Проблема «Чему учить и как учить» встает перед каждым педагогом. Несмотря на все возрастающий объем информации, не все молодые люди могут осмысливать и приспосабливать ее к своим интересам. Необходимо научить обучающихся умению ориентироваться в постоянно меняющихся условиях жизни, общаться и находить выход из сложных ситуаций.
В Дивногорский медицинский техникум поступают ребята в возрасте 14-16 лет, это сложный подростковый период, когда идет формирование личности, и в тоже время это благоприятный возраст для усвоения информации и обучения.
До 80% студентов первокурсников – из сельской местности, которые имеют не достаточную школьную подготовку. Им за 1 год предстоит освоить программу школьного курса биологии за 10-11 класс.
Помогают легче войти в учебный процесс социо-игровые методы обучения. И обучение будет протекать без принуждения и с наибольшей эффективностью. Игра дает возможность многогранного раскрытия личности, развитие ее способностей, сплочения на основе общих замыслов и интересов
Целью данной работы является определение значимости социо-игрового стиля в процессе обучения.
Для достижения поставленной цели необходимо показать что:
· Социо-игровые методы обучения повышают интерес к изучаемому предмету;
· Социо-игровые методы обучения применяются для закрепления и обобщения знаний;
· Социо-игровые методы обучения способствуют раскрытию творческого потенциала преподавателей и студентов.
Социо-игровые подходы основываются на формировании у студентов и педагогов умения свободно и с интересом обсуждать разные вопросы, следить за ходом общего разговора и дела, оказывать друг другу помощь и принимать ее, когда это нужно.
Профессор, член АН Украины, заслуженный педагог В.К. Маригодов (2002 г.), на основании анализа влияния разных методов обучения, которые используются в учебном процессе сделал вывод, что наиболее «усиливают» систему обучения игровые методы.
Социо-игровые подходы в обучении первоначально разрабатывались на материале обучения детей в начальной школе. Неутомимым пропагандистом и распространителем данного направления в педагогике стал Евгений Евгеньевич Шулешко (1988 г).
Термин «Социо-игровая» можно расшифровать как организация занятия в виде игры – то есть, жизни между малыми социумами (микрогруппами студентов).
В микрогруппах рекомендуемое число обучающихся от 3-х до 6. В «шестерке» каждый студент находит максимально выгодные условия для возникновения коллективного общения. В микрогруппе лидеры оказывают наименьшее давление на не активных. Важно и то, что «шестерка» внутри может, по ситуации, делиться на две тройки или три пары. Такая вариативность помогает студентам обнаруживать, высказывать и сравнивать большее число своих мнений, не застревая на том варианте, который был высказан первым.
Например, при изучении экологических факторов, группа делится на микрогруппы по 6 человек. Каждый задействован в работе: одни делают рисунок по действию факторов, другие составляют ребус, решают кроссворд. Малые группы обмениваются ребусами, кроссвордами, решают задания своих товарищей. После окончания работы в малых группах происходит обсуждение факторов и рисунков, сделанных к ним. В такой работе студенты учатся признавать мнение окружающих, согласовывать свои стремления с действиями товарищей и справедливо оценивать свои успехи и неудачи.
В течении года на занятиях полезно использовать как постоянные, так и временные малые группы. В новых малых группах, студенты расширяют и тренируют свои умении входить в рабочий контакт с известными, но не достаточно близкими людьми. Через работу в постоянных и временных «шестерках» дистанция между разными студентами уменьшается, они находят подходы друг к другу, открывают в себе терпимость и видят ее пользу для дела, которым занята группа.
Слова царя Алексея Михайловича: «Делу время и потехе час» стали пословицей. Ситуация, когда время дела и потехи соединяются, называются игрой. Различают следующие группы социо-игровых заданий-упражнений.
Таблица 1. Социо-игровые задания-упражнения
Игры для рабочего настроения
Игры для социо-игрового приобщения к делу
Игры разминки-разрядки
Игры для творческого самоутверждения
Игры вольные
Эстафета, буквы – загадки
Команды – загадки, шапка вопросов
Руки – ноги, буквы – загадки
Игра по рассказанным ситуациям, сценки - истории
Замри – запомни, повтори – оживи
В игре должны быть заинтересованы и педагог и студенты. Увлеченный педагог, готов вместе со всеми смеяться, огорчаться, волноваться, ошибаться и исправляться по ходу выполнения заданий. Так и возникает равноправие в игре, тогда и возникает союз преподавателя и студента.
«….Смелей! Дадим друг другу руки
И вместе двинемся вперед,
И пусть под знаменем науки
Союз наш крепнет и растет…»
А.И. Плещев «Вперед», (1846)
В своей совокупности развивающие, познавательные игры развивают у студентов мышление, память, внимание. Способствуют развитию творческого воображения, развивают способность к анализу и синтезу. Студенты учатся выделять как общие, так и частные признаки явлений и предметов, сравнивать их.На своих занятиях часто повторяю студентам слова из детской песенки В.Я. Шаинского: «Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться». Положительный настрой, интерес, радость на занятиях, удовлетворение от полученных знаний – психологи считают матерью учения.
Биология важна как дисциплина, способствующая формированию и обогащению духовного мира человека. Любовь к природе, как к удивительному и бесценному миру, вселяет в сердца студентов добро и милосердие, без которых нет личности, нет человека. Со знанием биологии во многом связано становление мировоззрения, научное понимание мира.
Сегодня биология это проблема экологического кризиса: исчезновение степей и лесов, с их обитателями, загрязнение рек, морей и Мирового океана. Это проблема роста генетического груза человека, появления новых паразитарных болезней.
На занятиях по биологии мною успешно применяются разные виды игр.
«Руки – ноги»: В этой игре принимают участие студенты всей группы. При освоении понятий «порода, сорт, вид» мы договариваемся, что один хлопок – сорт, два хлопка – вид и топот – порода. Называю: «герань полевая», а в ответ кто хлопает, кто топает. Хотя задание на первый взгляд и простое. В процессе игры исправляем ответы друг друга и одновременно запоминаем понятия. Идет процесс самоконтроля и контроля за ответами других.
«Слова – маркеры»: Трудно усваиваются студентами систематические категории. Здесь помогает игровое задание «Знаешь ли ты систематику животных». Несколько студентов выходят к доске и получают карточки с названиями таксономических единиц, написанных крупным шрифтом: «вид», «род», «семейство», «отряд», «класс», «тип», «царство». Остальные студенты по очереди предлагают название организмов. Стоящие у доски, должны быстро определить, какая таксономическая единица названа, поднять соответствующую карточку и показать группе, например: Тигр уссурийский – вид; Тигр – род; Кошачьи – семейство; Хищные – отряд; Млекопитающие – класс; Хордовые – тип.
«Третий лишний»: По теме «Строение клетки» выполняем задание: «третий лишний». Необходимо из цепочки слов выделить лишнее слово. Например: митохондрии, пластиды, рибосомы. Здесь можно выделить лишнее слово рибосомы, если сравнить компоненты клетки по строению; или пластиды, если смотреть органеллы животной клетки.
«Контрабандист»: На уроках генетики я использую игровые задачи, например, «Контрабандист». Каждый студент получает задачу: «В маленьком государстве Лисляндии вот уже несколько столетий разводят лис. Мех идет на экспорт, а деньги от его продажи, составляют экономику страны. Особенно ценятся серебристые лисы. Они считаются национальным достоянием. Хитроумный контрабандист, хорошо учившийся в школе, хочет обмануть таможню. Он знает азы генетики и предполагает, что серебристая окраска лис определяется двумя рецессивными аллелями окраски шерсти. Лисы, с хотя бы одним доминантным аллелем обычные – рыжие».
Задание: Что нужно сделать, чтобы получить серебристых лис на родине контрабандиста, не нарушив законов Лисляндии?
Ответ: Провести гибридологический анализ и вывести рыжих лис, гетерозиготных по аллелям окраски. Скрестить их друг с другом дома и получить расщепление рыжей и серебристой окраски в потомстве – 3:1.
Таким образом, социо-игровой стиль обучения является одним из активных методов обучения, который способствует: повышению интереса к изучаемому предмету; закреплению и обобщению знаний; формированию и воспитанию личностных отношений в коллективе; раскрытию творческого потенциала преподавателей и студентов.
Библиографический список
1. С.Я. Батышев. Научная организация учебно-воспитательного процесса. – М.: Высшая школа, 1980. - 314с.2. Е.М. Минский. От игры к знаниям. – М.: Просвещение. - 1982.
3. Е.Е. Шулешко, А.П. Ершова, В.М. Букатова. Социо-игровые подходы педагогике / ККИУУ. – Красноярск. – 1990.
4. С.Ю. Афонькин. Поиграем в генетиков //Биология в школе. – 1990. № 6. – С.39 - 40.
5. Д.Н. Кафтарадзе. Имитационные игры в экологическом образовании // Биология в школе. – 1990. № 3. – С.25 – 27.