. Все это дисциплинирует детей, они быстрее понимают, что можно, а чего нельзя делать.
Оформляю выставки для родителей, на которой размещается различная художественная литература по правилам дорожного движения – «Ты один на улице», «Пешеходы – вездеходы», «Что мы видим…», «Учим правила дорожного движения», «Школа семи гномов», «Спасибо тебе, светофор». Книги с наклейками, игровыми заданиями, раскраски помогут в игровой форме познакомить детей с Правилами дорожного движения, понять сигналы светофора, изучить дорожные знаки. Можно предложить родителям описание подвижных и дидактических игр, в которые родители могут поиграть с детьми дома; оформить выставку детских рисунков «По дороге в детский сад я увидел…», «Зеленый огонёк».
Большой популярностью пользуется газета «Светофор» для родителей, оформленная в форме буклета, на страницах которой помещаются сведения о работе с детьми (фоторепортажи мероприятий, рекомендации, рубрика «Ваше мнение важно для нас» и т.п.)
Полезным для родителей является посещение открытых мероприятий в дошкольной организации. Целесообразно объединять открытые просмотры и консультации для родителей.
Спортивно – интеллектуальную игру «ПДД от А до Я знает вся моя семья», «Фликер – яркий маячок» в которой приняли участие сотрудники ГИБДД Цель мероприятия: выявить уровень теоретических и практических знаний правил дорожного движения воспитанников и их родителей, способствовать поддержанию благоприятного психологического климата в семье.
Представитель ГИБДД еще раз напомнили родителям о необходимости обучать дошкольников правилам дорожного движения и самим, в первую очередь, быть для детей примером. Вниманию родителей был представлен видеофильм «Дети и дорога (профилактика дорожно – транспортного травматизма)».
В ходе проведения игры команды детей и родителей сразились своими знаниями. Во время игры интеллектуальные конкурсы чередовались со спортивными. Дети и родители с увлечением решали кроссворды и ребусы, с должным вниманием определяли безопасный маршрут «Детский сад – дом». Блиц – опрос по правилам дорожного движения прошел с использованием современных технических средств, что вызвало интерес, как детей, так и родителей. Спортивные конкурсы вносили оживление в игру, где дети и родители оказывали первую медицинскую помощь, строили пешеходную дорожку, светофор и перевозили пассажиров.
Семейные команды были награждены дипломами и призами от ГИБДД. Всем участникам была вручена газета «Добрая дорога детства». Мероприятие прошло в теплой и дружеской обстановке.
В работе по обучению правилам дорожной безопасности использует все доступные формы и методы работы для решения задач - донести информацию не только до детей, но и их родителей таким образом, чтобы у них выработалась жизненно важная привычка соблюдать правила дорожного движения и научить поступать так же своих детей. Решать эту задачу не просто, но необходимо.
И в заключении хочу сказать, что каждому педагогу, которому доверено воспитание наших детей, необходимо овладеть современными научно – педагогическими знаниями, основанными на практическом опыте и рекомендациях работников ГИБДД. Только тогда число дорожно – транспортных происшествий с участием детей значительно уменьшится.
2019